p>Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. В России действует практика ежегодного заключения генеральных соглашений на федеральном уровне по социально-трудовым вопросам между правительством, представителями профсоюзов и работодателей. На отраслевом уровне заключаются трехсторонние тарифные соглашения, на уровне территорий- специальные соглашения, а на уровне предприятий, в учреждениях и организациях - коллективные договоры. Заключение коллективных договоров и соглашений должно основываться на следующих принципах, соблюдение норм законодательства, полномочность представителей сторон, их равноправие, свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание договоров и соглашений, добровольность принятых обязательств, реальность их обеспечения и, наконец, не ухудшение каждым последующим уровнем коллективных соглашений (договоров) условий соглашений более высокого уровня. Соглашениями и договорами при этом должны предусматриваться реальные мероприятия, которые будут безусловно выполнены. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях, то есть там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и повышении конкурентоспособности товаров и услуг, в росте трудовой и социальной активности, в смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами исходя из типовой совокупности вопросов. По нашему мнению, для повышения эффективности совместной деятельности партнеров нужно расширить спектр вопросов по сравнению с теми, которые включаются в договор согласно нормативным актам. В этих договорах следует предусмотреть: - усиление мотивации труда, включая конкретные размеры тарифных ставок оплаты труда с учетом отраслевых и территориальных соглашений (минимальные тарифные ставки, дифференциация по сложности, условиям труда), формы, системы и размер оплаты труда; - механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня и темпов инфляции, индексации невыплаченной заработной платы; - содействие продуктивной занятости и защите от безработицы, переобучение, переквалификацию, перераспределение рабочей силы, - организацию рабочих мест с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков); - продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; всестороннюю обоснованность норм труда путем учета организационно-технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов, - улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и детей, совершенствование организации труда с целью обогащения содержания работы; - экологическую безопасность и охрану здоровья работников на производстве; - добровольное и обязательное медицинское страхование;
- льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
- соблюдение интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий; - другие, в том числе более льготные, трудовые, и социально-экономические условия по сравнению с нормами, установленными законодательством и отраслевыми соглашениями с учетом экономических возможностей; - предотвращение трудовых конфликтов и забастовок, укрепление трудовой дисциплины; - обеспечение возможностей для участия и соучастия работников в управлении предприятием (организацией), разработку процедур отбора работников, которые действительно желают и способны участвовать в управленческих решениях; - контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, обеспечение благоприятных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов. В коллективном договоре должны быть предусмотрены гарантии полной и своевременной выплаты заработков независимо от места работы и финансового положения предприятия при выполнении установленного задания или нормы и соблюдении определенной законом продолжительности рабочего времени (минимальная заработная плата, централизованные тарифы по уровням сложности работы и их условиям). Анализ коллективных договоров, осуществленный сотрудниками НИИ труда, свидетельствует, что в регулировании оплаты труда еще много нерешенных вопросов. Так, например, уровень нижней границы заработной платы в большинстве случаев не связан с гарантиями, предусмотренными территориальными и отраслевыми соглашениями. Всего 30% предприятий учли отраслевой минимум и только 10-15% предприятии установили нижнюю границу заработной платы на более высоком уровне. Вне сферы договорного регулирования, как правило, остается оплата труда служащих, специалистов и руководителей подразделений. В ряде случаев предприятия не берут на себя ответственности за исполнение условии договора. Принципиальной особенностью формируемой мотивационной системы является создание механизма непосредственной связи поощрения за добросовестный и инициативный труд с прямой материальной ответственностью за недополучение возможного хозяйственного эффекта. В настоящее время заработная плата растет при снижении уровня производительности труда, и поднимать вопрос об установлении определенного соотношения между темпами роста этих показателей бессмысленно. Однако в будущем на предприятиях станет возможным использовать такую зависимость с учетом особенностей отраслей, а также при прогнозировании инфляции, индексации заработной платы и доходов, уровня безработицы. Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходитьдифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержания и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры. В ряде развитых стран широко распространены системы участия работников в акционерном капитале и прибыли. Сейчас трудно говорить о перспективах использования той или иной системы в России в условиях падения производства и общей кризисной ситуации. Однако стоит детально проанализировать этот вопрос и подготовить предложения с тем чтобы коллективы предприятии сами могли выбирать наиболее подходящую им форму. Следует использовать и имеющиеся разработки касающиеся корпоративных отношении корпоративного климата и корпоративной культуры.
Доходы потребление и качество жизни населения
Основные тенденции в динамике уровня и качества жизни населения в России. Общее изменение экономической ситуации в стране с 1991 г привело к существенному снижению уровня жизни ее населения В 1991-1995 г. произошло падение его денежных доходов на 40- 50% чему способствовало раскручивание инфляции (индекс роста цен за эти годы составит 1805, 7). В 1996 г сокращение реальных доходов практически остановилось В-4997г по данным Госкомстата России реальные располагаемые денежные доходы увеличились по сравнению с 1996 г. на 3, 5 %. Таким образом после ухудшения большинства основных социальных показателей в 1991-1995 г. наблюдаются стабилизация уровня реальных располагаемых доходов населения в 1996-1997 г. приостановление социального расслоения и некоторое снижение уровня бедности стабилизация потребительских цен и потребительского рынка. Приоритеты социальной политики в области доходов потребления и качества жизни. Ситуация в сфере потребления и уровня жизни населения определяется взаимодействием двух составляющих: доходов населения (уровень, динамика, дифференциация) и потребительского рынка товаров и услуг(нясыщенность рынка и его обеспеченность, цены и их динамика). Ситуация в области потребления в 90- е годы в каком-то смысле изменилась на прямо противоположную. Если в доперестроечной экономике основные проблемы были связаны с развитиемпотребительского рынка (дефицит), то сейчас - сферы доходов(чрезвычайно низкого их среднего уровня и высокой дифференциации) Это определяет основные приоритеты социальной политики в указанной области поддержание и подъем уровня жизни,
- сдерживание инфляции, - уменьшение дифференциации доходов населения,
- борьба с нищетой, бедностью и малообеспеченностью стимулирование потребительского рынка средних слоев населения, - обеспечение государственных стандартов качества и безопасности потребительских продуктов и услуг,
-стимулирование развития рынка жилья,
- повышение экономической эффективности бюджетной социальной сферы, - содействие инновациям в производстве потребительских продуктов и услуг, - поддержка отечественных товаропроизводителей в области потребительских продуктов и ус туг Направления и механизмы реализации политики доходов, потребления и качества жизни. Серьезную проблему представляет резкое падение доходов населения. Важнейшей задачей в настоящее время следует считатьподъем уровня жизни россиян на основе проведения политики, направленной на рост доходов, то есть программы долговременного экономического роста и инвестиций, стабилизации кредитно- денежной системы, занятости и создания рабочих мест. Необходима разработка специальной программы мер, направленных на сокращение дифференциации доходов. Здесь не последнюю роль должна сыграть налоговая политика. Нужно изменить шкалу налогообложения с тем, чтобы основное налоговое бремя несли состоятельные слои населения (некоторые шаги в этом направлении сделаны в текущем году). Было бы целесообразно освободить от налогов доходы ниже прожиточного минимума и при налогообложении принимать во внимание среднедушевой доход семьи (исключение из налогооблагаемой базы нескольких минимальных ставок оплаты труда в зависимости от количества иждивенцев пока не оказывает существенного влияния на величину располагаемых доходов населения из за низкой ее величины). Специальная программа должна быть разработана для борьбы с бедностью. Так, несмотря на уменьшение доли тех, кто находится ниже черты бедности, часть семей (особенно многодетных) живет в условиях застойной бедности и нищеты, а потребление ими продуктов питания находится ниже физиологического минимума. Необходимо становление официального статуса бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий стали исключительно адресными - это касается в первую очередь пособии на детей и дотаций на жилищно-коммунальные услуги. Важно также сохранять бесплатную (или страховую) систему медицинского обслуживания и образования хотя бы при минимально гарантированных нормах. Должна быть развита сеть социальных учреждений, обслуживающих нищих и бездомных граждан (ночлежки, столовые, поликлиники). Главной проблемой социальной политики, направленной на снижение уровня бедности, является повышение ее эффективности. По оценкам МОТ, лишь около 1 /5 суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся за чертой бедности. Диверсификация предложения товаров и услуг необходима в таких областях, как образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, трудоустройство. Кроме экономических мер по поддержке не государственных предприятий этой сферы (в частности, системы налогообложения, позволяющей таким учреждениям эффективно функционировать), здесь требуется и определенный пересмотр правовой базы, направленный в первую очередь на защиту прав потребителей (при банкротстве пенсионных фондов, обеспечении стандартов качества медицинских и образовательных услуг и др. ). В то же время нужно разработать и варианты различных систем государственных услуг в этой сфере, например, предоставлять возможность выбора раз личных систем пенсионного обеспечения, здравоохранения и др. Для стимулирования экономической эффективности бюджетной социальной сферы (здравоохранение, образование), в частности, целесообразно развитие ваучерной системы Обеспечение равного доступа населения к товарам и услугам зависит сейчас преимущественно от его доходов, а не от механизмов регулирования рынка. Основной акцент необходимо сделать не на прямом дотировании населения из бюджета а прежде всего на создании возможностей для зарабатывания денег). (Особое место среди потребительских рынков занимает рынок жилья. При благоприятных в целом тенденциях (рост обеспеченности жилой площадью на душу населения, стабилизация ввода жилья и формирование его рынка) актуальной проблемой остается то что при нынешнем уровне доходов для подавляющего большинства населения и улучшение жилищных условий за счет собственных средств пока невозможно. Фактически отсутствует механизм улучшения жилищных условий в форме не покупки (или скрытой покупки обмена с доплатой), а найма большей площади, так как системы дотации и свободного найма государственного житья по доступным ценам не существует, а наем в частном секторе с тишком дорог да и предложение недостаточно). В этих условиях необходимо сохранение государственной системы обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей, хотя финансирование ее должно осуществляться за счет перераспределения доходов от продажи и найма жилья в государственном фонде. В то же время нужно разработать систему накоплении вложений или ваучеров на жилье гарантированных государством и позволяющих постепенно улучшать свои жилищные условия. Важной составной частью такой политики должна быть система продажи жилья в кредит и найма государственного жилья, позволяющая динамично удовлетворять изменяющиеся потребности. В связи с возросшей дифференциацией доходов возникла и дифференциация потребительских рынков. В России она приняла полярные формы, когда потребительские рынки богатых и бедных слоев населения различаются не только по качественным и другим характеристикам, но фактически противостоят друг другу по наличию или отсутствию в них целых групп товаров, тогда как рынки развитых стран ориентированы, например, на сосуществование автомобилей как для богатых, так и для не очень обеспеченных людей. Наименее развит потребительский рынок средних слоев, тогда как именно потребление данной группы является устойчивой опорой рынка в целом. При выработке политики по отношению к производителям потребительских товаров традиционно большая роль отводится стимулированию и поддержке отечественных товаропроизводителей. Главной задачей политики в области потребления населения следовало бы признать создание условий для роста его объема и повышения качества вне зависимости от того, какие товары потребляются - импортные или отечественные. Только поддержка отечественных пред приятии, увеличение занятости и объема производства могут обеспечить необходимый для этого рост денежных доходов населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|