p align="left">По данным мониторинга Минагрополитики Украины, к началу 2008 г. количество сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов (СОК) сократилось (по сравнению с 2005 г.) на 147 юридических лиц (или на 13%). В расчете на 100 хозяйствующих субъектов сельского хозяйства приходится 1,7 СОК, из них 0,7 -многофункциональных, 0,5 - сервисных и 0,2 - заготовительно-сбытовых (в странах - членах ЕС каждый фермер, как правило, является одновременно членом 5-6 специализированных кооперативов). В 2007 г., вследствие отсутствия кооперативной сети, сельскохозяйственные предприятия через "собственные магазины, ларьки и палатки" и "прочими каналами" реализовали, соответственно, 8,7% и 72,3% зерновых, 7,6% и 87,2% масличных культур, 7,8% и 55,1% скота и птицы и лишь 2,1% и 6,7% молока и молочных продуктов. И это - несмотря на более высокие цены реализации, которые этим производителям предлагали перерабатывающие предприятия, - от 4% (на скот и птицу) до 22% (на молоко и молочные продукты) (см. табл. 4). Таблица 3 Количество действующих хозяйствующих субъектов сельского хозяйства по организационно-правовым формам |
Организационно-правовые формы хозяйствования | Годы | Площадь сельскохозяйственных угодий | 2007 г.в %к 1990 г. | | | 1990 | 2007 (на 1 июля) | | | | | всего (тыс.) | % | всего (тыс.) | % | всего (тыс.) | % | | | Всего. | 13427 | 100 | 58387 | 100 | 20491 | 100 | 434,8 | | Хозяйственные товарищества. | - | - | 7428 | 12,7 | 9370,2 | 45,7 | - | | Частные предприятия. | - | - | 4229 | 7,2 | 3518,2 | 17,2 | - | | Производственные кооперати- | | | | | | | | | вы**. | 8820 | 65,7 | 1226 | 2Л | 1415,0 | 6,9 | 13,9 | | Фермерские хозяйства. | 82 | 0,6 | 43475 | 74,5 | 4190,9 | 20,5 | 530 раз больше | | Государственные предприятия | 4525 | 33,7 | 360 | 0,6 | 510,9 | 2,5 | 7,9 | | Прочие ***. | - | - | 1633 | 2,8 | 1485,5 | 7,2 | - | | |
* Составлено по: Госкомстат Украины "Сільське господарство України" за 1990 г. и предваріггельньїе данные за 2007 г. ** - КСП н другие предприятия коллективной формы собственности; . *** - дочерние предприятия, филиалы, отделы, межхозяйственные объединения и др. Таблица 4 Количество СОК, направления и масштабы их деятельности по состоянию на начало года |
Виды кооперативов | Годы | 2008 г. в % к 2002 г. | | | 2002 | 2004 | 2005 | 2008 | | | Всего. | 688 | 1055 | 1127 | 980** | 142,4 | | в том числе: | | | | | | | заготовительно-сбытовые | 149 | 170 | 162 | 138 | 93 | | перерабатывающие. | 34 | 70 | 73 | 61 | 179 | | сервисные. | 224 | 324 | 360 | 275 | 123 | | многофункциональные | 267 | 424 | 446 | 437 | 164 | | снабженческие. | - | 21 | 19 | 24 | - | | прочие. | 14 | 46 | 67 | 45 | 321 | | |
* Источник: Рассчитано поданным мониторинга Минагрополитики Украины. ** Из них сельские - 692 (или 71%), районные - 273 (или 28%), межрайонные - 15 (или 1%). Такая же ситуация наблюдается и с кредитными союзами, которых насчитывается свыше 800. В структуре их кредитного портфеля займы для фермерских и личных крестьянских хозяйств занимают немногим более 3%. В Украине в расчете на 1 депозитно-кредитную институцию приходится 288 тыс. чел. (в зоне обращения евро этот показатель составляет 30 тыс., а в Польше, имеющей около 600 кооперативных банков, - 59 тыс.). Повторяем: предполагался ренессанс кооперативной идеи, то есть высказывались надежды, что вновь образованные предприятия всех форм собственности и хозяйствования воспользуются долгожданной свободой при выборе партнеров на взаимовыгодных кооперативных началах. Однако эта сугубо теоретическая конструкция не выдержала конкуренции с теневыми схемами агробизнеса. По официальным данным Минэкономики Украины, среди всех отраслей экономики наибольшая доля теневого оборота приходится на сельское хозяйство - 49% произведенного ВВП (только за 2007 г.она выросла на 7%). Следовательно, логично предположить, что регуляторные меры государства предпринимаются с использованием недостоверных балансов спроса и предложения по социально значимым пищевым продуктам, вслепую, а это еще больше дестабилизирует конъюнктуру аграрного рынка и тормозит создание действительно конкурентной среды. И все это, напомню, - при условии ежегодного увеличения прямых дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также их косвенной поддержки за счет специальных режимов налогообложения и предоставления помощи через разнообразные бюджетные программы и меры. В 2008 г. на указанные цели запланированы расходы и кредиты в объеме 13,1 млрд. грн., в том числе почти 7 млрд. грн. из общего и специального фондов на поддержку предприятий по 36 бюджетным программам, что на 53,5% превышает соответствующие показатели прошлого года. Затягивание инкубационного периода развития аграрных предприятий на рыночных началах и распространение в их среде оппортунистического поведения частично можно объяснить сильными неформальными институциями (привычные правила - "закон как дышло..."; бюрократические традиции хозяйствования; недостаточно развитая культура бизнесовых взаимоотношений; укоренившееся в ментальное недоверие к партнерам; неоднозначное влияние социума; и др.). Дело в том, что в условиях продолжительной неопределенности государства в вопросах функций кооперативных предприятий и организаций, а также вялости кооперативного движения значительно усиливается роль неформальных отношений как среди физических, так и среди юридических лиц. Поскольку в переходных условиях централизованно-плановый механизм регулирования хозяйственной деятельности уже разрушен, а весь инструментарий регулирования с арбитражным присутствием государства (там и тогда, где и когда проблемой для потребителей становится кооперативный или частный эгоизм) находится еще на стадии становления, то экономические агенты согласовывают свои интересы преимущественно неформальными дополнениями к квазирыночным "правилам игры". Несмотря на то, что предприятия несут при этом значительные трансакционные издержки, система в целом продолжает функционировать, подпитываясь бюджетными преференциями. Именно унаследованные неформальные институции вроде бы пролонгируют действие устаревших стереотипов экономического мышления и поведения субъектов хозяйствования, а также приводят к непредсказуемым последствиям в сфере государственного регулирования аграрных рынков. По хрестоматийным истинам управленческой науки, выход из кооперативной неопределенности призвано демонстрировать новое поколение руководителей и специалистов отрасли, не обремененное устаревшими знаниями и опытом работы в условиях транзитивной экономики. Однако и здесь не все так просто. 1.3 Живешь в селе -- вот и живи! Следующим приоритетным направлением аграрной политики всегда были и есть подготовка кадров для сельского хозяйства и создание условий для непрерывного повышения их профессионального уровня. Подтверждено практикой, что конкурентоспособность товаров, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках, в конечном счете, сводится к конкуренции в сфере подготовки специалистов и организации инновационных подходов к расстановке и использованию кадров. Провозглашая в целом правильные тезисы о необходимости расширенного воспроизводства человеческого капитала на селе и повышения социального тонуса местных общин, о наступлении эры экономики знаний и направляя значительные бюджетные средства на эти нужды, имеем, к сожалению, запрограммированно отрицательный результат - постоянное ухудшение качественных и количественных показателей обеспеченности отрасли квалифицированными кадрами руководителей, специалистов и работников рабочих профессий. За 1995-2007 гг., вследствие трансформации организационно-правовых форм хозяйствования, в сельском хозяйстве количество руководителей и специалистов сократилось в 2,1 раза (см. табл. 5). Обеспокоенность вызывает не это, а отрицательные тенденции к уменьшению доли молодежи в возрасте до 30 лет (на 4,1 процентного пункта) и старению этой категории работников (на 11 процентных пунктов). Что касается образовательного уровня, то здесь наблюдаются положительные изменения: доля работников сельского хозяйства с высшим образованием выросла с 32,5% до 44,6%, что свидетельствует о естественном сокращении доли руководителей и специалистов отрасли со средним специальным образованием. Таблица 5 Возрастной состав и образовательный уровень руководителей и специалистов, занятых в сельском хозяйстве по состоянию на 1 января |
Годы | Численность работников | в том числе: | | | Всего | в возрасте | имеют образование | | | | до 30 лет | 50 лет и старше | из них женщин и мужчин пенсионного возраста | высшее | Среднее специальное | | 1995 | 369996 | 58977 (15,9%) | 86911 (23,5%) | 19388 (5,2%) | 120103 (32,5%) | 201620 (54,5%) | | 2004 | 234622 | 29117 (12,4%) | 69585 (29,6%) | 16048 (6,8%) | 90473 (38,6%) | 117188 (49,9%) | | 2007 | 171610 | 20252 (11,8%) | 59191 (34,5%) | 11299 (6,6%) | 76530 (44,6%) | 70528 (41,1%) | | 2007г. 1995г. | -198386 | -4,1 п. п. | +11 п. п. | +1,4 п. п. | + 12,1 п. п. | -13,4 п. п. | | |
* Источник Данные Минагрополитики Украины. Поданным Минагрополитики Украины, в 2007 г. штатным расписанием предусмотрено 178,6 тыс. руководителей и специалистов сельского хозяйства, а фактически в отрасли их работало 171,6 тыс., то есть 7 тыс. (или 4%) должностей были вакантными. В то же время аграрные вузы I--IV уровней аккредитации ежегодно выпускают почти 50 тыс. специалистов, из которых свыше трети получают направление в сельское хозяйство. Гипотетически на каждую из этих вакансий ежегодно мог бы объявляться конкурс из не менее чем 2-3 чел., но проблема в том, что каждый четвертый выпускник не приступает к работе, а половина из тех, кто назначается на должности, увольняются в течение первого же года работы. Вследствие безадресной подготовки молодых специалистов для других отраслей, а то и для экономик других государств, просто "в никуда", а также отсутствия надлежащей оплаты, условий труда, отдыха и проживания в сельской местности, по состоянию на 1 января 2008 г., в сельском хозяйстве и связанных с ним услугах полное высшее образование имели лишь 9,4% работников, а неполное и базовое высшее образование -14,9% (или, соответственно, в 3 и 1,6 раза меньше по сравнению с экономикой в целом). Не лучшая ситуация наблюдается также в сфере подготовки и повышения квалификации кадров сельских профессий. За 2005-2007 гг. в среднем за год новые профессии освоили 7,7 тыс. чел. (или 1 % среднесписочного количества штатных работников), а повысили квалификацию - 1,9% (против, соответственно, 2,7% и 9,2% во всех отраслях экономики). Выводы При формировании и реализации аграрной политики желательно вырваться из плена обанкротившейся экономической парадигмы относительно катастрофического положения и безрадостного будущего украинского сельского хозяйства села. Как в свое время замена мотыжной обработки почвы на плужную обезземеллила крестьян, разрушив общинный уклад крестьянской жизни, так современная техника и новейшие технологии в сельском хозяйстве, на порядок повысив производительность труда, оставят 3-5% непосредственно занятых в этой отрасли, хотя сельских жителей, занятых неаграрными видами деятельности, и маятниковых мигрантов, работающих в городах, а живущих в сельской местности, будет значительно больше И все же следует осознать, что эволюция не остановится на границах Украины, которая - независимо от политической воли национальных правительств - объективно уже является неотъемлемой составляющей глобальных и региональных интеграционных процессов. Последствия мирового финансового кризиса это подтверждают. В силу этого развитие аграрного сектора и правила его регулирования, которые становятся все более унифицированными, диктуются как конъюнктурными, так и постоянно действующими факторами (повышением цен на пищевые продукты; альтернативным использованием продовольствия и биомассы; распространением генетически модифицированных сельскохозяйственных культур; изменением климата; ростом спроса на более качественное и более безопасное продовольствие; защитой окружающей природной среды; и др.). Следовательно, национальные торгово-экономические приоритеты должны быть гармонизированы с характером изменений на внешних агропродовольственных рынках. Аграрный сектор имеет исторический шанс реализовать наконец свои сравнительные и конкурентные преимущества, став катализатором динамичного роста экономики в целом, ведь прирост ВВП, достигнутый за счет сельского хозяйства, эффективнее способствует снижению уровня бедности населения по сравнению с другими отраслями. Кроме того, с каждым годом продовольствие становится в мире не менее важным стратегическим ресурсом, чем энергоносители. Для реализации очерченной цели необходимо решить ряд первоочередных конкретных задач, используя инновационные начала: - предоставить наконец сельскому хозяйству приоритетное развитие, до 2015 г. вдвое увеличив долю бюджетных средств, предназначенных для аграрной сферы по программам "зеленой корзины" (2007 г. - 25%), направив их на повышение культуры сельскохозяйственного производства, приведение его товарной продукции в соответствие с требованиями мирового рынка, восстановление и обустройство природных агроландшафтов, культивирование среди молодежи привлекательности сельского образа жизни; - дополнительно предусматривать интеллектуальные, материально-технические и финансовые ресурсы на развитие жизнеобеспечивающей инфраструктуры тех субъектов хозяйствования, которые уже доказали свою конкурентоспособность, имеют высокие показатели социального и человеческого капитален, способны адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним рискам (особенно что касается прибыльной занятости в отрасли сельского хозяйства и неаграрными видами деятельности в сельской местности); - внести изменения в базовые законодательные акты с целью стимулирования государством самого процесса становления, развития и функционирования объединений личных крестьянских и фермерских хозяйств по экономическим интересам с разными организационно-правовыми формами, направленные на концентрацию сельскохозяйственного производства, интеграцию и специализацию малых и средних предприятий для создания полноценного кооперативного сегмента внутреннего аграрного рынка во всех без исключения звеньях - от поля (животноводческой фермы) до стола потребителя, причем на всех уровнях (от местного до общенационального) этот сегмент должен быть непосредственно подконтролен сельскохозяйственным товаропроизводителям и составлять не менее трети всего рыночного оборота аграрного сырья и продовольствия; - "выдавить" наконец из теневого наличного обращения товарно-денежные потоки аграрного рынка, а осуществление субъектами хозяйствования "прозрачных" расчетных операций исключительно через банки и другие финансово-расчетные учреждения должно стать решающим конкурентным преимуществом, которое последовательно и целенаправленно предоставляется государством сельскохозяйственным товаропроизводителям (в том числе через целевые преференции и другие стимулирующие меры) по сравнению с теми структурами, которые до сих пор пользуются внебалансовыми (или "серыми") схемами; - возвратиться к реализации идеи 80-х годов прошлого века, когда по заказу местных органов исполнительной власти на конкретные вакантные или вновь созданные рабочие места в сельскую местность направлялись выпускники вузов, молодые специалисты коллективами (агрономы, зоотехники, ветврачи, инженеры-механики, экономисты, бухгалтеры, юристы и др.), с предоставлением им финансовых гарантий в отношении обеспечения в первый же год жильем, земельным участком, приусадебными постройками, всем необходимым для полноценной жизни "и отдыха солидарно (50:50) за счет местного и государственного бюджетов и (или) ипотечного кредитования на приемлемых условиях; - во время переговоров относительно нового соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС возродить интерес общества, ученых и политиков к административной реформе, особенно в части адаптации территории государства к системе номенклатурно-территориальных единиц статистики (NUTS), введенной в странах -членах этого объединения. Каким бы банальным не было такое утверждение, стоит напомнить, что экономика развивается быстрее, чем наши знания о ней. Поэтому экономика знаний мощно сигнализирует, в первую очередь, об остром дефиците именно новых знаний, которые сегодня стали определять уровень конкурентного развития предприятия, отрасли и государства. В этом контексте крайне необходимы исследования по вопросам конкурентоспособности малых и средних форм аграрного бизнеса, деятельности различных видов агрохолдингов, органического сельского хозяйства, диверсификации источников доходов сельского населения, рынка труда, информатизации отрасли, развития сети сельскохозяйственной консультативной службы. При другом сценарии не экономисты, а этнографы будут исследовать крестьянский уклад жизни как исчезающее культурно-историческое наследие Украины. Использованы источники 1. Крисанов Д.Ф., Удова Л.О. Концентрація товарного виробництва у господарствах населення: проблеми і перспективи. "Агросвіт" № 4, 2008, с. 16-17 2. Юрчишин В. Формирование и системное развитие новейшей государственной аграрной политики. "Экономика Украины" № 10, 2007, с. 4-14 3. Велике переселення народів. "Дзеркало тижня" от 5 апреля 2008 г. 4. "Відомості Верховної Ради України" № 32, 1992, ст. 453 5. Самые бедные в Украине - селяне. Аналітико-дорадчий центр ПРООН // www.un.org.ua/brc 6. Міграція населення України. К., Госкомстат Украины (Статистический бюллетень за аналированные годы) 7. Заробітчан близько трьох мільйонів. "Дзеркало тижня" от 22 марта 2008 г 8. Веб-сайт Госкомстата Украины (www.ukrstat.qov.ua) 9. Моніторинг економічного і соціального розвитку підприємств і організацій АПК за січень 2008 року. К., Минагрополитики Украины, 2008, с. 29 10. Витрати і ресурси домогосподарств України у III кварталі 2007 року. Статистичний бюлетень. К., Госкомстат Украины, 2008, с. 124-125 11. Волынский Г. О социальной дифференциации населения. "Экономика Украины" № 2, 2008, с. 79-80 12. Основні сільськогосподарські характеристики домогосподарств у сільській місцевості в 2007 році. Статистичний бюлетень. К., Госкомстат Украины, 2007, с. 19, 20, 21 13. Реалізація продукції сітьськогосподарськими підприємствами за 2007 рік. Статистичний бюлетень. К., Госкомстат Украины, 2008, с. 3, 4 14. Хозяйственный кодекс отменяют? "Деловая столица" № 13, 2008, с. 7 15. Праця України 2006. Статистичний збірник. К., Госкомстат Украины, 2007, с. 69,89
Страницы: 1, 2, 3
|