реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Национальные парки, их назначение и принципы организации

реферат
Площадь до 1 тыс. га -- условия не соответствуют статусу национального парка, требуется поиск альтернативных форм охраны природных комплексов.

· Площадь от 1 до 20 тыс. га -- условия приемлемые, хотя и маложелательные (требуется особый подход к планировке территории, особые способы регулирования числа посещений и т. п.).

· Площадь от 20 тыс. га до 1 млн. га -- условия оптимальные для организации национальных парков (столь большой диапазон в данном случае определяется большим разнообразием природных и социально-экономических условий в России: для сильноосвоенных регионов оптимальной может быть площадь от 20 до 200 тыс. га, для слабоосвоенных -- от 200 тыс. га до 1 млн. га).

· Площадь от 1 до 5 млн. га -- условия приемлемые, хотя и маложелательные из-за проблем, связанных с изъятием столь большой площади из хозяйственного использования, а также из-за сложностей управленческого характера.

· Площадь свыше 5 млн. га -- условия для организации национального парка нежелательные и нецелесообразные.

Наряду с размером национального парка важнейшим показателем, характеризующим его территорию, является конфигурация. Наиболее приемлем вариант, когда территория представлена одним компактным участком. В этом случае упрощаются функциональное зонирование и управление, а природные комплексы испытывают меньшие воздействия со стороны сопредельных территорий. К сожалению, иногда сложной конфигурации территории избежать просто невозможно, особенно если парк создается в интенсивно освоенных регионах с мозаичной картиной землепользования, где изъятие обширного и вместе с тем достаточно компактного массива нереально. Кроме того, бывают чисто природные причины, определяющие неправильную конфигурацию национального парка (например, если эта ООПТ создается на острове, полуострове или на побережье обширного водоема с изрезанной береговой линией). Необходимо помнить, что национальным паркам, имеющим вытянутую форму, состоящим из двух и более обособленных участков, а также, если их территория рассекается клиньями угодий других землепользователей, присущ целый ряд недостатков, связанных с высокой уязвимостью их территорий по отношению к любым воздействиям, исходящим со смежных участков, снижением эффективности природоохранной деятельности и сложностями в управлении. Однако требования относительно компактности территории, прямолинейности прохождения ее границ не должны входить в противоречие с теми случаями, когда целесообразнее следовать по тем или иным естественным природным линейным рубежам (береговым линиям, водоразделам и т. п.).

Зная общие требования к территории будущего национального парка, можно переходить к более детальной оценке рассматриваемой территории на предмет ее соответствия статусу данной категории ООПТ. Для такой оценки потребуется собрать большое количество материалов, характеризующих природные комплексы и объекты, историко-культурные достопримечательности, особенности социально-экономического развития региона. Предлагаемый порядок рассмотрения вопросов не является обязательным и может быть изменен.

Оценку степени сохранности природных комплексов целесообразно начинать с анализа соотношений между освоенными и неосвоенными пространствами, первичными и вторичными лесами, участками чистой и загрязненной природной среды (вод, почв, воздушного бассейна). Весьма полезным может быть изучение различных тематических карт и схем землепользования, которые позволяют определить типы и масштабы вмешательства человека в ход естественных природных процессов.

В случаях, когда освоенные или нарушенные участки занимают более половины территории намечаемого национального парка, его ценностные характеристики резко снижаются. Такие территории, как правило, мало пригодны для развития познавательного туризма и просветительской деятельности. Снижается общая живописность местности, не говоря уже об уменьшении экологической ценности территории и ее способности к саморегуляции. Поэтому еще на стадии предварительного формирования контура будущего национального парка необходимо исключать из его границ большие участки, имеющие относительно высокую степень нарушенности (гари, сплошные вырубки, свалки, участки с загрязненной почвой и т. п.)

При меньшей доле нарушенных земель в границах будущего национального парка необходимо оценить особенности размещения таких участков. Вообще, показатель нарушенности в первую очередь следует соотносить с аналогичным показателем, характерным для региона в целом. Понятно, что в национальном парке он должен быть ниже. В сильно освоенных регионах доля нарушенных земель может достигать 30--50%, но в этом случае предпочтение нужно отдавать территориям с мозаичным размещением нарушенных участков.

Уровень ландшафтного разнообразия является достаточно важным критерием при выборе территории национального парка. Как правило, высокий уровень ландшафтного разнообразия имеют:

-- территории с сильно расчлененным высоко- или среднегорным рельефом и четко выраженными высотными поясами;

-- контрастные переходные районы на стыке разных природных областей;

-- приморские районы с островами и архипелагами;

-- участки глубоко врезанных русел крупных рек;

-- районы с развитой овражно-балочной сетью;

-- территории, имеющие множество разновеликих озер, связанных друг с другом.

При определении уровня биологического разнообразия оцениваются разнообразие и частота встречаемости, как отдельных видов, так и различных экосистем. Очевидно, что оценка биологического разнообразия конкретной территории всегда будет относительной в сравнении со средними данными по тому физико-географическому региону, где располагается будущий парк.

Уникальность генетических ресурсов также характеризует уровень биологического разнообразия, но выделяется в самостоятельный критерий ввиду его исключительной важности. Характеризуется наличием узкоареальных эндемиков, реликтов, редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе внесенных в международную Красную книгу и Красную книгу Российской Федерации, а также видов, охраняемых по международным конвенциям и соглашениям.

Высокая рекреационная пригодность территории национального парка необходима для реализации одной из основных его задач -- развития регулируемого туризма и отдыха. Необходимо иметь в виду, что каждый вид туризма и отдыха предъявляет к природной среде свой определенный и специфический набор требований, поэтому оценку территории следует проводить исходя из конкретных видов рекреационной деятельности. Так, пригодность для пешего туризма требует оценки характера грунтов, длины и крутизны склонов, густоты речной сети, полноты и возраста древостоев, обилия подроста и подлеска, показателей заболоченности. Пригодность территории для водного туризма должна характеризоваться шириной и глубиной водотоков, скоростью течения, извилистостью русел. Возможности пляжно-купального отдыха определяются температурой воды, характером мелководной и прибрежной зоны. Наибольшую ценность имеют территории, характеризующиеся максимальным разнообразием форм рельефа и растительности, наличием крупных водотоков или водоемов, что позволяет развивать самый широкий спектр рекреационной деятельности.

Живописность, высокие эстетические достоинства характеризуются наличием многочисленных природных феноменов с уникальными визуальными характеристиками, высоким пейзажным разнообразием и исключительными эстетическими качествами местности в целом. Эстетическая значимость местности во многом зависит от пейзажного разнообразия, которое, в свою очередь, зависит от степени расчлененности рельефа, ярусности древостоя, густоты речной и овражно-балочной систем, породного состава лесов и других особенностей. Особое значение здесь имеет оптимальное сочетание открытых и облесенных пространств, естественных и культурных элементов ландшафта. Иногда органичные вкрапления ценных участков культурного ландшафта многократно повышают эстетическую ценность территории в целом.

Наряду с эстетическими качествами территории необходимо учитывать физиологический аспект рекреационной пригодности, то есть степень комфортности природно-климатических условий для организма человека в целом, а также для осуществления вполне конкретных видов рекреационной деятельности. Прежде всего, нужно выявить те территории, которые характеризуются малокомфортными условиями и которые по этой причине могли бы быть исключены из границ национального парка. Однако это возможно только в том случае, когда такие участки не представляют какой-либо природоохранной ценности. Примерами некомфортных территорий могут быть участки с неблагоприятной медико-санитарной обстановкой (очаги природноочаговых инфекций), участки с высокой вероятностью проявлений стихийных катастрофических явлений и процессов (наводнений, землетрясений, камнепадов, лавин, селей и т. п.), районы с неблагоприятными природно-климатическими условиями и зоны повышенного загрязнения природной среды или отдельных ее компонентов. Абсолютизировать значение перечисленных факторов в целом не следует, за исключением действительно чрезмерно опасных ситуаций.

Познавательное значение территории существенно возрастает, когда помимо природных достопримечательностей на ней находятся объекты, имеющие большую историко-культурную ценность. Наличие историко-культурных объектов позволяет расширить тематику познавательных маршрутов и привлечь, таким образом, в парк новые контингенты посетителей. Важное значение имеет сохранение в исторически сложившихся границах традиционных форм природопользования, а также уклада и быта коренного населения.

1.3 Трудности и недостатки, присущие организации и функционированию национальных парков Российской Федерации

Из раздела 1.2 следует, что национальные парки должны органично влив
аться в социально-экономическую систему регионов. Только так в современной России можно реально обеспечить устойчивое существование системы национальных парков без ущерба для их ключевой задачи -- сохранения природного и историко-культурного наследия.

Реализация целей и задач национального парка оказывает непосредственное влияние на уровень жизни населения, постоянно проживающего в границах парка и вокруг него. Национальные парки заинтересованы в устойчивом развитии окружающего их социума и тесном взаимодействии с местным населением. При этом национальные парки не могут и не должны подменять органы государственной власти и местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития. Усилия национальных парков должны быть сконцентрированы на том, чтобы указанное развитие способствовало достижению целей и задач национального парка.

Рассматривая национальные парки, невозможно не упомянуть о проблемах и недостатках, связанных с их функционированием [17].

Территории значительного количества предусмотренных к созданию национальных парков подвергаются сильному антропогенному влиянию. Например, территория планируемого заповедника «Южно-таежный пихтовый» в Томской области сдана в аренду на 25 лет, и на ней проводятся лесозаготовки. Предполагается поставка древесины в Китай. На территории национального парка «Удэгейская легенда», который также планируется к созданию, ведутся незаконные рубки леса в больших количествах. Этот национальный парк важен для сохранения популяции амурского тигра.

Имеется высказывание [16], что созданию новых особо охраняемых природных территорий не способствует действующий Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Согласно этому закону, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание им правового статуса особо охраняемых, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой соответственно на федеральном уровне или на уровне субъекта Федерации [1].

Для реализации идеальных идей нужны идеальные условия. Таких условий пока нет. Так для создания НП в Приморском крае «Зов тигра» предлагается следующая схема: сначала группа ведущих ученых и специалистов в регионе, например в Приморском крае, готовит это обоснование. Затем краевые власти принимают соответствующее решение, которое согласовывается со всеми природоохранными государственными структурами. Затем все это поступает в Москву, и начинается многомесячная процедура федеральной экспертизы. Для этого в состав экспертной комиссии подбирают людей, не всегда знающих территории будущего национального парка, а иногда и слабо представляющих, что такое национальный парк. Происходит имитация природоохранной работы, причем эта имитация осложняет саму природоохранную работу. Федеральная экспертиза проходит неэффективно, рассмотрение важнейших хозяйственных проектов осуществляется очень тяжело. Представляется, что данное требование Федерального закона «Об экологической экспертизе» целесообразно из этого закона исключить как максималистское, неоправданное и вовсе не способствующее делу охраны живой природы, а лишь осложняющее его.

К числу важнейших планировочных и режимных мероприятий, направленных на сохранение естественного состояния природных комплексов как среды обитания животных, проводимых на территории национального парка Попов В.Л. и другие авторы [6] относят следующие:

· выделение заповедной и особо охраняемой зон, выполняющих роль постоянных резерватов для животных;

· резкое сокращение лесохозяйственной деятельности;

· регламентация рекреации и сбора грибов, ягод, орехов и других дикоросов;

· охрану водоемов как мест обитания водных и околоводных животных.

На территориях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, устанавливается постоянный контроль за соблюдением всеми хозяйствующими субъектами требований в области охраны животного мира.

Как показывает практика, наиболее действенным методом борьбы с браконьерством оказывается создание мобильных патрульных групп (опергрупп) численностью 3--4 человека, обеспеченных необходимым транспортом, средствами связи, оборудованием и оружием.

Для охраны редких и исчезающих видов животных в национальном парке создается база данных, в качестве основы которой используется аннотированный список видов животных парка, наиболее нуждающихся в особой охране. Такой список составляется при проектировании национального парка и в дальнейшем постоянно корректируется в процессе научных исследований и экологического мониторинга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.