кризисных симптомов.
1. Инвестиционный кризис.
Сохранение сегодняшних параметров воспроизводства основных фондов вызовет
их дальнейшее сокращение, которое уже к 2005 г. станет основным
ограничителем развития. К 2010 г. они сократятся на четверть по сравнению с
1998 г. и могут составить 55-60% дореформенного объема. Надо повысить
качество и конкурентоспособность производственных мощностей. Их необходимая
модернизация требует ежегодного увеличения объема инвестиций на 10-12%, как
минимум - на 8%, то есть в 2,2 раза по отношению к 2010 г..
2. Социальный кризис.
Финансовый кризис 1998 г. частично преодолел разрыв между производством и
потреблением за счет спада потребления. Реальные доходы населения в области
сократились в 2000 году по сравнению с 1997 годом на 25%. Увеличилось число
граждан с доходами ниже прожиточного минимума. В 1999 г. потребление
населения по России сократилось на 5%. При сохранении этой тенденции к
2005 г. оно сократится на 5-10% по отношению к уровню 1999 г., что
переведет социальные проблемы в медико-демографическую и политическую
плоскость.
3. Продовольственный кризис.
Разница цен в начале реформ привела к субсидированию промышленности и
посредников за счет села. Покупательная способность села сократилась в 1992-
99 гг. более чем в 3 раза, инвестиции - в 25 раз. Падение
сельхозпроизводства с 1995 г. опережает промышленный спад. За 1991-99 гг.
оно составило 44%. АПК не воспроизводит свой потенциал. Производство
комбайнов и тракторов покрывает 10-15% выбытия.
4. Бюджетная напряженность
Минимально необходимые расходы на субсидии, госучреждения, капитальные
затраты составляют сейчас 33% ВВП, с учетом обслуживания госдолга - 37-38%
ВВП.
За счет реструктуризации платежей по внешнему долгу и новых кредитов
эмиссионное покрытие разрыва в среднесрочной перспективе можно сократить до
1-3% ВВП (2005 г. - 4,4%), что является предельным уровнем, превышение
которого ведет к гиперинфляции.
5. Топливный кризис
Топливный сектор - крупнейший кредитор экономики. Он концентрирует около
40% чистого долга покупателей в промышленности. После 2000 г. возможности
его не капиталоемкого развития исчерпаны. К 2005 г. объем инвестиций в
топливный сектор должен возрасти в 1,5 раза по сравнению с 1999 г., к 2010
г. - более чем в 2 раза. Иначе страна уже к 2005 г. может столкнуться с
дефицитом топливных ресурсов - вплоть до сокращения их объема,
поставляемого на внутренний рынок, либо сокращения их экспорта на 15-20%.
Для Нижегородской области, которая закупает 100% топлива этот кризис
представляет серьезную угрозу.
6. Внешнеэкономические проблемы
Девальвация рубля и рост сальдо торгового баланса создали иллюзию
благополучия. Но необходимость стимулирования экспорта в условиях
избыточных затрат и плохого управления требует низкого курса доллара.
Последнее будет стимулировать инфляцию и усилит давление внешних
обязательств и оттока капитала на национальные сбережения. Так, девальвация
рубля, по данным Минфина, повысила отношение внешнего долга к ВВП с 49 до
109%, а годовой отток капитала - с 4-5 до 11% ВВП. В итоге внутренние
инвестиционные ресурсы (разница между сбережениями и оттоком капитала)
снизились с 19-20 до 8-9% ВВП.
Данные кризисные симптомы могут проявляться как в отдельных отраслях или
группе отраслей, быть ограниченными пределами одного региона или нескольких
регионов.
Задача региональных властей – своевременно диагностировать кризисные
симптомы и принять все меры для локализации и уменьшения кризисных явлений.
С этой целью Администрация должна разработать и реализовать систему
мониторинга кризисных симптомов, а также экстраодинарные программы защиты
жизненно важных отраслей промышленности. Перечень кластеров основных
проблемных симптомов приведен в приложении 1.
3. Основные пути развития российской и региональной экономики
Наиболее простым, но и наименее благоприятным является инерционный путь
развития, связанный с ресурсной экономикой, (см.рис.1). Здесь ресурсные
ограничения и недостаточность спроса почти исключают возможность плавного
эволюционного развития. Но, в 2003-2006 гг. массовое выбытие
производственных мощностей и сокращение сельхозпроизводства обострит
системный кризис, в ходе которого сократится потребление населения. В
сочетании с сокращением государственных расходов это вызовет общее сжатие
спроса, что приведет к новому витку спада производства и выбытия мощностей.
Отсутствие ресурсов для сохранения социальной инфраструктуры вызовет
коллапс производства и падение уровня жизни, что подстегнет дезинтеграцию
экономики.
При реализации инерционного пути единственной сферой роста останется
экспорт сырья, который может возрасти более чем на 15%. Закрепится
деиндустриализация экономики, производственные мощности которой могут
сократиться на треть по сравнению с 2000 г. Для Нижегородской области
данный путь неприемлем.
Кроме инерционного пути существуют два более благоприятных варианта:
переход к устойчивому росту за счет стимулирования экспорта и за счет
наращивания потребительского спроса.
"Экспортно-ориентированный" путь развития связан со снижением налоговой и
социальной нагрузки на экспортеров. Это сократит потребление и не
экспортное производство, переведет безработицу в открытую форму, но не
обеспечит достаточный для нормального развития экономики рост.
"Потребительски-ориентированный" путь развития реализуется за счет накачки
потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Это приведет к
поддержке потребления и социальной сферы за счет бюджетного
перераспределения доходов от сырьевого экспорта и экономии на инвестициях.
Он обеспечивает более быстрый, но также недостаточный для восстановления
региональной экономики рост.
Наиболее эффективным представляется одновременное стимулирование
государством и экспорта и потребительского спроса, что требует в качестве
своей основы активного привлечения инвестиций.
"Инвестиционный и Инновационный» путь развития обеспечивает максимальный
темп роста и позволяет сделать его устойчивым, опирающимся не только на
количественное наращивание объемов выпуска, но и на качественную
модернизацию используемых технологий (см. рис.2 и 3).
Движение по этому пути проходит следующие основные этапы:
1. 2001-2002 год. Консолидация власти и основных субъектов экономики,
выстраивание новой схемы экономических отношений между центром и регионами,
укрепление властной вертикали. Создание крупных корпораций (в т.ч.
финансовых), берущих на себя основную тяжесть санации и технологической
модернизации производства.
2. 2003-2006 год. Обеспечение массового обновления оборудования,
ограничение вывоза капитала, продолжение монетизации экономики и вытеснение
бартера, привлечение иностранных инвестиций. Возврат потребления населения
на уровень до кризиса 1998 года.
Ужесточение ресурсных ограничений (восстановление нормальной загрузки
конкурентоспособного оборудования, нормальной энергоемкости и т.д.) будет
означать завершение этапа.
Основная задача региональных властей – обеспечить все возможности для
перехода на инвестиционный путь развития. С этой целью Администрация
области разрабатывает специальную программу повышения инвестиционной
привлекательности Нижегородской области.
2.ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО
ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА
Инвестиционный путь развития зависит от того, насколько эффективно
государство и региональные власти смогут сбалансировать основные
экономические интересы.
1. Интересы “валютного уклада”, ориентированного на экспорт сырья,
материалов, капитала, импорт готовой продукции, заключаются прежде всего,
в:
• свертывании неконкурентоспособных на мировом рынке производств,
ориентированных на внутренний рынок (так как потребляемые ими ресурсы
можно экспортировать);
• сокращении государственных расходов (в том числе социальных), во многом
финансируемых экспортерами;
• максимальном привлечении иностранного капитала для закрепления
внешнеэкономической либерализации;
• государственной поддержке экспортных производств.
2. Интересы инфраструктурных монополий, обеспечивающих целостность
экономики и скрыто субсидирующих ее, заключаются прежде всего в:
• росте емкости внутреннего рынка;
• снижении скрытого субсидирования экономики, в первую очередь за счет
неплатежей, налогов, скрытого субсидирования;
• конвертации долга потребителей их услуг в собственность.
3. Интересы регионов, обеспечивающих работу замкнутых хозяйственных систем,
ориентированных на местные рынки, и несущих основную тяжесть социальной
нагрузки, заключаются преимущественно в:
• стабилизации внутренних рынков, снижении неплатежей;
• стабилизации социальной инфраструктуры;
• перераспределении ресурсов от центра в пользу регионов, расширении
экономических полномочий регионов за счет центра.
4. Общие интересы достаточно разнородных зарубежных капиталов
(стратегических инвесторов, потребителей российского экспорта, импортеров в
Россию, портфельных инвесторов, наконец, крупных корпораций, не работающие
в России, но заинтересованных в определенной конфигурации ее экономического
пространства) заключаются в основном в:
• усилении интеграции России в мировое хозяйство, обеспечение открытости ее
рынков, "прозрачности" хозяйственной системы;
• снижении доли не денежных расчетов и криминализации;
• освоении России западными корпорациями;
• внешней платежеспособности государства и предприятий;
• конверсии российского долга в собственность нерезидентов, защита
собственности иностранных инвесторов.
Общность и различие интересов предопределяют возникновение двух по-разному
ориентированных коалиций.
Коалиция между "валютным укладом" и зарубежными капиталами может быть
ориентирована на:
• форсированную интеграцию в мировое хозяйство, максимальное открытие
рынков и свертывание неконкурентоспособных секторов;
• сокращение налогового бремени за счет снижения государственных
обязательств, в том числе социальных расходов;
• повышение "прозрачности" экономики, привлечение иностранных инвестиций,
усиление защиты прав иностранных инвесторов.
Это - экспортно-ориентированный путь развития за счет снижения налоговой и
социальной нагрузки на экспортеров. Он сократит потребление и не экспортное
производство, переведет безработицу в открытую форму.
Коалиция между инфраструктурными монополиями и регионами может быть
ориентирована на:
• поддержку социальной сферы и потребления населения;
• снижение неплатежей, рост емкости внутреннего рынка;
• нормализацию финансового положения регионов как основных потребителей
продукции инфраструктурных монополий.
Это - "потребительски-ориентированный" путь развития за счет накачки
потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Потребление и
социальная сфера будут поддерживаться за счет бюджетного перераспределения
доходов от сырьевого экспорта и экономией на инвестициях (за счет загрузки
простаивающих мощностей).
Оба формирующиеся сейчас пути односторонни и потому неприемлемы, что
объективно требует осознанного вмешательства властных структур. Общность
интересов обоих коалиций, позволяющая учесть интересы всех заинтересованных
сторон, недостаточна для самостоятельного проявления и требует активной
поддержки со стороны государства.
Стратегическая задача региональных властей - сбалансировать и объединить
интересы обеих потенциальных политических коалиций с целью реализации:
• общих интересов всех групп влияния (сокращение неплатежей, привлечение
иностранных инвестиций);
• полезных для региональной экономики интересов некоторых групп влияния,
не противоречащих интересам других групп (например, расширение экспорта
инфраструктурных монополий);
• “инвестиционной” политики, обеспечивающей согласованный рост и
потребления, создания инвестиционной инфраструктуры, оздоровления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|