p align="left">Хозяйства населения сегодня производят подавляющую часть мяса (72,9%), молока (66,7%), шерсти (95,0%), мёда (80,4%), картофеля (96,6%) и овощей (83,4%). Благодаря наращиванию объ1мов производства в ЛПХ спад в сельском хозяйстве не приобрёл угрожающих масштабов: ощутимое сокращение производства в коллективном секторе частично восполняется ростом производства в семейных хозяйствах. Семейные хозяйства становятся в республике одним из основных производителей таких видов сельскохозяйственной продукции, как мясо, молоко, шерсть, картофель (табл. 2). Таблица 2 - Доля ЛПХ в общем объёме производства некоторых видов сельскохозяйственной продукции в РБ за 1976-2005 гг. (в процентах) |
Вид продукции | 1976 год | 1986 год | 1996 год | 2000 год | 2005 год | | Мясо | 39 | 39 | 58,3 | 57,3 | 72,9 | | Молоко | 32 | 31 | 46,8 | 56,7 | 66,7 | | Яйцо | 51 | 39 | 43,1 | 37,6 | 36,7 | | Картофель | 76 | 69 | 93,2 | 96,5 | 96,6 | | Овощи | 57 | 29 | 78,3 | 79,8 | 83,4 | | Шерсть | 38 | 31 | 62,7 | 83,8 | 95 | | |
Значительно слабее выглядят позиции семейного сектора в производстве продуктов птицеводства. В частности, доля ЛПХ в общем объёме производства яиц составила в 2005 г. лишь 36,7%. Тогда как в 1976 г. она составляла 51%, в 1986 г. - 39%. Незначительна доля семейных хозяйств в производстве зерна, подсолнечника и сахарной свеклы. Доля ЛПХ в общем поголовье скота в республике за последние годы стабильна или имеет тенденцию к росту (табл. 3). Так, доля семейных хозяйств в общем поголовье крупного рогатого скота составила на начало 1990 г. 29%, в 1995 г. - 38%, в 2000 г. - 43%, в 2006 г. - 58,4%, доля в общем поголовье коров соответственно - 42%, 50%, 52%, 62%; свиней - 9%, 15%, 28%, 52,2%; мелкого скота - 47%, 73%, 90%, 95%. Это свидетельствует о том, что семейные хозяйства в большой степени способны адаптироваться к рынку, чем коллективные хозяйства. Таблица 3 - Поголовье скота в РБ за 1976-2006 гг. (на начало года, тыс. голов) |
Структура поголовья скота | 1976 год | 1986 год | 1990 год | 1996 год | 2000 год | 2006 год | | Крупный рогатой скот, всего | 2152 | 2310 | 2392 | 2203,4 | 1721,7 | 1644,8 | | сельхозпредприятия | 1605 | 1659,3 | 1706,6 | 1366,9 | 984 | 620,5 | | инд.-сем. хозяйства | 447 | 650 | 686,6 | 836,5 | 737,7 | 1024,3 | | в т.ч. коровы, всего | 769 | 810,5 | 814,6 | 875,6 | 751,5 | 648,8 | | сельхозпредприятия | 82 | 502,1 | 475,7 | 441,2 | 359,2 | 221,2 | | инд.-сем. хозяйства | 287 | 308,4 | 338,9 | 434,4 | 392,3 | 427,6 | | Свиньи, всего | 799 | 1124,4 | 1194,9 | 797,2 | 632,1 | 503,1 | | сельхозпредприятия | 703 | 1013,5 | 1091,5 | 678,8 | 455,9 | 216,3 | | инд.-сем. хозяйства | 96 | 110,9 | 103,5 | 118,4 | 176,2 | 286,8 | | Овцы и козы, всего | 2558 | 2709 | 2479,4 | 1222,4 | 725 | 778,1 | | сельхозпредприятия | 1398 | 1458,1 | 1310,6 | 332 | 72,3 | 17,3 | | инд.-сем. хозяйства | 1160 | 1250,9 | 1168,8 | 890,4 | 652,7 | 760,8 | | |
Об устойчивости и жизнеспособности семейного производства свидетельствует и весь исторический ход развития сельской экономики после насильственной коллективизации в 1930-х годах. В условиях притеснений и жёстких ограничений со стороны государства, несмотря на мизерную обеспеченность ресурсами, семейный сектор не только продолжала существовать в идее ЛПХ, но и обеспечивал в значительной мере потребности страны в таких видах продовольствия, как мясо, молоко, мясо, овощи и фрукты. Стоило лишь слегка снять ограничения и дать некоторый доступ к ресурсам, например, к кормам, земле и т.д., последовало динамичное развитие семейных хозяйств. Причём это происходило без значительных ресурсных вливаний и без поддержки со стороны государства. 2.1 Мотивация ведения подсобного сельского хозяйственного производства в трансформируемой экономике ЛПХ может иметь различную миссию, т.е. глобальную цель, ради которой семья ведёт это хозяйство. Речь здесь идёт о смысле существования собственного хозяйства семьи или о предназначении семейного сельскохозяйственного производства. Миссия ЛПХ возникает, с одной стороны, как отражение целей, интересов и ценностей данной семьи и местной сельской общины и общества в целом, а, с другой стороны, обуславливает специфику мотивации, характер производства и тенденцию развития хозяйства. Миссия подавляющего большинства традиционны российских ЛПХ заключается в удовлетворении потребностей семьи в продуктах питания. Многие сельские семьи обеспечивают продуктами питания своих детей и других близких родственников, проживающих в городах. Последние, как правило, также оказывают своим сельским родственникам разнообразную помощь, которая может быть как в виде материальной поддержки, так и в форме трудового участия в семейном хозяйстве в «пиковые» периоды сельскохозяйственных работ. Например, во время заготовки кормов, посадке и уборке картофеля. В любом случае, здесь имеет место натуральный характер производства и возможности расширения производства ограничены не только ресурсным потенциалом семьи, но и её потребностями в том или ином продукте питания: ведь нет смысла производить излишки продукции. ЛПХ имеет иное предназначение в том случае, когда семья производит продукцию для продажи и ведёт товарное хозяйство. Миссией ЛПХ здесь является удовлетворение потребностей рынка в продуктах питания и пополнение бюджета семьи за счёт продажи собственной продукции, т.е. зарабатывание средств. Отсутствие в стране надёжного статистического мониторинга ЛПХ не позволяет более или менее точно определить численность товарных и натуральных хозяйств, а также периодически фиксировать изменения их в соотношении. Результаты исследований в различных регионах страны позволяют сделать вывод о том, что их товарность сильно различается. Доля ЛПХ, продукция которых используется только для собственного потребления семей, колеблется при этом, в пределах от 23 до 58%. Не все домохозяйства, которые реализуют произведённую в личном хозяйстве продукцию на рынке, можно отнести к высокотоварным. К таковым следует лишь отнести те ЛПХ, у которых более половины общего объёма семейного сельскохозяйственного производства поступают на рынок. По результатам исследований удельный вес высокотоварных ЛПХ в общей их численности меняется, в зависимости от местонахождения населённого пункта, от 13% до 40%. Большинство же хозяйств осуществляет лишь разовые продажи в незначительных размерах. Ориентация на рынок обуславливает зависимость пределов роста ЛПХ от возможностей сбыта продукции, т.е. от рыночной конъюнктуры и конкуренции. В условиях стабильно развивающегося рынка такие ЛПХ могут наращивать производство до тех пор, пока это им позволяют ресурсы и конкуренты. Они способны к поиску и реализации новаций производстве и организационной сфере: меняют структуры и организационные основы производства в соответствии с требованиями рынка, расширяют и углубляют партнёрские связи, в том числе - кооперационные и интеграционные, стреляться использовать современные аграрные технологии и улучшить техническую вооружённость хозяйства. В некоторых случаях, как это было отмечено выше, смысл ведения личного хозяйства видится для семьи не в экономической плоскости, а - в социальной и социально - психологической. Миссия семейного сельскохозяйственного производства может заключаться в удовлетворении индивидуально - групповых потребностей, отражающих социально - психологическую характеристику человека и семьи. Работая в личном подворье люди, не ждут соответствующего вознаграждения за результаты своей деятельности извне, т.е. от окружающей среды. Эти цели называются интринсивные, они заключены в самом процессе хозяйственной деятельности и проявляются на уровень эмоций, чувств, настроений. Экстренсивные цели предполагают стремление к определённому вознаграждению со стороны, например, в виде дохода, определённого блага, похвалы и т.д. Среди тех, кто ведёт крестьянское хозяйство семейного типа, немало и таких, которые преследуют цель - ощущать свою полезность обществу и семье, добиться душевного равновесия и психологического комфорта, познать радость общения с живой природой, реализовать творческие замыслы и получать эстетическое наслаждение. Как показывают некоторые исследования в нашей стране, преимущественно такую миссию выполняют садово-огородные хозяйства городских жителей. Миссия ЛПХ оказывает определяющее влияние на направленность и характер мотивов его ведения. Однако мотивационный механизм в сфере производственно - трудовой деятельности той или иной семьи складывается как результат сложного взаимодействия целого комплекса установок, ценностей, норм, интересов, стимулов, включающих экономическую, социальную, нравственную, правовую и естественно - природные компоненты. Одно и то же поведение может быть обусловлено различными мотивами или различной совокупности мотивов. Например, одна семья выращивает цветы для продажи и видит в них, в первую очередь, источник доходов, а другая - для украшения двора и удовлетворяет, тем самым, свою эстетическую потребность. Возможно и такое, что в одной и той же ситуации различные семьи будут придерживаться различных линий поведения из-за доминирования различных мотивов, факторов и условий. Например, существенное повышение спроса на свинину и, соответствующий этому, чувствительный рост закупочных цен на неё вряд ли вызовут одинаково положительную реакцию у всех владельцев ЛПХ - производителей мяса. Некоторые действительно займутся выращиванием свиней или увеличат их численность в своём хозяйстве. Однако среди них найдутся и такие, которые никак не отреагируют на такое изменение конъюнктуры на рынке мяса в силу причин религиозного, психологического и иного характера.
Страницы: 1, 2, 3
|