то предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Документы государственного земельного кадастра и документы землеустройства необходимо представить в орган местного самоуправления, осуществляющий выбор земельного участка для названных целей Грудцына Л.Ю., Козлова М.Н. Земля: Справочник собственника и арендатора. М.: Юстицинформ, 2007. С. 276..Проведение землеустроительных работ и изготовление землеустроительной документации необходимы в случае предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (ст.34 ЗК РФ), а также в случае приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на данных земельных участках (ст.36 ЗК РФ).Подготовительные работы как стадия землеустроительного процесса представляют собой изучение условий и подготовку соответствующей информации и материалов для составления проекта. Они включают следующие операции:а) сбор информации об объектах землеустройства, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном градостроительном кадастре, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации;б) определение местоположения границ объектов землеустройства;в) определение площади объектов землеустройства;г) подготовка графических материалов на интересующий объект;д) составление карты (плана) объектов землеустройства, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.Составление землеустроительного проекта по своему содержанию и значению является основной стадией землеустроительного процесса. Землеустроительный проект - это комплекс технических, экономических и правовых документов, включающих чертежи, расчеты, описания, в которых содержатся определенные землеустроительные предложения по созданию новых форм устройства земли, их графическое изображение, письменное изложение и обоснование (экологическое, экономическое, техническое и юридическое), относящиеся к конкретной территории. Исходными данными для составления проекта являются:1) задание на проектирование специальных изысканий и обследований;2) действующие инструкции и положения;3) научно обоснованные нормативы. Проект составляется на ограниченный расчетный срок Постатейный комментарий к Федеральному закону «О землеустройстве» / под ред. А.А. Ялбулганова // СПС КонсультантПлюс. 2008..Проект землеустройства, состоящий из графической части (проектный план) и текстовой части, является главным юридическим документом этой стадии. В проекте разрабатываются и экономически обосновываются основные направления наиболее рационального и эффективного использования земель с учетом особенностей землеустроительного объекта.Стадия утверждения проекта завершается принятием государственными органами решения (постановления) об утверждении проекта, которое является правовым основанием для выполнения последующих стадий землеустроительного процесса, и в частности перенесения проекта на местность. Утвержденный проект землеустройства переносится в натуру с закреплением на местности межевыми знаками установленного образца Земельное право России: Учебник / Под ред. Ю.Г. Жарикова. 2-е изд. - М.: КНОРУС; Изд-во «Проспект», 2007. С. 219. .Землеустроительный процесс (от лат. "processus" - продвижение) - совокупность действий, включающих: подготовительные работы, разработку прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрение и утверждение проектной документации, перенесение проектов в натуру (на местность), оформление и выдачу землеустроительных материалов и документов, осуществление авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.Субъектами инициативы проведения землеустройства Земельный кодекс называет уполномоченные исполнительные органы государственной власти, местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, а также землеустроительные работы могут быть начаты по решению суда.Соответственно основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения (ст.4 Федерального закона " О землеустройстве).Земельный кодекс установил, что землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Соответственно случаи обязательного землеустройства можно устанавливать только на федеральном уровне.Федеральный закон "О землеустройстве" содержит исчерпывающий перечень случаев проведения землеустройства. Такими случаями являются:1) изменение границ объектов землеустройства;2) предоставление и изъятие земельных участков;3) определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;4) перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;5) выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;6) проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.Землеустроительные работы могут включать следующие действия:1) изучение состояния земель;2) геодезические и картографические работы;3) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;4) оценку качества земель;5) инвентаризацию земель;6) территориальное землеустройство;7) планирование и организацию рационального использования земель и их охраны;8) образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;9) межевание объектов землеустройства;10) внутрихозяйственное землеустройство.Представляется важным рассмотреть землеустроительную процедуру, т.е. порядок осуществления землеустроительных работ. Можно выделить следующие этапы землеустроительных работ:возбуждение землеустроительного дела, подготовка землеустроительной документации (подготовительные работы);составление проекта, предъявление его участникам землеустройства и т.д.;утверждение проекта и приведение его в исполнение (установление межевых знаков, оценка качества земель и т.д.);оформление землеустроительного дела, составление и выдача участникам землеустройства землеустроительной документации Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву (2-е издание) - Питер Пресс, 2007. С. 111..Землеустроительное дело включает землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы (заявления, протоколы, справки и т.д.). Землеустроительное дело формируется, выдается заказчикам и хранится в архивах органов по государственному управлению земельными ресурсами. Приказ Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 года №376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства" (зарег. в Минюсте России 12 декабря 2006 года) обязал Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (в настоящее время - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальные органы и их территориальные отделы предоставлять услугу по хранению землеустроительной документации.Земельный кодекс установил презумпцию открытости сведений о землеустройстве, за исключением сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.Вопрос о государственной тайне урегулирован в Законе РФ от 21 июля 1993 года №5485-1 "О государственной тайне", а также Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 года №1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". Помимо сведений, которые относятся к государственной тайне, вышеуказанным Законом РФ устанавливаются сведения, которые не могут составлять предмет государственной тайны.К ним относятся сведения:о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.Под сведениями, относящимися к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков, следует понимать любые сведения личного характера об указанных участниках земельных отношений, являющихся физическими лицами Земельное право: Учебник / Под ред. Г.В. Чубукова, Н.А. Волоковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. С. 214..Землеустроители обязаны не позднее чем за семь календарных дней до начала землеустроительных работ письменно известить об их предполагаемом проведении тех лиц, чьи права и охраняемые законом интересы могут быть затронуты при их проведении.Если при проведении землеустроительных работ были допущены действия, которые, по мнению заинтересованных лиц, ущемляют их права и законные интересы, то указанные лица вправе обжаловать такие действия.Прежде всего речь идет о судебном порядке обжалования действий, нарушающих права граждан. Гражданским и арбитражным процессуальным законодательством устанавливается перечень заинтересованных лиц и порядок рассмотрения указанных дел.Основания и порядок изъятия устанавливаются Земельным кодексом РФ. При этом на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков налагается обязанность обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.Землеустроительные работы осуществляются без специальных разрешений (лицензий). Это подтверждается и Федеральным законом от 25 сентября 1998 года №158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в статье 17 которого устанавливается исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Введение лицензирования иных помимо указанных в ст.17 данного Федерального закона видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный этой статьей перечень лицензируемых видов деятельности Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву (2-е издание) - Питер Пресс, 2007. С. 112..Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Как уже было отмечено, на федеральном уровне таким законом является Федеральный закон от 18 июня 2001 года №78-ФЗ "О землеустройстве". Некоторые вопросы, касающиеся землеустройства, содержатся и в Федеральном законе от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".ЗаключениеТаким образом, подводя итоги работы, можно сделать вывод о том, что земельное законодательство устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяются Правительством РФ.При этом следует заметить, что землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.Споры, возникающие при проведении землеустройства, могут быть классифицированы по основаниям их возникновения и по субъектам, между которыми эти споры возникают (например, споры между субъектами землеустроительных отношений при межевании земель).По действующему законодательству землеустроительные споры могут разрешаться в административном и судебном порядках.Споры, возникающие при проведении землеустройства, преимущественно подведомственны и подсудны арбитражным судам. Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам установлена в Арбитражном процессуальном кодексе РФ.Список литературы1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, №7, 21 января 2009 года. 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 года, с изм. и доп. от 01 января 2010 года // Собрание законодательства РФ, 29. октября 2001 года, №44. Ст.4147. 3. Федеральный закон от 18 июня 2001 года №78-ФЗ (ред. от 23 июля 2008 года "О землеустройстве" // Собрание законодательства РФ, 25 июня 2001 года, №26. Ст.2582. 4. Волков С.Н. Теоретические основы землеустройства. Т.1. - М.: Колос, 2001. - 238 с. 5. Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002. - 399 с. 6. Галиновская Е.А. Земельное законодательство: особенности формирования и развития // Журнал российского права. 2009. №11. 7. Грудцына Л.Ю., Козлова М.Н. Земля: Справочник собственника и арендатора. М.: Юстицинформ, 2007. - 432 с. 8. Земельное право России: Учебник / Под ред. Ю.Г. Жарикова.2-е изд. М.: КНОРУС; Изд-во "Проспект", 2007. - 376 с. 9. Земельное право: Учебник / Под ред. Г.В. Чубукова, Н.А. Волоковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. - 403 с. 10. Земельное право России: Учеб. / Отв. ред.Н.И. Краснов. М., 2004. - 254 с. 11. Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003. - 487 с. 12. Колесникова И.А. Учет интересов при проведении территориального землеустройства // Право и экономика, 2007, №7. 1. Право собственности: актуальные проблемы / отв. ред. В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров; Ин-т законод. и сравнит. правоведения. М.: Статут, 2008. - 731 с. 2. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О землеустройстве" / под ред.А. А. Ялбулганова // СПС КонсультантПлюс. 2008. 3. Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву (2-е издание) - Питер Пресс, 2007. - 167 с. 4. Ялбулганов А.А. Нормативно-правовая база землеустройства: научно-практический комментарий к статье 2 Федерального закона "О землеустройстве" // Реформы и право, 2009, №1.
Страницы: 1, 2
|