Реферат: Коллективный договор
комитет российской федерации по высшему образованию
Калининградский Государственный Университет
КАФЕДРА ТРУДОВОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
(по трудовому праву)
на тему:
Коллективный договор в условиях
становления рыночной экономики
студента I-го курса
спецотделения
юридического факультета
Ковалёва Сергея Аликовича
Адрес: ул. Алданская, 9-64
г.Калининград
1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Коллективный договор – одна из форм социально-партнерских
отношений в установлении условий труда ........................................3
2. Понятие коллективного договора. Стороны коллективного договора ... 4
3. Содержание коллективного договора, его структура, срок действия .... 11
4. Порядок заключения коллективного договора. Разрешение
возникающих разногласий ......................................................15
5. Контроль за выполнением условий коллективного договора.
Ответственность за нарушения коллективного договорного
законодательства и невыполнение коллективных договорных условий..18
6. Задача .................................... 23
7. Список использованной литературы ................ 24
I. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР - ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
УСТАНОВЛЕНИИ
УСЛОВИЙ ТРУДА
Становление и развитие рынка труда в России и новых по своему характеру
общественных связей в кооперации труда обусловили изменение содержания и
сущности коллективного договора - основной разновидности социально-
партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно на
предприятиях, в учреждениях и организациях.
В условиях деинтеграции трудового законодательства коллективный договор всё
более явственно приобретает черты локально-правового нормативного акта,
призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и
работодателей на конкретном предприятии. Нормативные положения по сравнению с
обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании. Будучи
одной из форм внезаконодательного правотворчества, эти положения нацелены на
организацию автономной системы условий труда, действующей в рамках данного
предприятия независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и
численности работников.
Правовая сущность коллективного договора в условиях перехода к рыночным
экономическим отношениям неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее
автономии (управленческой суверенности) предприятия в сфере труда,
осуществляемой его главой - работодателем (собственником, предпринимателем),
и на участии профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных
интересов наемных работников в урегулировании трудовых, социально-
экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.
Коллективный договор как нормативное соглашение, посредством которого
достигается сочетание и примирение этих двух идей, не может рассматриваться в
качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки, ибо преследует другие цели
и имеет другую, более обширную социальную сферу действия. Если обычная
гражданско-правовая сделка порождает обязательства для её сторон,
коллективный договор в силу его нормативности распространяет своё действие не
только на его непосредственных участников, но и на тех работников
предприятия, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.
Не решает вопрос существа вопроса и позаимствованная из частного права идея
рассмотрения коллективного договора в качестве соглашения в пользу третьих
лиц, ибо такое понимание игнорирует социально-партнёрскую направленность
этого договора, предполагающую удовлетворению прежде всего взаимных интересов
его участников. Кроме того, объяснение юридической природы коллективного
договора при помощи понятий и категорий публичного права также требует
большой осмотрительности, т.к. профсоюз и иной орган, заключающий договор от
имени коллектива работников, не располагает авторитетом публичной власти по
отношению к тем, кому он адресован. Не обладает такой властью и работодатель
(собственник, предприниматель), по отношению к коллективу работников. Его
полномочия касаются распоряжения имуществом предприятия, но не трудовым
коллективом.
II. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА.
СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА.
В соответствии с Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и
соглашениях” в редакции от 24 ноября 1995 года коллективный договор -
это правовой акт, регулирующий социально трудовые отношения и заключаемый
работниками организации, филиала, представительства с работодателем.
Несмотря на то, что с момента вступления в действие Закона РФ “О коллективных
договорах и соглашениях” прошел сравнительно небольшой период, он в некоторых
своих частях отстал от произошедших в экономике и обществе изменений.
Возникла потребность приведения его в соответствие с обновляющимися и
развивающимися общественными отношениями.
В последнее время принят ряд новых законов, которые так или иначе влияют на
содержание Закона “О коллективных договорах и соглашениях”. Это - Конституция
РФ, Гражданский Кодекс (части I и II), Федеральные законы “Об общественных
объединениях”, “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности”, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” и другие.
Ряд вопросов поставила практика заключения и исполнения коллективных
договоров и соглашений.
Приведенные выше обстоятельства потребовали внесения изменений и дополнений в
Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” (1992 г.) для приведения
его в соответствие с существующей социально-экономической ситуацией,
условиями рынка, новым законодательством. Потребовалось более полно учесть
отечественную и зарубежную практику, ответить на вопросы, на которые Закон не
давал прямого ответа.
20 октября 1995 года Государственная Дума приняла, а 24 ноября того же года
Президент РФ подписал Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях”. Он был опубликован 5
декабря 1995 года и с этой даты вступил в силу.
Задачи этого Закона прямо указаны в его ст. 1:
“Настоящий закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и
выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному
регулированию социально-трудовых отношений и согласованию
социально-экономических интересов работников и работодателей”.
Такие задачи выполнимы, а цели достижимы лишь на основе социального
партнерства. Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности” (п. 1 ст. 15) прямо предусматривает, что отношения
профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями),
органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся
на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений,
их представителей, а также на основе системы коллективных трудовых договоров,
соглашений.
Коллективный договор является разновидностью социально-партнерского
регулирования трудовых отношений на уровне предприятия. Он выражает интересы
двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Такая разновидность
партнерства получила наименование бипартизма. Другие разновидности
социального партнерства возможны на более высоком уровне:
- региона, отрасли - в форме региональных и отраслевых тарифных и иных
социально-экономических соглашений;
- на общегосударственном уровне - в форме генеральных соглашений.
Эти разновидности социального партнерства могут выражать интересы не только
двух, но даже трех социальных групп: наемных работников (представленных обычно
профсоюзами), работодателей (предпринимателей, собственников), государственных
структур (министерства, правительство). Последняя форма социального партнерства
получила название трипартизма.*
Социальное партнерство не должно вести к соглашательству с работодателями
или, напротив, к постоянной острой конфронтации. Оно должно способствовать
выработке таких позиций и договоренностей, которые позволяют удовлетворить
интересы сторон в конкретных условиях, достичь компромисса, способного
привести к установлению социального мира в организации, регионе, отрасли,
стране в целом.
Говоря о понятии коллективного договора, нельзя не отметить, что в науке и на
практике его рассматривают также в качестве института трудового права России.
Будучи таковым, коллективный договор объединяет довольно обширную группу
федеральных, республиканских, отраслевых и локальных норм права.
Совокупность юридических норм, образующих институт коллективного договора,
относится к Общей части трудового права, поскольку они направлены на
комплексное регулирование трудовых и организационно-управленческих отношений,
а не каких-то их отдельных элементов. Нормы института коллективного договора
выступают юридической формой установления условий труда, регулирования
трудовых отношений между работодателем и работниками предприятия (независимо
от его ведомственной принадлежности и формы собственности).
К заключению коллективного договора предъявляется ряд требований (принципов):
соблюдение законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие
сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание
коллективных договоров; добровольность принятия обязательств; реальность
обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и
неотвратимость ответственности.
Как институт трудового права и нормативно-правовой акт коллективный договор
занимает свое место в иерархии иных правовых актов - законов, трудовых
договоров (контрактов). Условия договоров, заключенных в соответствии с
законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они
распространяются. Условия коллективных договоров, ухудшающие по сравнению с
законодательством положение работников, недействительны. Запрещается включать в
трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с
законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
*
Таким образом, концепция коллективного договора исходит из предположения
широкого развития социально-партнерской правовой формы регулирования
трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений, установленной
на допускаемой внезаконодательной основе, т.е. без участия законодателя. Но
такое регулирование, однако, возможно лишь постольку, поскольку оно не идет
вразрез с интересами государства и общества.
Согласно Закону РФ “О коллективных договорах и соглашениях” сторонами
коллективного договора выступают:
1) работники в лице одного или нескольких профсоюзов, иных уполномоченных
работниками представительных органов;
2) работодатель непосредственно или уполномоченные им представители.
Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах,
наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности,
ведомственной принадлежности и численности работников.
Будучи стороной коллективного договора, работники выступают не как отдельные
обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта - трудового
коллектива предприятия в целом или его отдельного структурного подразделения
(с правами юридического лица). При этом сами работники и трудовые коллективы
не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют
в лице профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким
образом, следует различать, во-первых, сторону коллективного договора - ею
является работники (трудовой коллектив) и, во-вторых, участников
коллективного договорного процесса - ими на стороне работников могут быть
профсоюзные и иные уполномоченные представительные органы.
Обращают на себя внимание принципиальные положения о том, что органам
общественной самодеятельности, если они будут созданы, требуется социальное
полномочие от работников организации на представительство от их имени.
Страницы: 1, 2, 3
|