реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения - (контрольная)

реферат
p>—не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны; — быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству; — содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы; —включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

—убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Различия в слабых и сильных социометрических критериях покажем на одном примере. Критерий: "Кого бы Вы выбрали своим бригадиром? " — относится к "слабому" типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнуто проекгивсн. В усиленной форме критерий имеет виц: "Помните, теперь мы сами являемся хозяевами вашего предприятия. Кого бы Вы в этой вовой ситуация выбрали в качестве бригадира? ". Здесь каждый респондент начинает четче, определеннее рассматривать окружающих с точки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новых экономических условиях.

Социометрические критерии разделяются на два основных класса: коммуникативные ("социо-метрические тесты") и гностические ("тесты социальной перцепции"). Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто—отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые замеряют мсжличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые приоткрывают перед исследователем "вход" в сферу неформальных отношений. Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: "Кого из членов Вашей бригады хотели бы видеть в качестве бригадира? ", коммуникативного неофициального— "С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями во поводу разладав семье? ". Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: "Кто из членов Вашей бригады назвал бы Вас в качестве бригадира? " (гностический официальный критерий); "Кто из Ваших коллег поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в семье? " (гностический неофициальный критерий).

В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отвержение.

Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического критерия: "Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира? " (положительная часть критерия); "Кого из членов Вашей бригады Вы неХотели бы видеть в качестве бригадира? " (отрицательная часть критерия). Укажем еще одну разновидность социометрических вопросов — критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Например, "Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно создать малую предпринимательскую группу? В первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь и т. д. ". Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные "шумы" в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации: — чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев; особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

—число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи-восьми: это может вызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следует располагать отпростого к сложному. Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (то есть отсутствуют всяческие ограничения на выбор), называетсянепараметричеасой. Скажем, в бригаде из N человек отвечающий может никого не выбрать в качестве бригадира, а может, если желает, указать (К—I) человек. Другими словами, всех кроме себя. Подобный вариант социометричсской процедуры позволяет выявитьэмоциональную составляющую взаимоотношений, дать фотографию многообразных межличностных связей в группе. Вместе с тем такая система выборов, выражения своих предпочтений таит в себе возможности для проявления излишней "щедрости", действий по принципу "все хорошие" или "все плохие".

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданными количественными ограничениями. Например, по сформулированному критерию предлагается выбрать из пятнадцати человек двоих или троих. Лимит выборов снижает вероятность появления спонтанных реакций, непродуманных ответов. На основании некоторых теоретических построений и обобщения опыта осуществления параметрической процедуры рекомендуются следующие ограничения на число выборов:

    Число членов группы Социометркческое огравячеоке
    I
    2
    3
    4
    5
    6
    32-36 7

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (социометрическая карточка) и список членов социометрируемой группы. Для удобства работы, для простоты последующей обработки фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номеромв списке группы. Социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета, начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку, имеется или нет ограничение на выбор, если да, то каково оно. Поскольку социометрию невозможно проводить анонимно, постольку следует обязательно объяснить опрашиваемому цели опроса, гарантировать сохранение тайны его ответов. Завершается карточка благодарностью. Карточка оформляется в следующем виде (табл. 1). Таблица 1 Социометрическая карточка для непараметрической процедуры Критерии

    Укажите номера членов
    бригады из списка
    Кого бы Вы хотели видеть в качестве
    своего бригадира?
    Кого бы Вы не хотели видеть в качестве
    своего бригадира?
    Кто может предложить Вас в качестве
    бригадира?
    4. Кто не предложит Вас в качестве бригадира?

Результаты опроса прежде всего заносятся в социоматрицу, компактно представляющую первичную информацию и упрощающую последующую математическую обработку собранных данных. Матрица представляет собой таблицу, в которую по строкам помещают ответы каждого из членов группы. Втаблице 2приведены итоги непараметрического социометричесюого опроса шести членов группы по дихотомическому критерию: + означает предпочтение (положительный выбор), — отвержение (отрицательный выбор), 0 — фиксирует отсутствие выбора. Социоматрица

    Кто выбирает
    Кого выбирают
    Число выборов
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    +
    всего
    1
    Алексеев +
    —
    +
    +
    —
    - 2
    3
    5
    2
    Бондарев 0
    +
    0
    +
    0
    + 2
    0
    2
    3
    Михайлов +
    +
    +
    0
    0 2
    1
    3
    4
    Нялов 0
    0
    +
    +
    0
    + 2
    0
    2
    5
    Поляков 0
    0
    +
    +
    0 1
    1
    2
    6
    Чюков +
    +
    +
    +
    0
    + 4
    0
    4
    Число полученных + 2
    1
    3
    5
    0
    2 13
    ^
    выборов — 0
    3
    0
    0
    1
    1
    5
    Всего 2
    4
    3
    5
    1
    3
    18

Самовыбор не предполагался, поэтому по диагонали ставим знак +. Уже визуальный анализ социоматрицы многое говорит о взаимоотношениях в группе: как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается. Удобным способом представления содержания социоматрицы являютсясопрограммы, которых имеется множество видов. Укажем только одну из простейших —круговую социограмму. В этом случае все члены группы располагаются симметрично на окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи между членами группы.

При непараметрическом выборе даже в случае относительно небольших групп возникает значительное количество различного вица связей между членами группы, значит, и графическое представлениесоциограмм становится усложненным. Поэтому для проведения анализа следует всегда изыскивать пути упрощения социометрического чертежа. Так, социоматрица, представленная втабл. 2, легко прочитывается, если отдельно представить "положительные" связи и "отрицательные" (см. рис. }.

    Круговые соцнограммы
    1 а. Положительные выборы по критерию
    1 б. Отрицательные выборы по критерию

Количественными характеристиками межличностных отношений, естественно отвечающими выделенным критериям, являютсясоциометрические индексы, или коэффициенты. Их существует огромное множество, которое можно разделить на два класса. Первый класс—это персональные социометрические индексы. Они отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. После того как такой индекс вычислен, с ним можно производить все операции, допустимые для количественных переменных. Второй класс включает в себя групповые индексы, они характеризуют группу в целом. Приведем некоторые из наиболее распространенных персональных и групповых индексов.

Сначала — три наиболее распространенных персональных социомстричсских индекса. Соиометрический статус. Он отражает отношение членов группы к каждому ее представителю. При исчислении индекса А, надо аккуратно подсчитать односторонние положительные и отрицательные выборы, или связи, и добавить к ним количество трех видов парных, или двусторонних, выборов: взаимоположительные и взаимоотрицатсльные выборы (симметричные отношения) и несимметричные выборы (когда один человек выбирает другого, но второй откалывает в этом первому). Так, изтаблицы 2 следует, что Алексеев имеет пят” взаимодействий: три из них односторонние (с членами группы NN2, 4, 5), два — парные (симметричное с N Зтл. противонаправленное с N о). Зачастую количество взаимодействий легче исчислять не по социоматрице, а по социограммам. В табл. 2приведены расчетные значения указанных выше персональных социометрических индексов для нашего примера.

    Теперь о групповых социометрических индексах.

Индекс, соцнометрической когерентности. Он характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, настоятельность взаимных контактов, но без учета их знака, их направленности.

Из формулы понятно, что индекс социометрической когерентности является средней арифметической двух выше рассмотренных персональных индексов: социометрического статуса и эмоциональной экспансивности.

    Список литературы

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.