реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Курсовая: Коллективный договор

реферат

Прежняя редакция закона «О коллективных договорах и соглашениях»

предусматривала образование на любых уровнях иных (непрофсоюзных)

уполномоченных работниками представительных органов. Точной характеристики

этих органов закон не давал. Они могли создаваться и в организации, и в

отрасли, объединять работников города, области и т. п. Практика коллективно-

договорного регулирования сложилась таким образом, что специальные органы,

представляющие интересы работников организации и, тем более, отрасли или

территории, не создавались Там, где действовали избранные раннее советы

трудовых коллективов (СТК), они изредка принимали участие в коллективных

переговорах. Однако общее число коллективных договоров, заключенных с

участием СТК, очень мало.

Учитывая сложившуюся практику и новое законодательство об общественных

объединениях, законодатель счел возможным изменить положение о

непрофессиональных представителях. Создание таких органов разрешено только в

организации. Это органы общественной самодеятельности, которые образуются и

действуют в соответствии с федеральным законом «Об общественных объединениях»

[3] с учетом особенностей, предусмотренных ст.2 Закона «О коллективных

договорах и соглашениях».

Понятие органа общественной самодеятельности и его отличительные признаки

даны в ст. 12 Закона «Об общественных объединениях». Это не имеющее членства

общественное объединение, целью которого является совместное решение

различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного

круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией

программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности действует на основании устава и, пройдя

государственную регистрацию, приобретает права юридического лица (ст. ст. 12,

20, 21 Закона «Об общественных объединениях»).

Это общие правила, касающиеся данного вида общественных объединений. Закон «О

коллективных договорах и соглашениях» уточняет, какой орган общественной

самодеятельности может выступать представителем работников в коллективно-

договорном процессе. Это только такой орган, который создан на общем собрании

(конференции) работников организации или ее обособленного структурного

подразделения (филиала, представительства). Кроме того, он должен быть

уполномочен на представительство. Указанные полномочия отражаются в уставе.

Орган общественной самодеятельности представляет интересы всех работников

данной организации или филиала, представительства.

Существование в организации совета трудового коллектива, совета предприятия

или другого подобного органа не препятствует функционированию первичной

профсоюзной организации.

Отношения представительных органов работников строятся на основе

сотрудничества (ст. 6 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и

гарантиях деятельности»). Их права в коллективных трудовых отношениях равны:

любой представительный орган может вступить в переговоры и вести их от имени

уполномочивших его работников. Однако это не означает, что закон поощряет

сепаратизм и конфронтацию представителей работников. Помимо законодательного

закрепления принципа сотрудничества законодательство о профсоюзах

предусматривает право профсоюзов выдвигать кандидатуры своих представителей

для избрания в иные представительные органы работников в организации.

Представители профсоюзов, входящие в состав органа общественной

самодеятельности, имеют возможность способствовать координации деятельности

указанных органов, формированию согласованной позиции при заключении

коллективного договора.

Таким образом, равенство прав всех представителей работников (ст. 6 Закона «О

коллективных договорах и соглашениях») дополняется их сотрудничеством,

согласованием позиций и , наконец, созданием единого представительного органа

в соответствии со ст. 12 Закона.

Единый представительный орган является особым представителем работников. Он

не избирается (не формируется) работниками непосредственно, а образуется

представителями, уже действующими в организации. Такой орган создается только

в организации, при заключении соглашений действует иной порядок согласования

интересов представителей работников.

Закон не предусматривает порядка создания и специальных требований к единому

представительному органу, предоставляя профсоюзам и органу общественной

самодеятельности возможность принять согласованное решение на

взаимоприемлемых условиях.

Когда речь идет о создании единого представительного органа с участием

нескольких профсоюзов, следует руководствоваться ст. 13 Закона «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В соответствии

с указанной нормой представительство профсоюзов в коллективных переговорах, а

следовательно, и при создании единого представительного органа, определяется

с учетом количества представляемых членов профсоюза.

В создании единого представительного органа возникает потребность в том

случае, когда в организации действует несколько представителей работников.

Проблема множественности представительных органов весьма сложна. Для нашей

страны, не имеющей устойчивых традиций коллективно-договорного регулирования,

решение этой проблемы связано с дополнительными трудностями.

Статья 12 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции от 11

марта 1992 г. предусматривала обязательное создание объединенного

представительного органа. Это в целом справедливое требование на практике

породило ряд непредвиденных осложнений переговорного процесса. В частности,

иногда один из представителей отказывался участвовать в создании

объединенного представительного органа или преднамеренно затягивал его

создание. В этом случае другие профсоюзы, иные уполномоченные работниками

представительные органы были лишены возможности вступить в переговоры.

В новой редакции частей 3, 5 и6 ст. 12 законодатель сделал еще один шаг в

создании приемлемой для практике модели достижения единства и согласия между

представителями работников. Теперь единый представительный орган формируется

в течение 5 календарных дней. Закон не указывает, с какого момента

отсчитывается этот срок Видимо, срок исчисляется со дня, когда один (или

несколько) представительных органов выразили намерение вступить в

коллективные переговоры В этом случае целесообразно направить письменное

предложение о создании единого представительного органа всем действующим в

организации представителям.

Сделать это может любой (или каждый) представитель работников.

Если ответ на предложение не получен, и единый орган не создан в течение 5

календарных дней, представительный орган, проявивший инициативу, имеет право

действовать самостоятельно. Этот вывод вытекает из содержания части 5 ст. 12

Закона, которая регламентирует порядок проведения переговоров в том случае,

когда единый представительный орган не сформирован или его участниками не

достигнуто согласие.

В такой ситуации каждый представитель может разработать проект коллективного

договора. В этом проявляется их равноправие. Однако вступить в переговоры от

имени работников организации, филиала, представительства (а часть 5 ст.12 еще

раз подчеркивает, что коллективный договор заключается от имени работников

организации или обособленного структурного подразделения) представительный

орган может только после рассмотрения вопроса общим собранием (конференцией).

Поскольку в рамках организации возможно использование механизмов

непосредственной демократии, общему собранию принадлежит право окончательного

решения. Оно выбирает наиболее приемлемый проект и поручает представителю

работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры.

Таким образом, по существу установлен порядок разрешения противоречий и

разногласий между представительными органами. Если они не могут достичь

конструктивного согласия, в том числе по поводу создания единого

представительного органа, вопрос решается коллективом работников сообща.

Следует подчеркнуть, что выбор собранием одного представителя из нескольких

никоим образом не нарушает их прав. поскольку каждому была предоставлена

возможность изложить свою позицию, предложить свой вариант коллективного

договора. В конечном итоге именно работники организации (филиала,

представительства) признаются стороной коллективного договора,

представительные же органы созданы работниками с определенными целями. Вполне

оправдано поэтому предоставление общему собранию таких широких полномочий.

Изложенный выше вариант решения проблемы множественности представителей

работников является, на наш взгляд, основным. В любой ситуации необходимо

сделать попытку создать единый представительный орган или прибегнуть к созыву

общего собрания (конференции). Вместе с тем, существует и другая модель

поведения, предусмотренная частью 6 ст. 12. Если единый представительный орган

не создан, представители вправе самостоятельно вести переговоры и заключать

коллективный договор от имени представляемых работников. Это своего рода

исключение из правил, допускаемое в критических ситуациях. Ведь по определению

коллективный договор - правовой акт, заключаемый работниками организации,

филиала или представительства, т.е. всеми работниками, а не их частью.

Несколько противоречивое решение, предложенное ст. 12 Закона, лишний раз

свидетельствует об отсутствии сформировавшихся традиций коллективно-

договорного процесса. В такой ситуации понятны опасения законодателя

негативно повлиять на практику социального партнерства и его стремление

предоставить сторонам и их представителям максимальную свободу и возможность

выбора.

Коллективный договор заключается с одним работодателем в отличие от

соглашения, одной из сторон которого выступают работодатели, объединенные по

территориальному, отраслевому или иному признаку. Фактически это единственное

существенное различие между коллективно-договорными актами различных видов,

не считая возможности заключить соглашение на трехсторонней основе.

Работодателем могут признаваться организации (юридические лица), их

обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства) и

физические лица. Все они обладают равными правами и обязанностями в

переговорном процессе и, заключив коллективный договор, должны его выполнять.

Работодатель в соответствии со ст. 11 Закона «О коллективных договорах и

соглашениях» является стороной коллективного договора. В необходимых случаях,

как указано в законе (ст. 11), работодателя представляет руководитель

организации или другое полномочное лицо. Как известно, юридическое лицо

приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы (ст. 53 ГК

РФ)[4]. Трудовое законодательство не

оперирует понятием «орган юридического лица», однако под руководителем обычно

понимается единоличный исполнительный орган юридического лица, обладающий

правом приема и увольнения. В государственных и муниципальных предприятиях это

руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным собственником

органом (п.4 ст. 113 ГК РФ).

В связи с переходом к рыночной экономике и существованием разнообразных

юридических лиц, в том числе различных объединений (обществ, товариществ),

вопрос о руководителе организации не может быть решен однозначно для всех

случаев.

Корпоративные организации (общества и производственные кооперативы) могут

создавать как единоличные, так и коллегиальные исполнительные органы. Так, в

соответствии со ст. 110 ГК РФ исполнительными органами производственного

кооператива являются правление и (или) его председатель. Аналогичная ситуация

складывается и в акционерных обществах: исполнительный орган может быть

коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный

директор) (п. 3 ст. 103 ГК РФ)[5]

В таких случаях вопрос о представительстве работодателя в коллективных

трудовых отношениях решается следующим образом.

Если действует единоличный исполнительный орган (председатель

производственного кооператива, директор или генеральный директор акционерного

общества), он и должен признаваться руководителем по смыслу ст. 2 Закона «О

коллективных договорах и соглашениях» в новой редакции.

Гражданское законодательство допускает одновременное функционирование

единоличного и коллегиального исполнительных органов. Например, в акционерном

обществе руководство текущей деятельностью может осуществляться директором

(генеральным директором) и правлением (дирекцией) (ст. 69 Федерального закона

«Об акционерных обществах»).

В этом случае единоличный исполнительный орган (директор или генеральный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.