Доклад: Сравнительный анализ
Основы законодательства об охране труда устанавливают гарантии осуществления
права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования
отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на
предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо
от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и
направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни
и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
В Кодексе Законов о Труде, важнейшем законодательном акте Российской
Федерации, определяются основные направления и минимальные нормативы
деятельности по охране труда государственных и общественных органов
работодателей и работников. В целом же законодательство Российской Федерации
по охране труда включает в себя и другие нормативно - правовые акты,
принимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской
Федерации.
В этой работе моей задачей является анализ проекта Трудового Кодекса
Российской Федерации (далее Проект) и действующего Кодекса Законов о Труде
(далее КЗОТ) в области охраны труда.
Первое, что следует отметить, это разделение Проекта на разделы, которые в
свою очередь делятся на главы. «Охрана труда» является первой главой в
раздел «Безопасность, гигиена и охрана труда» .
В отличие от КЗОТа, Проект расшифровывает такие понятие как:
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально -
экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические,
лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового
процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на
работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их
уровни не превышают установленных нормативов.
Гигиена труда - система обеспечения здоровья работников в процессе их
трудовой деятельности, включающая правовые, социально - экономические,
организационно - технические, лечебно - профилактические, реабилитационное и
иные мероприятия.
Рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему
необходимо следовать в связи с выполнением им обязанностей по трудовому
договору и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические
средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на
работников опасных и (или) вредных производственных факторов, а также от
загрязнения.
Сертификат соответствия (паспорт безопасности) - документ, удостоверяющий,
что организация работы на производственном объекте и его фактическое
состояние соответствуют требованиям по охране труда. (Статья 185. Основные
понятия).
Следующая статья Проекта (186) посвящена государственным нормативным
требованиям по охране труда, которая так же отсутствует в КЗОТе, в
соответствии с которой:
Государственные нормативные требования по охране труда (далее именуются -
требования по охране труда), содержащиеся в законах и иных нормативных
правовых актах, межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также
в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах,
стандартах Системы стандартов безопасности труда, организационно -
методических документах и типовых инструкциях по охране труда, устанавливают
правила, процедуры и критерии, направленные на обеспечение жизни и здоровья
работников в процессе трудовой деятельности.
Требования по охране труда обязательны для исполнения всеми организациями
независимо от их организационно - правовых форм и гражданами при
осуществлении ими любых видов производственной деятельности, включая
проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов,
конструирование машин, механизмов и оборудования, разработку технологических
процессов, организацию производства и труда.
Порядок разработки и утверждения требований по охране труда, содержащихся в
межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах
безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, стандартах Системы
безопасности труда, организационно - методических документах и типовых
инструкциях по охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются
Правительством Российской Федерации с участием общероссийских объединений
профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.
Статья 187. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные
действия органов государственной власти, органов местного самоуправления,
объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных
работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда,
предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, возникающих в результате работы, в ходе ее или связанных с ней,
сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо,
причины опасностей, свойственных производственной среде.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда
являются:
признание и обеспечение приоритета безопасности жизни и здоровья работников в
производственной деятельности организации;
принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов по охране
труда, а также федеральных и региональных целевых программ, способствующих
созданию безопасных условий труда, предотвращению несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
установление единых требований по охране труда, обязательных к исполнению
всеми организациями независимо от их организационно - правовых форм;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;
содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и интересов
работников в области охраны труда;
обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального
заболевания на производстве;
защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний путем обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также членов семей погибших на производстве;
установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или)
опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне
производства и организации труда.
Данная статья не нашла своего отражения в КЗОТе.
В первые в трудовом законодательстве указываются права, которыми обладает
каждый работник и законодательством подтверждена гарантия этих прав.
Статья 188. Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и
гигиены труда
Каждый работник имеет право на:
рабочее место, соответствующее установленным требованиям охраны труда;
получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны
труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, а также
мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных
факторов;
отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ
в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья
(кроме случаев, предусмотренных федеральным законом) с оплатой периода
времени до устранения опасности в соответствии со ст. 142 настоящего Кодекса;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с
требованиями законов и иных нормативных правовых актов по охране труда за
счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда;
профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае
прекращения деятельности структурного подразделения организации либо
ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а
также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем или
профессиональным заболеванием;
требование о проведении инспектирования государственными надзорными и
контрольными органами или органами общественного контроля за охраной труда;
обращение с жалобой в органы государственной власти, а также профсоюзы и иные
уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий
труда на его рабочем месте;
обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным
законом;
возмещение вреда, причиненного ему несчастным случаем на производстве и (или)
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с
исполнением трудовых обязанностей;
медицинское освидетельствование за счет средств работодателя в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
компенсации и льготы за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 189. Гарантии реализации права работника на труд, отвечающий
требованиям безопасности и гигиены труда
Защита прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены
труда, гарантируется государством.
Для реализации установленных гарантий государство обеспечивает организацию и
осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законов и
иных нормативных правовых актов по охране труда, а также применение
предусмотренных федеральными законами мер ответственности за их нарушение к
лицам, отвечающим за обеспечение безопасных условий труда работников
организации.
Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законов и иных
нормативных правовых актов по охране труда.
В случае приостановки работ государственными надзорными и контрольными
органами вследствие нарушения работодателем законов и иных правовых актов об
охране труда за работником за все время приостановки работ сохраняется место
работы с оплатой, предусмотренной для случаев простоя не по вине работника
(ст. 142).
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения
непосредственной опасности для его жизни и здоровья (кроме случаев,
предусмотренных федеральными законами), а также при не обеспечении его
средствами индивидуальной и коллективной защиты, работодатель обязан
предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае,
если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время
до устранения опасности для жизни и здоровья работника, в течение которого он
не работает, оплачивается работодателем как простой не по вине работника (ст.
142).
В случаях причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им
трудовых обязанностей осуществляется возмещение вреда в соответствии с
федеральным законом.
За отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной
опасности для жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с
вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым
договором, работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
По Проекту нового законодательства государственное управление охраной труда
осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через
специально уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами предоставлено
право осуществлять специальные разрешительные, надзорные и контрольные
функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими
нормативные правовые акты по охране труда, а также координировать свою
деятельность в области охраны труда со специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области
охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской
Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в пределах их полномочий (статья 190).
По КЗОТу, в соответствии со статьей 139 « На всех предприятиях, в
учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на
администрацию предприятий, учреждений, организаций.
Страницы: 1, 2
|