реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Способы и современная практика урегулирования - (диплом)

реферат
p>Существует много попыток исследователей прорваться в природу экстремизма и террора. Изучив природу, легче вырабатывать эффективные меры борьбы с ним. Одни исследователи утверждают, что экстремизм и терроризм - порождение и наследие тоталитарных и фашистских режимов, их идеологий. Другие считают, что они порождение общества вседозволенности и неограниченной демократии. Некоторые западные ученые провозглашают политический экстремизм вечным, как мир. Ведь еще на земле древней Палестины существовала секта сикариев, действовавшая в Иерусалиме, осуществлявшая убийства на почве религиозного фанатизма; а восточные боевые искусства, пираты так же свидетельствуют в пользу вечного живучего и не умирающего террора, убийств, насилия. Так, немецкий социолог Г. М. Энценсбергер утверждает, что экстремизм и терроризм - ровесники любой формы власти, ибо всякая власть, являясь "присвоением права на пролитие крови", порождает ответную экстремальную и столь же "кровавую" террористическую традицию.

Многие исследователи, напротив, толкуют терроризм, как проявление техногенности общества, которое раскалывается в результате структурных изменений, исчезает приватный мир человека, растет аномия, фрустрация, анонимность человека. Человек бунтует, в том числе в форме террора выражает социальный протест (Х. Арендт, А. Камю, Хайдин, Сартр и др. ).

В природу терроризма пытаются проникнуть психоаналитики. Некоторые из них относят терроризм к разновидности невроза, другие ищут генетические корни, считают хромосы, измеряют череп, исследуют психику предков. В исследования включались астрологии, гадалки. Так исследуется связь между активизацией терроризма, наслия и фазами Луны, колебанием земной коры, показаниями барометра, вспышками на Солнце и т. д. Явно одно, что современный политический экстремизм, террор, как и мафия, живы и представляют собой одно из глубочайших проявлений кризисных ситуаций в обществе, глубочайшего кризиса личности, социума в целом, выступают как средство разрешения конфликтов. В цивилизованном обществе политика стремится устранить насилие, террор, но не сможет сделать это окончательно, потому, что оружие в прямом смысле слова, военная сила никогда полностью на исключаются из политической борьбы. Политики не столько стремятся уничтожить средства насилия, оружие, сколько сосредоточить их в руках правительства. Обладая монополией на оружие, правительство, правящая партия, приобретает огромную власть над безоружными гражданами. Как утверждает М. Дюверже, военная сила, кроме легитимного использования для подчинения подданных, используется в политике в трех случаях. 1. На низкой стадии общественного развития, когда государство еще слишком слабо, чтобы использовать ее в собственных интересах. Тогда вооруженные партии борются за власть, политические организации приобретают форму милиции (древние города-государства. Иногда это можно наблюдать на более высокой стадии социального развития, когда одна из партий приобретает форму веонизированной организации (Германия 1930-е гг. , фашистские, национал-патриотические образования России).

2. Политический конфликт приобретает военные формы, когда оппозиция не имеет возможностей быть услышанной или когда дозволенные средства являются неэффективными. Вооруженное сопротивление обычно проходит две стадии: тайное сопротивление и открытое восстание в форме революции или гражданской войны, длительной подпольной вооруженной борьбы (Никарагуа, Ольстер, Таджикистан). 3. Когда военные перестают служить правительству и начинают сами бороться за власть между собой (Латинская Америка, Чили - приход к власти генерала Пиночета). Армия всегда является опорой, с одной стороны, и угрозой, с другой, государству.

Ни одному политическому режиму, ни одному политическому лидеру, исповедовавшему ненасилие, не удалось решить проблему террора, насилия. В крайнем случае, они сами становились жертвой насилия (Мартин Лютер Кинг, С. Альенде, М. Ганди). Но философия ненасилия, мирного разрешения конфликтов от межличностных до глобальных получат все большее развитие в современном мире. Переговоры. Роль посредника в переговорах

В конце 50-х и начале 60-х гг. известный американский специалист в области теории конфликта, профессор Гарвардского университета Т. Шеллинг изложил точку зрения на конфликт, которая долгое время господствовала и в политике США, СССР, т. е. сверхдержав-антиподов. Для него переговоры были и остаются частью конфликта. В общей системе конфликтных взаимоотношений между двумя сторонами личностями, партиями, государствами - упор делается не на силовой фактор, на достижение односторонней победы, т. е. конфликт - война.

Переговорам в этой системе отводится место "запасного выхода", когда продолжение конфликта силовым средствами уже либо бесперспективно, либо невыгодно. Но и в этом случае переговоры не принимают на себя всю тяжесть поисков урегулирования спора, а служат лишь дополнением к борьбе за победу. Ведется "позиционный торг" до победного конца одной стороны. В этом качестве переговоры не нуждаются в таких составляющих, как доверие, взаимозависимость, честность. Конфликт в этом случае продолжается со всеми присущими ему сторонами: противоположностью и несовместимостью интересов, стремлением к достижению односторонних выгод, принципиальной невозможностью длительного компромисса. Доминирует задача полного разгрома и капитуляции противника. Такой подход сохранялся в политике большинства государств на протяжении длительного исторического периода, особенно в периоды политических напряжений, "холодной войны".

Во второй половине XX в. перед человечеством встала проблема выживания, зашли в тупик международные отношения, основанные на силе. Осознание самоубийственности ядерного конфликта сыграло решающую роль в пересмотре тактики разрешения конфликтов. "Компромисс" перестал быть словом пугательным, больше стали цениться "консенсус", "согласие", чем "победа", а "противник" стал "партнером", "оппонентом". Снимался ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов. Вполне возможны компромиссы и далее совместные поиски решений по целому кругу проблем. Международная практика уже дала такой опыт: Женевская конференция 1953 и 1954 г. положила конец кровопролитию в Корее и Индокитае, снят Карибский кризис в 1962 г. Разрядилась обстановка в мире, снята угроза ядерной войны.

Заметный след в американской конфликтологии оставил Г. Райффа, профессор Гарвардского университета, он ведет курс методики разрешения спорных проблем с помощью переговоров. Г. Райффа относится к переговорам как к особой отрасли человеческих знаний и человеческой деятельности. Каждый здравомыслящий человек, по его мнению, должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия. Ткань общественной жизни не должна рваться с каждым конфликтом, а, наоборот, быть крепче вследствие возрастающего умения находить и развивать общие интересы. Есть совокупность решений, по мнению Г. Райффа, вырабатываемых совместно, а не навязываемых одной из сторон.

Безусловно, интерес представляют исследования профессоров Гарвардской школы права Роджера Фишера и Уильяма Юри, которые разрабатывают механизм человеческого общения - переговоров. Переговоры без поражений, т. е. разрушающие атмосферу вражды и недоверия, подозрительности. Обучая людей общению, прививая им навыки решения спорных проблем, авторы способствуют формированию наиболее рационального и оптимального способа общения людей сотрудничества.

В технологии переговоров важную функцию выполняет институт посредников. Он необходим, чтобы направить конфликты в правильном, нужном и созидательном русле и нейтрализовать в них деструктивное начало, находить разумный компромисс между конфликтующими сторонами. Поскольку коммуникации между участниками конфликтной ситуации нарушены, достичь решения без помощи посредников практически невозможно.

Посредник формирует, налаживает и обеспечивает каналы организационных, финансовых, информационных и других связей. Посредник способствует восстановлению целостности общества, организации сотрудничества и гражданского мира в случае состояния войны.

    Типы посредников

Посредника первого типа условно назовем "третейским судьей". При обращении к нему, он действует подчеркнуто нейтрально и вместе с тем независимо. Ему присущ официальный стиль поведения, он требует внимания и уважения к своим предложениям и рекомендациям. Во время переговоров он, как правило, берет себя роль ведущего, позволяя себе ограничивать выступающих как с одной, так и с другой стороны. Для посредника такого типа основой деятельности выступают прежде всего законы, правила и инструкции. Для того, чтобы привести переговоры к желаемому результату, "третейский судья" может настаивать на решениях, которые не обеспечены ресурсами и потому неэффективны.

Второй тип посредника можно условно назвать "играющим тренером". Основой его деятельности выступает процесс создания единой системы ценностей, в рамках которой возможно сформулировать правила и процедуры консенсуса по спорным вопросам. Он активно участвует в переговорах, предлагает свои варианты решений, но не настаивает на их принятии. Основную задачу он видит в создании условий для успешных переговоров.

    Технология разрешения конфликта в ходе переговоров

В ходе переговоров важно то, как посажены участники. Для "третейского судью" характерно рассаживание "квадратного стола", что заранее настраивает участников на противостояние, и дирижеру-посреднику чрезвычайно трудно привести участников к согласию.

Посредник "играющий тренер" как бы изнутри управляет процессом переговоров, где участники расположены за "круглым столом". За "круглым столом" создается психологический настрой на принятие решения.

    Разрешение конфликта
    В целом, можно выделить три этапа разрешения:
    - подготовительный,
    - переговоры,

- выход из конфликта и контроль за согласованными решениями. 1. Подготовительный этап

    В него входят следующие необходимые процедуры:
    а) постановка "диагноза", которая должна:
    - определить тип конфликта,
    - оценить степень остроты,
    - выяснить причины и глубину конфликта,

- проанализировать динамику конфликта, охарактеризовать его стадию на момент исследования,

- изучить намерения, цели и ориентации участников конфликта, ресурсы, которыми они располагают, возможные действия, которые они готовы предпринять, - оценить влияние на конфликт внешних факторов (органов власти, средств массовой информации и т. п. ).

б) построение модели развития конфликтной ситуации и прогноз последствий. Для этого необходимо:

- разработать различные варианты развития конфликта с точки зрения удовлетворения интересов сторон;

- спрогнозировать позитивные и негативные последствия развития конфликта для каждого из участников;

- определить цену "победы", "поражения", "согласия" для каждой стороны; - определить наиболее приемлемые варианты решения конфликта. в) подготовка переговоров. Это предполагает:

    - определение посредников стратегии и тактики переговоров;
    - оказание помощи каждой из сторон в определении ситуации;

- создание атмосферы доверия между участниками переговоров; - разработку повестки дня.

    2. Переговоры

Целью переговоров должно стать достижимое, а не желаемое... Сами переговоры должны быть основаны на реальности, а не на фантазиях. Переговоры могут быть длительными, сложными. Постоянное психологическое напряжение, столкновение характеров могут вызвать сложности.

    В обязанности посредника входит:
    - устранение давления на участников переговоров извне;

- создание атмосферы доверия и уважения, доброжелательности; - концентрация внимания участников на анализе приоритетных вопросов; - нейтрализация крайних позиций, выялление их негативных последствий, слабости аргументации;

    - инициирование собственных аргументов и предложений;

- выработка путей достижения целей, приемлемых для каждой их сторон; - создание возможности каждому участнику высказать свои суждения; - участие в подготовке итогового документа переговоров.

Переговоры - это целое искусство, и, следовательно, зависят от качества подготовки процедуры, глубины проработки вопросов и возможности из оппонентов создать коллектив, способный к конструктивной работе.

    3. Выход из конфликтной ситуации

Чтобы достойно и успешно вывести участников из конфликта, осуществить контроль за выполнением решений, посредник должен:

- побуждать участников высказывать удовлетворение принятыми решениями; - убедить оппонентов, что выработанные правила и процедуры - единственно разумные и правильные;

- утвердить объективные методы контроля за принятыми решениями; - участвовать в контроле реализации решений в качестве эксперта. На третьей стадии роль посредника столь же важна, как и на первых двух этапах. Он должен поддерживать психологический комфорт, порядок в отношениях между оппонентами, дух сотрудничества и взаимопонимания.

Как утверждает В. Н. Амелин посредник несет три функции в переговорах: коммуникативную, исследовательскую, организаторскую. Он должен знать основы психологии, соционики, уметь наладить связь между оппонентами. Важны связи во время переговоров со средствами массовой информации, с органами власти, общественными организациями и движениями.

Посредник - исследователь, ученый. Он исследует корни, источники конфликта, моделирует решения конфликта, прогнозирует последствия различных решений. Для этого ему важно иметь собственную информационную базу, он организует проведение социологического, психологического, политологического исследования. Как организатор переговоров, он должен вызывать доверие, быть доброжелательным, уметь распределять функции помощников, организовать консультативную, интеллектуальную помощь участникам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.