реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование социального развития села

реферат
p align="left">2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА

Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется ФЗ от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Необходимость современных аграрных преобразований в России, социального возрождения села обусловлено переходом к рыночным отношениям. Аграрные преобразования неоднократно проводились в стране и раньше, но, по сути, они не давали положительных результатов. В отдельные периоды происходил определенный подъем сельскохозяйственного производства, но в целом экономика аграрного сектора упадок Интернет-ссылка: http://library.by/portalus/modules.

Основные принципах развития социальной сферы села представляют собой комплекс приоритетных экономических, правовых, политических и социальных мероприятий, направленных на возрождение села, улучшение организации жизнеобеспечения сельского населения как структурной составляющей стратегии осуществления аграрной и земельной реформ.

Важность осуществления социально-экономического реформирования в деревне обусловило необходимость разработки и принятия специального законодательства по урегулированию этих отношений. Таким законом стал, ФЗ от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства»

Согласно этому Закону целями государственной аграрной политики становятся:

1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов) ФЗ от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства».

С целью создания именно такой системы Государственной Думой и Президентом России, был принят ряд исключительно важных законодательных актов, из всей совокупности которых особое место занимают ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «Об аграрных хозяйственных обществах» ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Эти и другие правовые акты закрепили положение об отказе государства от монопольного владения и распоряжения землей, признание частной собственности на землю и предоставлении ей равноправия с другими формами собственности, создание условий для становления и развития индивидуально-крестьянского, (фермерского) уклада и т.д. Указанные правовые положения вступили важного социально-экономического значения, поскольку они способствовали формированию новой психологии крестьянина, который почувствовал себя хозяином в осуществлении социально-экономических преобразований в продовольственном секторе экономики.

Несмотря на прогрессивную направленность разработанного и принятого законодательства, которое действует не только в сельском хозяйстве, но и во всех сферах экономики, изменения в земельных отношениях на селе, происходили медленно.

Важное место в комплексе правовых мер, направленных на социальное развитие села, занимают мероприятия по приватизации государственного имущества, которые осуществляются в соответствии с ФЗ «О государственного и муниципального имущества», этот документ определил порядок и особенности приватизации имущества в агропромышленном комплексе.

В свое время, при преобразовании колхозов в совхозы и другие государственные предприятия, передача имущества происходила на безвозмездной основе. В процессе приватизации совхозов и других государственных предприятий имущество передавалось на этой же правовой основе. Делалось это с целью возмещения бывшим колхозникам стоимости ранее переданного ими имущества государству, было важным фактором обеспечения жизнедеятельности сельского населения, предоставления им реального права на приобретение доли имущества в результате приватизации и реформирования государственных предприятий Бобылев, А.И., Чичкин А.В. Правовое регулирование социального развития села// Право и государство. - 2006. №11(23). - 1 п.л.

Получив также и свои земельные паи, крестьянские семьи могут наконец определиться относительно формы хозяйствования (фермерское хозяйство, частно-арендное, кооператив, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество или нечто иное). Передача земли в собственность крестьян является реальной предпосылкой развития предпринимательской деятельности на селе и успешного ее сочетание с выполнением предпринимателями широкого круга социальных функций по оказанию помощи сельскому населению и в первую очередь уязвимым его слоям: инвалидам, пенсионерам, детям. Формирование указанных предпринимательских структур на селе связано также с предоставлением надлежащих бытовых и социально-культурных услуг частным подсобным хозяйствам и обеспечением рабочими местами сельского населения.

Следовательно, законодательство России предоставляет агропромышленным товаропроизводителям право свободного выбора форм собственности и направлений трудовой и хозяйственной деятельности, обеспечивает условия для возрождения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, личных крестьянских хозяйств, создает условия рационального использования и сохранения крестьянами переданных им в собственность и предоставленных в пользование земель, социальной их защиты. Кроме того в настоящее время действуют ФЦП направленные на подъем уровня жизни села, и всего аграрного производства в целом.

3. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ СЕЛА

Сельское хозяйство -- это не только отрасль экономики, но и образ жизни, а сельская местность -- особая сфера жизнедеятельности человека. Аграрная деятельность теснейшим образом переплетена с жизнью сельских домохозяйств и сельских сообществ, поэтому аграрные преобразования обязательно должны сочетаться с совершенствованием сельского развития и реформой сельского самоуправления. Недостаточное внимание, а порой и игнорирование развития социальной сферы села приводят к нежелательным и даже негативным последствиям, что представляет угрозу национальной продовольственной безопасности и социально-политической стабильности страны.

Существенной причиной малоэффективного решения сельских социальных проблем является слабое развитие в сельских территориях системы институциональных условий и организаций, способствующих и обеспечивающих защиту как экономических, так и социальных интересов хозяйствующих субъектов. В Российской Федерации нет концепции развития сельской местности, а отработка схем развития сельской территории, закладка социальных и экономических основ устойчивого функционирования сельскохозяйственного производства осуществляются эмпирически на уровне отдельных крупных регионов. В этом плане разработка Федеральной целевой программы социального развития села до 2010 г. -- шаг вперед в деле развития сельской местности России Интернет-ссылка: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/177357.

Развитие сельских территорий требует различных подходов, сочетающих методологический и методический аспекты решения проблемы устойчивого развития сельской местности. Так в частности, в 1998г. создан центр всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села. Создан он на базе отдела экономики труда для комплексного отслеживания процессов, протекающих в трудовой и социальных сферах аграрного сектора и сельской местности в сложных условия трансформационного периода.

Цель мониторинга -- непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы села и различиями в этой области между городом и деревней для выявления негативных тенденций, ведущих к образованию очагов социальной напряженности, и разработки мер по повышению роли субъектного фактора в подъеме сельскохозяйственного производства, возрождению и социальному развитию села.

Информационно-аналитическая система наблюдения за социально-трудовой сферой села предусматривает: выявление изменений, происходящих в социально-трудовой сфере села и определяющих их факторов; проведение сопоставительного анализа динамики основных показателей состояния социально-трудовой сферы на селе и в городе и сводной сравнительной оценки ситуации в них; отслеживание хода реализации программ развития социально-трудовой сферы села ; оценку эффективности и полноты реализации на селе законов и других нормативно-правовых актов по социально-трудовым вопросам; изучение и распространение положительного опыта и прогнозирование развития важнейших социально-трудовых процессов.

По результатам мониторинга совместно с МСХ России подготавливаются и публикуются ежегодные доклады «Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию» для информирования федеральных и региональных органов власти, общественных и общественно-политических организаций, научных и хозяйственных работников и принятия необходимых управленческих решений Интернет-ссылка: http://www.vniiesh.ru/institut/otdely/1922.html.

Информационной базой мониторинга являются данные государственной и ведомственной статистической отчетности, а также социологических обследований, проводимых по единой программе региональными отделениями Центра. Эти отделения функционируют в основном на базе аграрных вузов. Создание региональной сети отделений позволило обогатить информационную базу мониторинга, вовлечь в исследования проблем социально-трудовой сферы села широкий круг преподавателей, аспирантов и студентов сельскохозяйственных ВУЗов, в частности Оренбургского Государственного Аграрного Университета, и тем самым в определенной мере восполнить пробел в кадровом обеспечении одного из наиболее приоритетных направлений в агроэкономической науке.

Центр является единственной в России научной структурой, проводящей широкомасштабные социологические обследования среди различных групп сельского населения. За годы существования подразделения география этих обследований расширилась с 13 до 21 региона. В выборке представлены все федеральные округа России. В 2005 г. анкетированием было охвачено 6 тыс. сельских домашних хозяйств.

По одному из последних данным экспертов Центра всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села ВНИИ экономики сельского хозяйства РАСХН, безработица и бедность относится к наиболее важным проблемам современной деревни. Об этом говорится в вышедшем в 2009 году Ежегодном докладе «Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию», подготовленном указанным центром совместно с Министерством сельского хозяйства РФ. В нем констатируется, что, несмотря на предпринимаемые меры по стимулированию малого предпринимательства на селе, пока существенных позитивных сдвигов в повышении уровня занятости сельского населения не наблюдается. В докладе отмечается, что продолжается негативная тенденция снижения на селе численности подростков (11-15 лет). Вследствие этого условия для замещения лиц предпенсионного возраста молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, ухудшились (в 2008 году по сравнению с 2000-м - в 2,3 раза). Ориентация сельской молодежи на занятие фермерством или другим собственным делом остается слабой. Уменьшились масштабы деятельности потребительской кооперации, уходят из сел в районные и областные центры медицинское, бытовое и культурное обслуживание, школы, т.е. все то, что давало и заработок, и смысл жизни. Безработица среди сельских жителей в 1,6 раза выше по сравнению с ее уровнем среди горожан. Росстат фиксирует такую картину: среди сельских жителей доля так называемой застойной безработицы (это когда человек не может найти занятие по году и более) существенно выше, чем среди городских; в августе 2009 г. эти цифры составили соответственно 37,4% и 23,5% Официальный Интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru/.

Таким образом, сложившаяся ситуация на селе как отсутствие работы, медицинских услуг, бедность могут привести к тому, что отток населения из сельских поселений будет увеличиваться. Решить эту проблему, на мой взгляд, может инвестиция финансовых средств частных компаний, а также особое внимание государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышесказанному можно с уверенностью говорить о том, что для успеха в сельском хозяйстве необходим комплексный подход - тесная взаимосвязь крупных аграрных комплексов и фермерских хозяйств, а также всесторонней поддержки государства. Возникло сильное противоречие между, как люди хотят жить, их запросами, и тем, что они реально имеют в сельской местности. Поменять это быстро с помощью тех небольших денег, которые выделяют, нельзя. То есть и эта проблема высвечивает ту же географическую поляризацию сельского пространства, которую надо учитывать при любых проектах Нефёдова Т. Крестьяне против фермеров // Новая политика (Интернет-журнал), 2006 г. - http://www.novopol.ru/text11204.html. Развитие социальную сферу на селе - это крайне необходимый шаг. Привлечение к работе в сельской местности медиков, педагогов, развитие малоэтажного строительства в сельской местности - все эти вопросы требуют обдуманных решений.

Правительство планирует, что к 2015-му Россия должна почти полностью обеспечить себя продовольствием: не менее 95% по зерну и картофелю, 90% по молоку и молочным продуктам, 85% по мясу, 80% по маслу и рыбе. Из импорта останется лишь то, что у нас не растёт. Например, бананы, чай, кофе. Есть ли основания для таких оптимистичных надежд?

По официальным данным Минсельхоза, повода для сомнений в успешности выполнения доктрины нет. Сельское хозяйство - единственная отрасль, которая не поддалась натискам кризиса. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. производство скота и птицы для дальнейшей отправки их мяса в магазины увеличилось на 7%. Производство молока выросло на 0,4%.

В настоящее время в нашей стране делается многое для возрождения, насыщенной всеми благами, жизни на селе. Разрабатываются и финансируются различные федеральные целевые программы. Но многое еще остается в крупном упадке. Например, социальное обслуживание должно соответствовать установленным государственными стандартами требованиям к объему и качеству социального обслуживания, а также к порядку и условиям осуществления социального обслуживания. Государственные стандарты социального обслуживания устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Рядом законов Российской Федерации, посвященных различным аспектам социального обслуживания населения, такие стандарты предусмотрены. Должны быть определены объемы и содержание различного рода социальных услуг, оказываемых гражданам на дому и в учреждениях социального обслуживания. Остается, надеется, что государство будет уделять большее внимание развитию села в Российской Федерации, потому как именно село является основным источником продовольствия всей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Список нормативно-правовых актов

1. Конституция Российской Федерации -- принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. -- № 237. -- 25 декабря 1993 года. (c последующими изменениями).

2. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

3. Федеральный закон Российская Федерации от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ О развитии сельского хозяйства.

4. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

Список литературы и интернет ссылок

1. Бобылев, А.И., Чичкин А.В. Правовое регулирование социального развития села// Право и государство. - 2006. №11(23).

2. Чичкин, А.В. Некоторые проблемы правового регулирования социального развития села// Аграрное и земельное право. - 2004

3. Нефёдова Т. Крестьяне против фермеров // Новая политика (Интернет-журнал), 2006 г. - http://www.novopol.ru/text11204.html

4. Абалкин Л. Страну спасёт плановое хозяйство // Аргументы и факты, 2010 г., №8

5. Официальный Интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru/.

6. Интернет ссылка: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1269450

7. Интернет ссылка: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/177357

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.