p>Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. Характеристики и поведение зарегистрированных и незарегистрированных безработных, как показал анализ, во многом сходны, но есть и различия. Те и другие близки по возрастным категориям, (средний возраст 30 - 39 лет), семейному положению. Мало чем отличаются они и по продолжительности занятости и длительности поиска работы, по отраслевой принадлежности и профессионально-должностным группам, по обстоятельствам незанятости. Однако между ними проявляется существенное различие по полу. Если среди зарегистрированных безработных всего 10% мужчин и 90% женщин, то среди незарегистрированных - 56, 6% мужчин и 43, 4% женщин. Имеется и некоторое различие между ними и по образованию. Так, среди зарегистрированных безработных 1/3 - с высшим образованием, 1/4 - со средним специальным, свыше 1/3 - со средним общим образованием; среди незарегистрированных - 1/4, 1/3, 2/5 соответственно. Очевидно, что образовательный уровень зарегистрированных безработных несколько выше, чем незарегистрированных. Что касается средств к существованию, то 2/3 тех и других являются иждивенцами. Около 5% среди зарегистрированных и 10% среди незарегистрированных безработных имеют средства к существованию в виде дополнительной работы, 2/3 являются иждивенцами, остальные располагают иными средствами. Материальные трудности в большей мере испытывают 2/3 и в средней - 1/3 в обеих группах (не испытывают трудностей всего 2, 9% зарегистрированных и 6, 1% незарегистрированных безработных). Группа прочих обращает на себя внимание пассивностью своего экономического поведения. 2/3 из них высвобождаются из отраслей материального производства, 1/3 - из непроизводственных отраслей. Они довольно равномерно представляют все профессионально-должностные группы, занятые в народном хозяйстве. Их характерная особенность состоит в том, что они практически не занимаются поисками работы. Анализ показывает наличие некоторого контингента безработных, которые не имеют квалификации, либо утратили ее в силу длительной безработицы. При неблагоприятном стечении обстоятельств и недостаточной активности службы занятости многие из них могут пополнить маргинальные слои общества. В отношении этих лиц необходимы разработка и реализация программы, содержащей целенаправленные и систематические меры по их социальной реабилитации. По данным обследования, уровень зарегистрированной безработицы по отношению к населению в трудоспособном возрасте, составляет 1, 5%, а уровень незарегистрированной безработицы - 5, 5%. Оказалось возможным рассчитать значение скрытой безработицы за счет использования неполного рабочего времени на основной работе. Исходя из того, что полную занятость имели 93, 6% респондентов при средней продолжительности рабочей недели 40 часов, а неполную занятость 6, 4% при средней продолжительности рабочей недели 27 часов, рассчитываем уровень скрытой безработицы, равный 2, 1% ( (40-27)/40 * 6, 4% ) по отношению к трудоспособным в трудоспособном возрасте[11]. Полученные данные позволяют сделать вывод, что общий уровень безработицы, выявленный социологическими методами, на конец октября 1997 года составил 9, 1% (+1, 2%) по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте. Это значение включает уровень зарегистрированной безработицы, составляющий 1, 5%; уровень незарегистрированной безработицы, составляющий 5, 5%; уровень скрытой безработицы, равный 2, 1%. Данные результаты, полученные по выборочной совокупности, с вероятностью 95% в пределах указанной погрешности можно распространить на генеральную совокупность - население в возрасте от 15 до 70 лет. Общий показатель реальной безработицы имеющий трехкомпонентную структуру, позволяет оценить уровень и содержание феномена безработицы и выработать меры по воздействию на те или иные тенденции в изменении ее уровня и структуры. Данный принцип воспроизведения структуры незанятого населения генеральной совокупности применим к выборочным обследованиям домохозяйств регионов и республики в целом, которые должны стать важным компонентом разрабатываемых социальных программ.
ГЛАВА 2. Рынок труда в РТ: занятость и безработица.
§1 Социальные последствия безработицы и политика занятости. Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы. Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности. Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению. Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными. Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу. Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным. Как верно заметил Курт Левин, сказал, что обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них по отдельности. Действия, направленные на оказание содействия в трудоустройстве демонстрируют большое разнообразие методов. Такая работа проводится и в нашей республике в рамках Клубов ищущих работу. Известно, что в результате проделанной работы у участников программы повысилась мотивация к трудоустройству, многие научились активно и осознанно заниматься поиском работы, повысилась уверенность в себе, сменился психологический настрой на успешность в поиске или приобретении профессии. Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение. Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же , с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу? 2, 0% - на местную администрацию;
5, 8% - на руководство предприятий; 8, 6% - на профсоюзы; 70, 6% - только на себя; 13% - ни на кого не надеются. [9. С. 41]
Легко убедиться, что горожане отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится. А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на:
личные связи - 42, 9%; государственную службу занятости - 26, 5%; объявления - 11, 1%; организацию собственного дела - 7, 3%; коммерческую службу занятости - 6, 1%; обращение к работодателю - 6, 1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе. Работники, избежавшие увольнения, также испытывают стресс, и чрезмерные психологические нагрузки , переживаемые теми , кто сохраняет работу, могут оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый период теми, кто ее потерял. Например, Бреннер, изучавший влияние безработицы на жителей городских и сельских районов, обнаружил, что экономический спад может нанести урон владельцам магазинов, которые вынуждены объявлять о своем банкротстве и закрывать их . Они, как и все другие, испытывают отрицательные последствия безработицы, и у них существует чувство неуверенности в своем экономическом положении. Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте. Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ. Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения. Попробуем оценить его уровень у безработных с различным образованием (см. таблицу 2).
Таблица 2
Страницы: 1, 2, 3
|