Диплом: Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Факультет Права____________________
Кафедра Гражданско-правовых дисциплин____
Дипломная работа
Тема: «Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе
государственного пенсионного страхования»
Москва, 2003 год
Оглавление
Введение.............................................................................................................................................
3
Глава I Государственное пенсионное
обеспечение(страхование)................................................ 7
1.1. Система государственного пенсионного обеспечения:
краткий исторический очерк......... 7
1.2. Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX
века................................................. 8
1.3.Начало реформирования пенсионной системы в
России...................................................... 12
1.4. Программа пенсионной реформы в Российской
Федерации............................................... 20
Глава II Органы, осуществляющие индивидуальный
(персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного
страхования................................................................................
36
2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации: значение,
цели, функции............................... 36
2.2. Единая пенсионная
служба......................................................................................................
41
Глава III Индивидуальный (персонифицированный) учет в
системе государственного пенсионного страхования и назначение
пенсии.................................................................................................
45
3.1. Понятие, цели, функции и значение индивидуального
(персонифицированного) учета.. 45
3.2. Основные принципы индивидуального
(персонифицированного) учета в условиях переходного
периода............................................................................................................................................................
49
3.3. Учет взносов (налогов) на пенсионное страхование и
трудового стажа застрахованных лиц 50
3.4. Порядок обращения за назначением пенсии с
использованием данных персонифицированного
учета............................................................................................................................................................
60
Заключение.......................................................................................................................................
74
Библиография...................................................................................................................................
77
Введение
Среди важнейших преобразований в социальной политике государства особое место
занимает реформирование пенсионной системы, которая затрагивает интересы
нескольких поколений на протяжении достаточно долгого времени.
Актуальность реформирования пенсионной системы связана с теми негативными
демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране сейчас и
которые, как обоснованно считают демографы и социологи, обострятся в
ближайшие десять - двадцать лет. Это заставляет искать новые подходы в
решении задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении
старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Сложившаяся еще в предреформенный период, претерпевшая существенные изменения
в ходе реформирования российского общества пенсионная система, основанная на
принципах солидарности поколений, даже частично модернизированная, не
способна обеспечить достойный уровень жизни нынешним, а тем более будущим
пенсионерам.
Правительством Российской Федерации и созданным Указом Президента Российской
Федерации от 17 февраля 2001 года[1]
Национальным советом была рассмотрена и одобрена Программа пенсионной реформы
[2], разработанная Пенсионным фондом России совместно с министерствами
труда, экономического развития и финансов Российской Федерации, которая
является одним из основополагающих документов, определяющим новые принципы и
направления развития пенсионной системы Российской Федерации.
Новая пенсионная реформа началась практически с принятия Федерального закона от
01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования"[3]
.
В настоящее время приняты новые пенсионные законы Федеральный закон от
17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральный
закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации", Федеральный закон от 15.12.2001167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от
31.12.2001№ 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о
налогах и сборах".[4]
Таким образом, с 1 января 2002 года в России завершается данный этап
пенсионной реформы.
Кроме того, в настоящее время дорабатываются проекты федеральных законов "Об
инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии
в Российской Федерации" и "Об обязательных профессиональных пенсиях в
Российской Федерации", "Об страховом взносе на финансирование обязательных
профессиональных систем", "Об управлении средствами государственного
пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации".
Одновременно были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон Российской
Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе государственного пенсионного страхования" (в ред. Федерального закона
от 25.10.2001 № 138-ФЗ)[5].
Развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета придано важное
значение. Это связано с тем, что при переходе к формированию пенсионных прав
на основании учета фактически уплаченных страховых взносов и в связи с
введением накопительной части трудовой пенсии и профессионального пенсионного
страхования необходимо в кратчайшие сроки приспособить только сложившуюся в
последние годы и практически только начавшую работать систему
персонифицированного учета к новым условиям.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе
государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской
Федерации, который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный
лицевой счет с постоянным страховым номером, в котором содержатся
определенные сведения.
Система индивидуального (персонифицированного) учета обеспечивает сбор
сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются страховые
взносы в Пенсионный фонд.
Персонифицированный учет будет содействовать решению ряда проблем. Так, он
приведет механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с
развивающимися рыночными отношениями, даст возможность развивать
государственное пенсионное страхование в направлении установления зависимости
размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, создаст
возможность более точного прогнозирования изменений численности занятого
населения и пенсионеров в стране, как в целом, так и по отдельным профессиям.
Только при постоянно развивающейся и совершенствующейся системе индивидуального
(персонифицированного) учета возможно обеспечение информационной поддержки
прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчет макроэкономических
показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения,
совершенствование пенсионного законодательства Российской Федерации
1.
Индивидуальному (персонифицированному) учету - одному из важнейших
направлений реформирования пенсионной системы в Российской Федерации -
посвящена настоящая дипломная работа.
Целью настоящего исследования является анализ теоретических и практических
вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе
государственного пенсионного страхования.
Задачи исследования:
- дать краткий исторический очерк развития системы государственного
пенсионного обеспечения (страхования) в России с момента её зарождения и до
наших дней;
- рассмотреть основные цели , задачи, функции и значение Пенсионного фонда
Российской Федерации;
- проанализировать понятие, цели, значение индивидуального
(персонифицированного) учета;
- рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж
застрахованного;
- определить порядок обращения за назначением пенсии с использованием данных
персонифицированного учета;
-сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства
в данной области.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением
человеческого общества, то есть в любом обществе независимо от его
экономического развития и политического устройства была, есть и будет
существовать необходимость в экономическом и социальном поддерживании людей,
которые в силу разных причин не в состоянии самостоятельно приобретать
средства для своего существования: это дети и старики, а также люди,
потерявшие здоровье по причине болезни, увечия и т.д.
Содержание престарелых и нетрудоспособных в первобытно-общинном обществе
осуществлялось в силу обычая.
Рабовладельческое общество, естественно, не проявляло заботы о старых,
больных и нетрудоспособных рабах, однако в отношении свободных граждан брало
на себя определенные обязательства, например для ветеранов воинской службы в
Древней Греции были введены пенсии, в Древнем Риме им предоставлялись
земельные наделы.
В феодальном обществе предоставлялись государственные пенсии за особые
заслуги; тогда же начали складываться особые формы социальной поддержки тех,
кто не может работать и не имеет хозяйства, - санкционированное нищенство и
благотворительность, предполагающая устройство богоделен, домов призрения и
т.д.
С зарождением капиталистического производства, по мере формирования класса
наемных работников, начали складываться общества взаимопомощи для оказания
помощи оказавшимся без работы в связи с болезнью или инвалидностью в виде
касс взаимопомощи, средства которых складывались из взносов работников и
работодателей. Начиная с середины XIX века принимаются законы об
ответственности работодателей за причинение вреда здоровью работников, а в
конце XIX века социальное обеспечение наемных работников начинает
осуществляться на правовой основе, закрепленной государством, и в качестве
способа его организации вводится государственное социальное страхование
наемных работников. Так, в частности, в Германии в 90-х годах XIX века были
приняты первые законы об обязательном государственном страховании на случай
болезни, от несчастных случаев, по инвалидности и по старости.
Суть сложившейся к началу XX века в Западной Европе и Северной Америке системы
государственного социального страхования состояла в том, что каждое лицо,
отвечающее условиям, указанным в законе, подлежало страхованию в принудительном
порядке; взносы на страхование вносили не только сами наемные работники, но и
предприниматели; обеспечение предоставлялось на основе правовых норм, что
делало данную систему страхования гарантированной; посредством норм права
закреплялись единые условия и размеры обеспечения, не зависящие от специфики
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|