p>Религия , что видно из схемы оказывает сильное , почти не встречающее сопротивления влияние на общество . Религии естественным образом сменяют друг друга . Из истории можно выявить последовательность этой смены , если с начала человек поклонялся природным феноменам , то потом он перешел на многочисленных богов, что в целом подготовило платформу для почитания бого-людей , божественных воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на личность человека , проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруизма. Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются последующие , они остаются так сказать в подсознании общества . Мы являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации , от того как мы будем использовать это наследство во многом зависит наше будущее. Нас в повседневной жизни окружает множество вещей , обычаев , слов, выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человеческих поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы не осознаем себя , как наследников сотен тысяч поколений людей , по крупицам собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достижения культуры окружают нас с рождения . В обществе принято деление на религиозные и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто задумывается что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и если разложить на составные части привычные составляющие нашего окружения , то обнаружатся формы и методы , используемые в ранних формах религии , некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных уголках Земли . 20 век - век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей, равных которым не было за всю известную историю . Для дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо выявить и учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями . В идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека должно идти далеко впереди технического прогресса . Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масштаба , но если принять за основу определение религии как чего-то путеводного , направляющего к новому , привлекающего внимание людей к тому, к чему его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии . ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ. НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДАЛЕЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 20 век дал новые способы производства , хранения , распространения информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая перед религией - навязывание человеку информации определенного содержания с целью изменения его действий . Постоянное совершенствование технических методов работы с информацией открывает все новые и новые переспективы развития религии . Основное место в таком воздействии занимают конечно СМИ ; тиражируемые огромным объемом определенные блоки , куски , образцы поведения в определенных ситуациях диктуют поведение простому человеку , который к сожалению , становится послушной марионеткой в руках людей , контролирующих СМИ . Средства массовой информации обладают силой придавать любой транслируемой информации религиозный смысл . Информация поглощаемая через каналы СМИ является своего рода сакральной , священной , мистической формой информации , т. к. она получается человеком не напрямую из окружаещего мира , а дается сублимированной , обработанной, выделенной особым вниманием информацией , кем-то другим , высшим ; и ключем к получению ее является доверие (вера ) к ее источнику . Современные научные данные и СМИ могут стать сильным гармонизирущим или наоборот разрушающим все и вся фактором в дальнейшем. " Ускорение темпов развития науки необходимо совместить с гуманистическими идеалами , иначе произойдет дальнейшее рассогласование мира человеческой жизни и мира культуры . Преодоление этого " рокового теоретизма " ( Ф. М, Достоевский ) даст возможность гармоничного сочетания силовых полей истины добра и красоты в эвристических ситуациях мышления , равными достоинствами которого является как теоретическая глубина , так и практический эффект . " (14) Культура поставляет индивидуальному сознанию готовые ответы , освященные , наработанные традициями . " Природа ( т. е. то , что лежит перед исследующим ) служит источником несогласия с канонами . На стыке природы и культуры эмоции переплавляются в формы мысли , таким образом, для того чтобы мысль осуществлялась она должна выработаться и природой (личностной маргинальностью ) и культурой ( канонами определенной традиции ) . Мышление совершаемое в напряжении между двумя этими точками и исполняет свой этос ( т. е. нормы рамки поведения мысли). (15) " Мир современного человека названный нами " цивилизацией " , устроен так , что в нем нет чистых образцов , стопроцентно репрезентирующих такие абстракции , как " наука " , " культура " , " общество " , "техника " . Мы можем сказать , что компоненты " наука-культура-общество " в истории трансформируются как целостности . Это означает , что нет никакой однолинейной направленной причинной детерминации науки ни " культурой " , ни " обществом " как отдельными абстрактами : такие абстракты " общество без знания " , " культура без знания " в истории просто не существуют . " (16) Руководствуясь вышеизложенными принципами необходимы исследования взаимодействия науки и общества , с целью полноценного и полного использования научных разработок в управлении обществом . Можно предположить вывод о том , что новые научные открытия , в частности обретение человечеством знаний о системности и структурной организации мира неизбежно приведет к изменению социального устройства общества . Осознание этих изменений , раскрытие с помощью научных исследований всей динамики и возможных нюансов этих перемен важная задача для современных исследователей . Таким образом важность разрабатываемой мной темы для теоретического описания мира и практического применения в наше время бесспорна, она становится особенно актуальной в свете все нарастающих темпов НТР и огромных успехов Западных стран , вступивших в эпоху информационного общества .
ЧАСТЬ 1
" Управление - свойство , внутренне присущее обществу на любой ступени его развития ; оно , это свойство , имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества , из общественного , коллективного труда людей . " (17) К. Маркс делил управление на два типа , два механизма воздействия: стихийное и сознательное . В случае стихийного механизма упорядочивающее , управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения переплетения и перекрещивания различных , нередко противоречащих друг другу сил , массы случайных единичных актов. Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой слепой игре случая , оно автоматично по своей природе и не требует вмешательства людей . Мало того люди не вольны , не в состоянии отменить слепую игру случайных , стихийно действующих сил и подчинить их своим интересам и целям . Они способны , точнее говоря вынуждены приспосабливать свою деятельность к требованиям игры случая , способны или ускорить или замедлить течение этой игры , но овладеть ею не в силах . Стихийное управление не связано с функционированием специфических общественных институтов . Наряду со стихийными незапрограммированными факторами в обществе, (опять таки на любой стадии его развития ) действуют сознательные факторы управления связанные с целенаправленной деятельностью людей . Здесь постепенно формируются специальные общественные институты - субъекты управления , то есть совокупность органов и организаций, осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью достижения определенных результатов . В случае сознательного управления поведение людей , социальных коллективов , равно как и других компонентов системы , становится в определенные рамки , соответствующие социально-экономической природе общества . Эти сознательные факторы в процессе прогресса общества претерпели глубокие изменения - от управления посредством эмпирических , непосредственным опытом полученных и передаваемых из поколения в поколение традиций , обычаев в первобытном обществе, до научного осмысливания общественных процессов и сознательного управления ими . Т. е. главная цель управления : обеспечить сохранение качества системы и ее развитие , обезопасить , эмансипировать ее от воздействия стихийных факторов . Иными словами противостоять стихийным , автоматически действующим факторам управления . Такова точка зрения К. Маркса и многих других ученых . " Сознательное управление есть целенаправленное воздействие на общественное развитие , основанное на использовании познанных объективных законов . " (18) При принятии такого подхода к социальным процессам возникает естественная тенденция к т. н. " сознательному " управлению и противопоставление " естественного " и " искусственного " . Можно , однако , заметить , что в сложных системах , к которым можно отнести любой социальный процесс имеются процессы описанные лишь недавно , получившие название самоорганизации или антихаоса. "Под самоорганизацией можно понимать самопроизвольное накопление или производство информации как средства самозащиты этой системы, обеспечения самоприспосабливаемости в условиях воздействия шумов и других возмущений сомасштабно ее продуктивности . "(19) " Структурная гармонизация сложного целого , осуществляемая самоорганизационно и потому принимающая форму самоорганизации, непосредственно связана с его перестройкой - перераспределением весов структурных элементов , субъединиц, подразделений , их относительных вкладов, значимостей , ролей , функциональных обязанностей , позиций , внутриобретенных организационных статусов и т. п. Для проведения таких преобразований и сохранения вновь обретаемого состояния поддержания стационарного режима самовоспроизводства интегрального качества целого необходимы дополнительный приток ресурса , материальных затрат интенсификация энергообмена . Понятно , что структурная перестройка системы , сопряженная с приращением внутрисистемного разнообразия , накоплением межкомпонентных различий тесно связана с процессом функциональных изменений - активизацией подсистем , ускорением их реакций , сокращением собственных времен их самодействия , уплотнением жизненных циклов . Ввиду того, что отношения порядка (приоритетности ) для членов структурно-функционального отношения объективно несостоятельно , интенсификация потоков ресурса в систему может также быть причиной ее структурной перестройки при отсутствии чрезмерной жесткости ее организации т. е. при условии наличия в ней достаточного числа степеней свободы , которыми располагают подсистемы , структурные составляющие . Установление стационарности режима воспроизводства системой собственного качества , гарантирующего сохранение ее целостности , адекватной определенному уровню организации , равнозначно достижению структурно-функционального соответствия ( СФ - соответствия), которое и наступает в результате соединения в диалектическом тождестве , в мере двух различных процессов - энергетически постоянно подпитываемого структурогенеза , потребляющего организованную, "когерентную" , протекающую через систему массу вещества , энергии и информации , и - деструктуризации , идущей естественным порядком .... СФ - соответствие , достигаемое на пути повышения структурного разнообразия , совпадающего с направлением градиента структурогенеза - продуцирования так называемых диссипативных структур , - означает доминирующую линию прогресса . " (20) ( Теория самоорганизации систем И. Пригожина и его школы ) . В приведенной цитате теория самоорганизации рассматривается как теория описывающая протекание процессов в физике ( отсюда специфические термины ) , но данная теория однозначно применима и к социальным процессам . Т. о. вообще , неверно применение термина " управление " к самоорганизующимся ( а следовательно - самоуправляющимся ) системам . Более адекватны сущности этого явления понятия : " направленное развитие " и соответственно "направление изменения организации " , " корректируещее воздействие " и соответственно "корректировка структурных (функциональных) изменений" , " гармонизация систем " и т. п. В соответствии с приведенной мной выше теорией самоорганизации систем наиболее совершенной и жизнеспособной является система с наибольшей свободой ее составляющих , т. е. самоорганизация - способ осуществления непосредственной демократии . Такой механизм самоизъявления воли коллектива в едином действии зиждется на нежесткой связи его участников , допускающей свободу позиций в процессе принятия решений . К. Маркс сравнивал управление коллективом с "мягким искусством дирижера " (21) . Подобно звучанию оркестра , где каждый голос должен быть услышан и приведен в надлежащее согласование со звучанием всего целого , в коллективе , осуществляющем свои функции на началах демократии , т. е. самоорганизационно , складываются все условия для достижения гармонии самовыражения всех его членов . При выработке управленческой стратегии или корректировачной установки , когда объектом управления или коррекции выступает сложная самоорганизующаяся система , важно различать , что должно быть изменено, преобразовано ( вариации ) , а что должно оставаться неизменным , не подлежать преобразованиям , уточняться , усиливаться ( инварианты ). В зависимости от предметной специфики системы можно указать несколько типов инвариантов , в зависимости от того , что подлежит изменению - отношения этого объекта , его свойства как вещи , или его свойства ( совокупность свойств ) . Инварианты вещей определяются основными назначениями последних. При рассмотрении артефактов необходимо учитывать культурную среду , в которой они были сформированы , их семиотическую природу . Рассмотрим системность культуры с точки зрения семитической природы ее составляющих .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|