реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Контрольная: Основные права профсоюзов в регулировании трудовых отношений

реферат

Контрольная: Основные права профсоюзов в регулировании трудовых отношений

ТЕМА:Основные права профсоюзовврегулировании трудовых отношений

Введение

Одним из основных признаков свободного демократического общества является

право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 30

Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая

право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

Профессиональные союзы — наиболее массовая общественная организация,

объединяющая в своих рядах не только работающих в различных сферах народного

хозяйства, но и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального,

среднего или высшего профессионального образования, а также работников,

временно не работающих, и пенсионеров, состоящих в первичной профсоюзной

организации. В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняются

задачи, стоящие перед профсоюзами, этому соответствуют и коренные изменения в

правовых основах создания профсоюзов, регулировании их отношений с органами

государственной власти и управления, работодателями, различными общественными

объединениями и др.

Если социальное назначение профессиональных союзов— представлять и защищать

права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя

сказать об их правовой базе, которая меняется, совершенствуется в зависимости

от развития общественных отношений, в которых профсоюзы участвуют, но прежде

всего – от основных экономических отношений – от отношений собственности,

социально-экономической обстановки в стране. В связи с этим происходит

пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам

государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их

ведении органы. Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту

интересов работников (например, по вопросам занятости).

Учитывая вышеизложенное, основная цель настоящей работы

определение основных прав профсоюзов в регулировании трудовых отношений,

установленных современным законодательством о труде.

Современное законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции и

Трудового кодекса РФ (глава 58), Федерального закона от 12 января 1996 года «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального

закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», Закона РФ «О

коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями, внесенными Федеральным

законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных

договорах и соглашениях» от 24 ноября 1995 года № 176-ФЗ и Федеральным законом

«О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «О коллективных

договорах и соглашениях» от 1 мая 1999 года № 93 ФЗ), Федерального закона от

20 октября 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»,

Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в

ред.Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ), Основ законодательства

РФ об охране труда от 6 августа 1993 года (в ред.Федерального закона от 18 июля

1995 года № 109-ФЗ) и др.

Это законодательство, используемое нами в процессе работы, отражает новые

социально-экономические условия, складывающиеся в российском обществе и

государстве в настоящее время и значительно изменяет организационно-правовые

основы деятельности профсоюзов в современных условиях.

I. Законодательство о правах и гарантиях деятельности профсоюзов

Первые профессиональные союзы (тред-юнионы — trade-union) были созданы еще в

конце XVIII в. в Англии в целях защиты профессиональных интересов своих

членов. Их появление вызвало сильное сопротивление не только

предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения

применялось антирабочее законодательство, вводилась уголовная ответственность

для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799

и 1800 .) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Во

Франции в 1791 г. для подавления профсоюзов был принят Закон Ле-Шапелье.

Профсоюзы впервые начали рассматриваться как «преступный заговор» еще в

прецедентном судебном общем праве (common low). И основываясь на имевшем

место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов.

Рабочее движение вынудило государство отменить уголовное преследование

организации профсоюзов и забастовок. Это произошло в Англии в 1824 и 1825

гг., во Франции — в 1864 г., в Италии — в 1896 г.

Под давлением рабочего движения впервые профсоюзы были признаны английским

законом о профсоюзах от 29 июня 1871 г., который определение профсоюзов и

разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные

(незаконные). Зарегистрированные профсоюзы получили по данному закону

некоторые права (права собственности, право иметь льготы по налогам и др.).

Этот закон продолжает действовать до сих пор. В 1868 г. был создан Британский

конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы. Основной функцией

профсоюзов во всех странах, в том числе и профсоюзов России, является их

защитная функция, направленная на защиту социально-экономических интересов

своих членов. Например, в ряде стран профсоюзы в отдельных случаях добиваются

образования так называемого закрытого цеха, т.е. оговаривают условие, по

которому на данное производство принимают только членов данного профсоюза.

С образованием Международной организации труда (МОТ) и развитием

международно-правового регулирования труда появились конвенции и рекомендации

МОТ по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ.

Так, Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию»

1948 г., Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г.

и дополнившая ее одноименная рекомендация № 163 предусматривают принятие мер

для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их

признание. В Советской России уже первый КЗоТ 1918 г. закрепил права

профсоюзов. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже целая глава о профсоюзах,

значительно расширившая их права. В ныне действующем Трудовом кодексе РФ

профсоюзам посвящена гл. 58, в которой закреплены основные формы реализации

профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам. В

качестве одного из первых законодатель называет право контроля за

исполнением действующего законодательства о труде. Это представляется вполне

оправданным. В настоящее время большинство нарушений прав работников

допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав

работников. Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов

надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. В отличие от

государственных инспекций и органов прокуратуры профсоюзы сталкиваются с

этими вопросами ежедневно, поскольку представительствуют в интересах

работников, имеют возможность оперативно проводить консультации с

работодателями, разъяснять работникам имеющиеся у них права и соответствующие

обязанности работодателя. Преимущество профессиональных союзов в том и

состоит, что они всегда рядом с работником и могут и должны оперативно

реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные

законом средства и методы и, прежде всего, право осуществления профсоюзного

контроля.

Следует отметить, что Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах

и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г.также закрепляет право профсоюзов

на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями,

должностными лицами законодательства о труде, в т.ч.по вопросам трудового

договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда,

гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-

трудовым вопросам и организациях, в которых работают члены данного

профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

Кроме того, профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны труда и

окружающей природной среды через свои ораны, уполномоченных (доверенных ) лиц

по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на

основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они могут

беспрепятственно посещать организации – независимо от форм собственности и

подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены

данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на

производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам

условий и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного

их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда

и окружающей природной среды в соответствии и федеральным законодательством

[1].

Как видим, приведенный перечень не является исчерпывающим, что представляет

профсоюзам возможность расширять сферы контроля и искать новые пути и способы

представительства и защиты трудовых прав своих членов.

Работодатели, должностные лица в свою очередь обязаны, получив требование об

устранении выявленных нарушений, в недельный срок сообщить профсоюзу о

результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Права профсоюзов по обеспечению занятости и трудоустройств предусмотрены также в

Федеральном законе «О занятости населения Российской Федерации» в ред. от 20

апреля 1996 г.[2], а их права по охране

труда закреплены также в Основах законодательств Российской Федерации об охране

труда 1993 г. в ред. от 18 июля 1995 г.[3]

Статья 30 Конституции РФ предусматривает вправо создавать профсоюзы для защиты

своих интересов. Она гарантирует и свободу деятельности общественных

объединений, в том числе и профсоюзов.

Конвенция МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на

организацию» предусматривает право трудящихся создавать по своему выбору

организации, а также право вступать в такие организации для выражения и защиты

своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели. Все закрепленные в

указанных актах права профсоюзов определяют правовое положение (правовой

статус) профсоюзов.

Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации о вопросам прав

профсоюзов. Федеральный закон о профсоюзах состоит из шести глав, объединяющих

33 статьи: гл. 1. Общие положения ст. 1 — 10), гл. II. Основные права

профсоюзов (ст. 11 — 23), гл. Ш. Гарантии прав профсоюзов (ст. 24 — 28), гл.

IV. Защита прав профсоюзов ст. 29, 30), гл. V. Ответственность профсоюзов (ст.

31), гл. VI. Заключительные положения (ст. 32 — 33). Закон установил правовые

основы здания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Он регулирует

отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного

самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями),

юридическими лицами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие

профсоюзов: «Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан,

связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их

деятельности, создаваемое целях представительства и защиты их

социально-трудовых прав и интересов»[4].

Все профсоюзы имеют равные права. Они независимы в своей деятельности от

органов власти, местного самоуправления, работодателей, их объединений,

политических партий и других общественных объединений.

Законодательство субъектов Федерации не может ограничивать права профсоюзов и

гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Уставы

профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных

профорганизациях утверждают сами профсоюзы. Эти акты предусматривают цели и

задачи профсоюза, его структуру, другие вопросы деятельности профсоюза, их

объединений.

Правоспособность профсоюзов, их объединений, первичной профсоюзной

организации возникает как правоспособность юридического с момента их

государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его

территориальном органе. Но они вправе и не регистрироваться, тогда они не

приобретают прав юридического лица.

Профсоюзы в России строятся по производственно-территориальному принципу. Они

могут создавать свои объединения (ассоциации) отраслевому, территориальному

или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику. Различаются их

объединения и органы

- общероссийские, межрегиональные, территориальные (республик, областей,

городов, районов). Все эти органы могут быть представителями работников при

соответствующих коллективных переговорах и заключении социально-партнерских

соглашений.

Статья 3 Закона о профсоюзах дает понятия: первичной профорганизации,

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.