Контрольная: Основные права профсоюзов в регулировании трудовых отношений
ТЕМА:Основные права профсоюзовврегулировании трудовых отношений
Введение
Одним из основных признаков свободного демократического общества является
право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 30
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая
право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.
Профессиональные союзы — наиболее массовая общественная организация,
объединяющая в своих рядах не только работающих в различных сферах народного
хозяйства, но и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального,
среднего или высшего профессионального образования, а также работников,
временно не работающих, и пенсионеров, состоящих в первичной профсоюзной
организации. В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняются
задачи, стоящие перед профсоюзами, этому соответствуют и коренные изменения в
правовых основах создания профсоюзов, регулировании их отношений с органами
государственной власти и управления, работодателями, различными общественными
объединениями и др.
Если социальное назначение профессиональных союзов— представлять и защищать
права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя
сказать об их правовой базе, которая меняется, совершенствуется в зависимости
от развития общественных отношений, в которых профсоюзы участвуют, но прежде
всего – от основных экономических отношений – от отношений собственности,
социально-экономической обстановки в стране. В связи с этим происходит
пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам
государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их
ведении органы. Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту
интересов работников (например, по вопросам занятости).
Учитывая вышеизложенное, основная цель настоящей работы –
определение основных прав профсоюзов в регулировании трудовых отношений,
установленных современным законодательством о труде.
Современное законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции и
Трудового кодекса РФ (глава 58), Федерального закона от 12 января 1996 года «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального
закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», Закона РФ «О
коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями, внесенными Федеральным
законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных
договорах и соглашениях» от 24 ноября 1995 года № 176-ФЗ и Федеральным законом
«О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «О коллективных
договорах и соглашениях» от 1 мая 1999 года № 93 ФЗ), Федерального закона от
20 октября 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»,
Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в
ред.Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ), Основ законодательства
РФ об охране труда от 6 августа 1993 года (в ред.Федерального закона от 18 июля
1995 года № 109-ФЗ) и др.
Это законодательство, используемое нами в процессе работы, отражает новые
социально-экономические условия, складывающиеся в российском обществе и
государстве в настоящее время и значительно изменяет организационно-правовые
основы деятельности профсоюзов в современных условиях.
I. Законодательство о правах и гарантиях деятельности профсоюзов
Первые профессиональные союзы (тред-юнионы — trade-union) были созданы еще в
конце XVIII в. в Англии в целях защиты профессиональных интересов своих
членов. Их появление вызвало сильное сопротивление не только
предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения
применялось антирабочее законодательство, вводилась уголовная ответственность
для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799
и 1800 .) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Во
Франции в 1791 г. для подавления профсоюзов был принят Закон Ле-Шапелье.
Профсоюзы впервые начали рассматриваться как «преступный заговор» еще в
прецедентном судебном общем праве (common low). И основываясь на имевшем
место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов.
Рабочее движение вынудило государство отменить уголовное преследование
организации профсоюзов и забастовок. Это произошло в Англии в 1824 и 1825
гг., во Франции — в 1864 г., в Италии — в 1896 г.
Под давлением рабочего движения впервые профсоюзы были признаны английским
законом о профсоюзах от 29 июня 1871 г., который определение профсоюзов и
разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные
(незаконные). Зарегистрированные профсоюзы получили по данному закону
некоторые права (права собственности, право иметь льготы по налогам и др.).
Этот закон продолжает действовать до сих пор. В 1868 г. был создан Британский
конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы. Основной функцией
профсоюзов во всех странах, в том числе и профсоюзов России, является их
защитная функция, направленная на защиту социально-экономических интересов
своих членов. Например, в ряде стран профсоюзы в отдельных случаях добиваются
образования так называемого закрытого цеха, т.е. оговаривают условие, по
которому на данное производство принимают только членов данного профсоюза.
С образованием Международной организации труда (МОТ) и развитием
международно-правового регулирования труда появились конвенции и рекомендации
МОТ по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ.
Так, Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию»
1948 г., Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г.
и дополнившая ее одноименная рекомендация № 163 предусматривают принятие мер
для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их
признание. В Советской России уже первый КЗоТ 1918 г. закрепил права
профсоюзов. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже целая глава о профсоюзах,
значительно расширившая их права. В ныне действующем Трудовом кодексе РФ
профсоюзам посвящена гл. 58, в которой закреплены основные формы реализации
профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам. В
качестве одного из первых законодатель называет право контроля за
исполнением действующего законодательства о труде. Это представляется вполне
оправданным. В настоящее время большинство нарушений прав работников
допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав
работников. Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов
надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. В отличие от
государственных инспекций и органов прокуратуры профсоюзы сталкиваются с
этими вопросами ежедневно, поскольку представительствуют в интересах
работников, имеют возможность оперативно проводить консультации с
работодателями, разъяснять работникам имеющиеся у них права и соответствующие
обязанности работодателя. Преимущество профессиональных союзов в том и
состоит, что они всегда рядом с работником и могут и должны оперативно
реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные
законом средства и методы и, прежде всего, право осуществления профсоюзного
контроля.
Следует отметить, что Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г.также закрепляет право профсоюзов
на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями,
должностными лицами законодательства о труде, в т.ч.по вопросам трудового
договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда,
гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-
трудовым вопросам и организациях, в которых работают члены данного
профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
Кроме того, профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны труда и
окружающей природной среды через свои ораны, уполномоченных (доверенных ) лиц
по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на
основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они могут
беспрепятственно посещать организации – независимо от форм собственности и
подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены
данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на
производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам
условий и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного
их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда
и окружающей природной среды в соответствии и федеральным законодательством
[1].
Как видим, приведенный перечень не является исчерпывающим, что представляет
профсоюзам возможность расширять сферы контроля и искать новые пути и способы
представительства и защиты трудовых прав своих членов.
Работодатели, должностные лица в свою очередь обязаны, получив требование об
устранении выявленных нарушений, в недельный срок сообщить профсоюзу о
результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Права профсоюзов по обеспечению занятости и трудоустройств предусмотрены также в
Федеральном законе «О занятости населения Российской Федерации» в ред. от 20
апреля 1996 г.[2], а их права по охране
труда закреплены также в Основах законодательств Российской Федерации об охране
труда 1993 г. в ред. от 18 июля 1995 г.[3]
Статья 30 Конституции РФ предусматривает вправо создавать профсоюзы для защиты
своих интересов. Она гарантирует и свободу деятельности общественных
объединений, в том числе и профсоюзов.
Конвенция МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на
организацию» предусматривает право трудящихся создавать по своему выбору
организации, а также право вступать в такие организации для выражения и защиты
своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели. Все закрепленные в
указанных актах права профсоюзов определяют правовое положение (правовой
статус) профсоюзов.
Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации о вопросам прав
профсоюзов. Федеральный закон о профсоюзах состоит из шести глав, объединяющих
33 статьи: гл. 1. Общие положения ст. 1 — 10), гл. II. Основные права
профсоюзов (ст. 11 — 23), гл. Ш. Гарантии прав профсоюзов (ст. 24 — 28), гл.
IV. Защита прав профсоюзов ст. 29, 30), гл. V. Ответственность профсоюзов (ст.
31), гл. VI. Заключительные положения (ст. 32 — 33). Закон установил правовые
основы здания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Он регулирует
отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного
самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями),
юридическими лицами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие
профсоюзов: «Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан,
связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их
деятельности, создаваемое целях представительства и защиты их
социально-трудовых прав и интересов»[4].
Все профсоюзы имеют равные права. Они независимы в своей деятельности от
органов власти, местного самоуправления, работодателей, их объединений,
политических партий и других общественных объединений.
Законодательство субъектов Федерации не может ограничивать права профсоюзов и
гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Уставы
профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных
профорганизациях утверждают сами профсоюзы. Эти акты предусматривают цели и
задачи профсоюза, его структуру, другие вопросы деятельности профсоюза, их
объединений.
Правоспособность профсоюзов, их объединений, первичной профсоюзной
организации возникает как правоспособность юридического с момента их
государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его
территориальном органе. Но они вправе и не регистрироваться, тогда они не
приобретают прав юридического лица.
Профсоюзы в России строятся по производственно-территориальному принципу. Они
могут создавать свои объединения (ассоциации) отраслевому, территориальному
или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику. Различаются их
объединения и органы
- общероссийские, межрегиональные, территориальные (республик, областей,
городов, районов). Все эти органы могут быть представителями работников при
соответствующих коллективных переговорах и заключении социально-партнерских
соглашений.
Статья 3 Закона о профсоюзах дает понятия: первичной профорганизации,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|