p>Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран: страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления; страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии;
страны, производящие оригинальные технологии; страны, производящие знания.
США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности (допускать на свой рынок товары из Японии и т. д. ), но не в производстве знаний. США имеют максимум квалифицированного населения- населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансфер технологий) за счет уровня образования. По состоянию на 1995 год в США - 12, 5 млн. студентов, а в России - 2, 6 млн. студентов. Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т. е. они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Такие общества информационными неявляются.
Информационная культура- это [6]:
новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, посколькувнутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение. Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать[7]. Академик А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества”[9]. Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура. Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества. - обзор разновидностей портативных ПК [5]. 1 группа: программируемые калькуляторы, электронные записные книжки (органайзеры);
2 группа: карманные компьютеры;
3 группа: компьютеры с перьевым вводом (персональные цифровые секретари); 4 группа: ПК-блокноты (notebook);
5 группа: ПК-субблокноты 6 группа: переносные ПК; 7 группа: портативные рабочие станции.
Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую информацию из библиотеки (архива), не выходя из дома в любое время дня и ночи. Телекоммуникационные системы- обзор используемых сетей. Интернет как средство коммуникации. По некоторым оценкам количествор компьютеров, имеющих доступ к каким-либо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось к 30 млн.
Интернет можно рассматривать с разных позиций:
- наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой, т. е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды; - наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои образом мыслей, своим языком. 7. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное требует специального учета, т. к. только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере отрицательными общественными последствиям информатизации. 7. 1. Учет физического начала. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода к разработке прежде всего устройств ввода-вывода информации в ЭВМ. Например: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут осуществляють работу на компьютере, ввод информации движением глаз при помощи специальных шлемов. В России создана специальная программа по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения (например, в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей , что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболеванием); существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с ограниченными возможностями. Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу. Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный, образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит социальную напряженность. 7. 2. Определение предельно допустимых нагрузок на психику Это связано с тем, что у разных людей и различных социальных групп различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что наиболее подвержены “зомбированию” по телевидению молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных исследований психологов. На повестке дня активное развитие научного направления - информационной (компьютерной) психологии.
Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:
страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия); “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет общению с ЭВМ, а не с людьми;
утомляемость людей при работе на компьютере и т. д.
Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности. Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ, специалистов по эргономике, а также пользователей. Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например, люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А. Л. Чижевским , насыщая воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека, снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой жидкокристаллический экран , дающий до 64 оттенков серого цвета, что снижает утомляемость глаз. В социально-экономическом отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе компьютерную технику.
7. 3. Варианты социализации различных социальных групп
В условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека. Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в условиях информатизации:
- проблема языковой коммуникации.
Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема. Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене.
- информационная безопасность личности.
Под информационной безопасностьюпонимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства[1]. Обеспечение информационной безопасности личностиозначает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.
В качестве воздействия на личность могут выступать:
- целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей; - распространение недостоверной, искаженной, неполной информации; - использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации. Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации[2]. Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”. За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах[3].
- компьютерная преступность, вирусы.
Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных антивирусных программ “AIDSTEST” - ее автор Д. Лозинский обновляет иногда даже дважды в неделю. Попытка создателей вирусов, как правило, молодых людей реализовать себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться, “прогреметь”, а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д. Лозинский считает их жалкими созданиями[4].
7. 4. Информационный образ жизни Существует два смысла этого понятия:
1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях;
2. информационный аспект образа жизни.
Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря. Под образом жизнипонимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: - трудовая; общественно-политическая;
учебная; бытовая; -социально-культурная; досуговая деятельность.
Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни. - общественно-политическая деятельностьобретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т. д. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.
- учебная деятельность
Активно развивающаяся педагогическая информатиказанимается проблемами создания и реализации концепции образования [5] людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образования: от “наполнения сосуда” к “воспламенению факела”, т. е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей дляизменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|