p>Другим отрицательным фактором в процессах воспроизводства населения выступают негативные моменты в брачно-семейных отношениях, такие как сокращение числа заключенных браков, их непрочность, рост разводов, которые являются характерными признаками неблагополучия в этой сфере. Принимая во внимание нестабильность регистрируемых браков, Министерство юстиции, Верховный суд, Государственный комитет по труду, а также отдел ЗАГС Совета Министров БАССР по поручению областного комитета партии обобщили данные, характеризующие основные причины роста неустойчивых браков, и сформулировали рекомендации по укреплению семейно-брачных отношений. С учетом этих предложений была развернута работа по оказанию населению квалифицированной консультативной помощи в повышении стабильности браков, были заложены основы под будущую службу семьи. В 1983 г. при городской газете “Вечерняя Уфа” в приложении под названием “Уфимская неделя” была открыта рубрика “Знакомства”. Летом 1989 года она расширила сферы своей деятельности и получила статус службы семьи в республике. Квалифицированные специалисты (психологи, сексопатологи, психотерапевты), направляют свои усилия на восстановление психологического равновесия в семье или отдельной личности. Расширился брачный рынок службы. При ней начала работать международная служба семьи“Венера”. Деятельность службы семьи в Башкортостане с момента своего возникновения доказала нужность, необходимость и острую потребность людей в ней. В целях расширения социально-психологической помощи населения, укрепления семейно-брачных отношений в декабре 1993 г. постановлением Президиума Верховного Совета республики был образован социально-психологический Центр“Служба семьи” РБ на базе “Службы семьи” города Уфы. Также в Иглинском районе при сельских Советах созданы социальные группы поддержки семьи из состава: преподаватель, управляющая делами, библиотекарь, работник фельдшерского пункта. Эта группа, по мере поступления заявок от семей, которые нуждаются в психологической поддержке, вызывают бригаду из“Республиканского центра социально-психологической помощи семье, детям, молодежи”, которая называется “Школа радости и гармонии”. Они оказывают психологическую помощь семье в ее становлении, помогают адаптироваться молодоженам к семейной жизни, помогают разобраться, как уйти от конфликтов в семье, занимаются проблемами неполной семьи (г. Уфа, ул. Социалистическая, 20а, тел. 23-05-75, 22-03-84). Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья– это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. Одной из основных функций семьи является репродуктивная функция. Это значит биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение семьи в потребности в детях. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Экономическаяфункция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной при наличии неполной семьи. В основе экономической функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Воспитательнаяфункция, выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения. Хозяйственно-бытоваяфункция удовлетворяет потребности семьи в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья и т. д. Еще одной из функций семьи является досуговаяфункция, главной целью которой является общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях ведетсексуальная функция. Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальной группе, и создания условий для практического применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей.
ГЛАВА I. § 2 Социальная защита семей с детьми
Переход страны к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали серьезное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства. Снижение покупательной способности населения привели к ухудшению одного из основных факторов здоровья–структуры питания населения. Особенно негативно это отражается на беременных женщинах, а значит, и на формировании плода, определяя его внутриутробное развитие. Около 60 % беременных женщин страдают анемией. В России женщины составляют 51 % общей численности рабочих и служащих. Это существенно превышает показатель доли женщин в мировых трудовых ресурсах (35 %). При этом большую часть составляют женщины активного детородного возраста (20–45 лет). 10% всех работающих женщин трудятся в неблагоприятных и даже вредных для здоровья условиях. Ясно, что проблемы здоровья семьи –женщин и детей не могут быть решены усилиями только медицинских работников, но должны решаться и работниками социальных служб вместе. Если рассматривать классическую структуру семьи (женщины, дети, пожилые, старики, трудоспособные мужчины), то главное внимание должно быть уделено женщинам и детям. Именно они с большой точностью отражают состояние здоровья народа не только сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего. Неблагополучная динамика здоровья беременных оказывает прямое влияние на качество здоровья новорожденных детей. Число больных новорожденных детей с каждым годом все увеличивается. В последнее время Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты, Министерством образования с участием других ведомств разработали ряд целевых федеральных программ в рамках государственных программ“Дети России” и “Женщины России”. Среди них – программы “Планирование семьи”, “Безопасное материнство”. Необходимость создания нового нормативного документа, регулирующего основные аспекты семейных, брачных отношений в России была обусловлена несколькими причинами. Во-первых, со времени создания предыдущих актов социальная и правовая действительность в стране претерпела серьезные изменения. Трансформировалась социально-экономическая реальность. Во-вторых, существовавшие законодательные рамки не могли оградить наименее защищенных членов семей, в первую очередь детей, от жестокости, насилия, эксплуатации, лишения родительского попечения и заботы. Этим нормативным документом явился“Семейный кодекс РФ”. Это государственный правовой документ, определяющий основы семейного законодательства в РФ. Был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. , введен в действие с 1 марта 1996 года. Создание сегодня правовой и информационной базы, необходимой для полноценного развития и функционирования семьи, является одной из важнейших предпосылок формирования цивилизованных рыночных отношений на основе эффективного использования местного (регионального) экономического потенциала. Создание региональных информационных банков, содержащих данные о численности, составе и условиях жизни семей является необходимой предпосылкой разработки и реализации региональных программ не только развития, но и укрепления семьи. Исследования показывают, что и трудовой потенциал, и условия жизни, и экономическое положение семьи непосредственно зависят от ее возраста, периода жизни. Можно выделить четыре основных этапа формирования и развития семьи: первый – “роста семьи”: от момента вступления в брак до рождения младшего в семье ребенка; второй – “стабильности”: период воспитания и социализации детей от рождения младшего в семье ребенка до момента отделения от семьи первого из взрослых детей; третий – “зрелости”, в течение которого взрослые дети отделяются от семьи родителей (или создают в ней свою семью); четвертый – “старости”, когда в семье остаются только пожилые родители, а затем – один из них. Экономический потенциал семьи, тенденции изменения трудовой активности ее членов, характер проблем ее жизнедеятельности зависят от периода ее жизни. В настоящее время объектом социальной защиты и общественного внимания являются практически лишь семьи, находящиеся на ранней или завершающей стадиях. Создание условий для укрепления и развития семьи и в общегосударственном, и в региональном масштабе являются комплексной задачей, требующей совместных усилий экономистов, психологов, демографов, юристов, медиков. Законодательные нормы, регламентирующие семейные взаимоотношения, должны содействовать решению задач, связанных с необходимостью предупреждения наследственных заболеваний, реального и существенного сокращения рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, аномалиями психического и физического развития. Важно обеспечить также первоочередное и безусловное выделение денежных и иных материальных средств, оказание помощи каждой родительской семье не по возможности, а в размерах, действительно необходимых, учитывающих в том числе и информационные, экономические и социальные процессы в развитии общества. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 г. до 70–80 % населения находятся на грани нищенского существования. Впервые за многие годы смертность превысила рождаемость. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Доля неполных семей достигает 15 % по стране. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждаются в материнской, психологической и юридической помощи. Растет преступность, совершаемая подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах, изнасилованиях– подростки. Россия не только вышла на “передовые рубежи”по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие в обществе стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50-80 тыс. в год), проституции. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно, и люди вынуждены обращаться в управление социальной защиты населения для оказания им помощи. Социальная защита населения –это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни. В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основными принципами социальной защиты являются: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня. Основной целью социальной защиты населения–избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Важнейшим направлением социальной политики правительства Башкортостана является оказание социальной помощи гражданам, которые по объективным причинам не могут самостоятельно обеспечить себе приемлемый уровень жизни, и в первую очередь тем, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного в республике прожиточного минимума. Исчисление среднедушевого дохода семьи осуществляется с учетом дохода от личного подсобного хозяйства. Для реализации мероприятий адресной социальной помощи населению осуществляется выплата социального пособия. К малоимущим категориям граждан, имеющих право на получение социального пособия, относятся: инвалиды и дети-инвалиды; неработающие пенсионеры (одинокие, не имеющие близких родственников, обязанных по закону содержать); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; беременные женщины с 20 недель беременности; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом I группы; дети из многодетных семей, дети из неполных семей. Размер социального пособия на одного получателя составляет 10% прожиточного минимума. Назначение социального пособия производится при условии, если все трудоспособные члены семьи работают и имеют доходы или учатся, за исключением беременных женщин с 20 недель беременности; трудоспособных членов семьи, признанных в установленном порядке безработными. Назначается социальное пособие с месяца обращения. Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня, когда кризис в обществе стал всеобъемлющим, поразив не только экономику, но и духовную, нравственную жизнь, когда достигла своего пика дегуманизация отношений во всех сферах, совершенно очевидно, что необходим поиск новых подходов к решению усложнившихся задач социальной защиты населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|