p>Еще один важный фактор, который должен определить государственную политику поддержки женщин -дифференцированный подход к поддержке различных групп. Сегодня выполнено несколько исследований профессиональных ориентаций женщин. По данным одного из них, среди российских женщин довольно отчетливо выделяются четыре типа: - “карьерные женщины”- желающие расти профессионально и работать полный рабочий день. Их оказалось 5. 3% среди замужних и 5. 8% среди незамужних женщин - “профессионально ориентированные женщины”, желающие делать карьеру, однако предпочитающие работать неполный рабочий день. Их оказалось 26. 1% и 48% соответственно - “работающие матери”- не желающие делать карьеру и выбирающие режим неполного рабочего дня. Их оказалось 35. 3% и 38. 5% среди замужних и незамужних женщин - “домашние хозяйки”- не желающие делать карьеру и предпочитающие не работать вообще - 33. 3% и 7. 7% соответственно. Существуют и другие подходы к определению типологии трудовой и профессиональной ориентации женщин. Возможен и многомерный подход, объединяющий несколько критериев. Важно, что среди женщин отчетливо выделяются разные по своим ориентациям типы, и вкладывать деньги в их профессиональную подготовку имеет смысл только с учетом этих различий. И, наконец, еще одно условие формирования государственной политики в отношении женщин. Сегодня, как уже отмечалось, действует огромное количество организаций, занимающихся подобными проблемами. Все они никак не связаны друг с другом и эффективность их работы от этого чрезмерно страдает. Любые попытки “ввести” координацию в этой области обречены либо на провал, либо на бессмысленную растрату ресурсов и бюрократизацию. Но одно можно и нужно сделать уже сегодня: создать на федеральном уровнеЦентр документации, осуществляющий информационный обмен между ними, а также между всеми государственными и иными органами, так или иначе соприкасающимися с “женскими” проблемами. Такой центр должен собирать все документы о деятельности существующих организаций и их опыте и распространять эти документы среди остальных потенциально заинтересованных организаций. Существование систем электронной почты и информационных сетей типа Интернета делает реальный информационный обмен достаточно простым, быстрым и эффективным. А работа подобного “децентрализованного центра”, может послужить отличным полигоном для упоминавшегося вовлечения женщин в реальную информатизацию нашего общества.
Экспертные оценки частоты столкновения женщин
с фактами их дискриминации при приеме на работу и увольнении в зависимости от предприятий разных форм собственности
Формы проявления социальной дискриминации в сфере труда Сталкиваются (всего) Степень столкновения Никогда не сталкиваются Затрудняются ответить часто иногда При приеме на работу 82. 3 40. 7 41. 6 7. 1 При увольнении 74. 2 41. 2 33. 0 11. 3 14. 5 в том числе: на предприятиях различных форм собственности: на государственных предприятиях 63. 8 23. 5 40. 3 13. 1 23 в госучреждениях 56. 0 в научных учреждениях 45. 7 19. 9 25. 8 19. 0 35 в коммерческих структурах 48. 8 31. 2 17. 6 13. 1 38 на совместных предприятиях (полугосударственных) 40. 3 22. 2 18. 1 13. 6 46
В целом, если оценивать распространенность социальной дискриминации женщин в производственной сфере, то она существует повсеместно, в секторах всех форм собственности. Однако на государственных предприятиях, ввиду их большой открытости, многочисленности персонала, интенсивно циркулирующей информации, факты нарушения прав женщин становятся быстро и широко известными. Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса “Труд. Занятость. Безработица” (Москва, декабрь 1994), проведенный научным коллективом “ГАЛСИ” под руководством проф. Г. Силласте и при непосредственном участии Г. Кожамжаровой [15], позволил нарисовать общую картину распространенности различных видов социальной дискриминации женщин в сфере труда. Иерархический ряд категорий женщин, чаще других ощущающих социальную дискриминацию в сфере труда (в % опрош. )
Женщины Сталкиваются (всего) Степень столкновения Никогда не сталкиваются Затрудняются ответить часто иногда Предпенсионного возраста 77. 9 54. 8 23. 1 4. 5 17 Беременные 65. 6 45. 2 20. 4 13. 1 21 Инвалиды 56. 5 39. 8 16. 7 12. 2 31. 3 Одинокие 52. 4 25. 3 27. 1 17. 2 30. 4 Отвергшие притязания начальника 36. 2 18. 6 17. 6 15. 4 48. 4
Дискриминация женщин в сфере труда и занятости имеет свои последствия. Понятие “социальные последствия”означает ожидаемые - планируемые или стихийно возникающие - результаты распространения того или иного социального процесса и явления, которые влияют как на социальные отношения личностей, общностей, так или на стабильность в обществе в целом, в конкретных социальных общностях - в частности. Классификацию последствий социальной дискриминации женщин в сфере труда и занятости можно провести по ряду критериев: по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные. Среди отдаленных: - ухудшение положения женщин в обществе, снижение их социального статуса - феминизация бедности; сегрегация по признаку пола в профессиональных сферах; суицидность в женской среде; “вымывание” женщин из сферы управления и властных институтов; люмпенизация женского населения; медленное развитие женского предпринимательства; усиление женской агрессивности; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли, кредитов, финансов. Непосредственныепоследствия: унижение достоинства женщин; психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденный возврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничение самореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода на пенсию; недоплата труда; расширение серого (или “третичного”) сектора в экономике; сферы предоставления услуг, насилие в семье; миграции женской рабочей силы. по сферам проявления: дискриминация производственная и бытовая (непроизводственная) по связи с социальными целями: прямые и косвенные; негативные и позитивные последствия. Среди последних можно отметить создание женских движений, неправительственных организаций по борьбе с дискриминацией и насилием в отношении в отношении россиянок; образование клубов (центров) помощи нуждающимся женщинам. В предложенной классификации можно выделить наиболее важные последствия социальной дискриминации женщин в производственной сфере. Для изучения этого процесса применимы две группы индикаторов: статистические и социологические, дополняющие друг друга. Существует несколько групп индикаторов. Одна из них -национальные индикаторы, в основном статистические. Они позволяют изучать процесс в его эволюции за определенные периоды. В настоящее время применяют индикаторы, связанные с изменением положения женщины за годы 1980, 1985, 1990, 1995. Именно этот уровень индикаторов использован в Национальном докладе “О выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”, представленном в ООН в ходе подготовки к IV Всемирной конференции по положению женщин. Региональные индикаторыприменяются для анализа изменений социального статуса женщин в регионах, субъектах РФ. Локальные индикаторы проецируются на уровни городов, районов, других местных территориальных единиц. При анализе неравенства в обеспечении доступа женщин и мужчин к экономическим структурам и ресурсам национальными статистическими индикаторами являются: - кредит в государственных банках, предоставляемый отдельно как женщинам, так и мужчинам, а также совместно
- владение землей в сельских районах
- численность зарегистрированных собственников земли с разбивкой по полу - владение недвижимостью женщинами в городе; количество сделок с городской недвижимостью, зарегистрированных женщинами, мужчинами, совместно. Отметим некоторые статистические индикаторы феминизация бедности: - семьи (домохозяйства), возглавляемые женщинами - численность безработных (в какой мере безработица, ведущая к снижению доходов, затрагивает женщин и мужчин) - доля безработных женщин и мужчин среди городского и сельского населения - состояние детских дошкольных учреждений (их количество, например, позволяет судить о том, имеют ли женщины с детьми возможность сохранить рабочее место) - наличие курсов профессиональной подготовки (этот показатель характеризует доступность профессионального обучения для мужчин и женщин). Все вышеперечисленные статистические индикаторы, которые уже внедрены в российскую практику. Правовая база “женского вопроса” в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует “Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин”, недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие. Государственная Дума активно ведет законотворческую деятельность. В канун ее осенней Сессии 1997 г. 245 законопроектов ждали решения своей судьбы. Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности полов, не залеживались в письменных столах депутатов. “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам”. Справедливы слова Жана д’Аламбера - великого французского просветителя.
Список литературы:
[1] Силласте Г. Г. , Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа. // Социс. 1997. № 31. [2] Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6. С. 1. [3] Пекинская декларация - ООН. Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года). С. 156-158. [4] Смелзер Н. Социология. - М. , 1994. С. 330-333. [5] См. Работы: Чемберлен М. К. , Мэгэри С. , Лазарис К. , Роуз Х. , Смелзер Н. [6] Теоретическая и прикладная социальная психология / Отв. ред. Уледов А. К. М. , 1998. С. 31-32. [7] Силласте Г. Г. Гендерная социология как частная социологическая теория. (Будущее России и новейшие социологические подходы. Материалы конференции. Москва, 10-12 февраля 1997 г. Ч. II. С. 7). [8] Смелзер Н. Социология / Пер. С англ. - М. , 1994. С. 330. [9] Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России. // Социс. 1994. № 3. [10] Статистический сборник “Женщины России”. - М. : Госкомстат, 1995. С. 19, 29, 33. [11] декларация Пекинской Конференции (Пекин 4-15 сентября 1995 г. ) ООН-А/Conf. 177/20. С. 11. [12] Проблемы женской безработицы в России. Материал подготовлен Федеральной службой занятости. - М. , 1996. С. 1.
[13] Смелзер Н. Озн. соч. С. 274.
[14] Бабаева Л. В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы). // Социс. 1997. № 28. [15] Силласте Г. Итоги экспресс-опроса участников всероссийского женского конгресса. // Всероссийский женский конгресс “Труд. Занятость. Безработица”. М. , 1995. С. 163.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|