реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конфликты и агрессивное поведение сельскохозяйственных животных

реферат

Конфликты и агрессивное поведение сельскохозяйственных животных

19

Министерство образования РФ

Красноярский Государственный Аграрный Университет

Конфликты и агрессивное поведение сельскохозяйственных животных

Красноярск 2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…

Поведение в конфликтных ситуациях, агрессивное поведение…………………………………..

Неадекватное поведение………..………………………....

Выводы………………………………………………………………….…..

Использованная литература…………………………………………..……

Введение

Человек проявлял интерес к поведению животных еще на самых ранних этапах своей истории. Уже первые охотники, без сомнения, внимательно изучали поведение своей добычи, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки на стенах пещер.

Наши познания обо всех явлениях поведения животных крайне скудны. И тем не менее мы уже начинаем понимать, что, с одной стороны, поведение большинства животных достаточно хорошо запрограммировано от рождения, а с другой стороны поведение взрослого индивидуума столь поразительно индивидуально.

Сложные процессы, происходившие в середине ХХ в. в науке и в обществе, привели к обособлению и даже к определенному противостоянию между этологией, зоопсихологией и физиологией. Фактически занимаясь изучением одних и тех же процессов, ученые всячески подчеркивали свое отрицательное отношение к методам другой науки. Следствием этого явилось и то, что одни и те же процессы и явления в разных науках часто обозначались совершенно разными терминами. Это еще более усиливало расхождение между направлениями науки о поведении в середине XX в., и они продолжали развиваться параллельно. К 80-м гг. ХХ столетия стремление к обособлению наук стало постепенно ослабевать. Ученые всех специальностей стали активно применять методы смежных наук. Данный процесс затронул и научные направления, связанные с поведением.

Этологи, кроме исследований в природе, стали использовать и экспериментальные методы, включающие обучение, изучение элементарной рассудочной деятельности, а также электрофизиологические и фармакологические методики. Зоопсихологи, в свою очередь, стали широко пользоваться физиологическими методиками и изучать поведение животных в природе. Физиологи, по мере совершенствования технологий, также вышли за пределы экспериментальных установок и приступили к изучению физиологических процессов у животных в "свободном поведении". Таким образом, круг замыкается, и фактически все направления изучения поведения животных в настоящее время сливаются в единую науку о поведении.

Поведение в конфликтных ситуациях агрессивное поведение

Конфликты возникают у животных между собой и с особями других видов, в том числе и с человеком. При исследовании сельскохозяйственных животных - с обслуживающим персоналом, при постановке эксперимента - с экспериментатором. У всех продуктивных и домашних животных по сравнению с дикими поведение смазано и менее выражено, но при этом данные животные более ярко и интересно реагируют на различные факторы антропогенной среды, за ними легче вести наблюдение.

Агрессивность, как форма поведения, подчиняется своим законам, весьма своеобразным, a порой непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого животного. Бытовое понятие агрессивности и термин не совпадают. В быту под агрессией мы понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. Агрессия же просто характеризуется яростью.

Внутривидовая агрессия. Особи одного вида неизбежно вступают в конфликт. Можно не поделить пищу или удобное для отдыха место. Живущие каждый на своей территории виды должны изгонять конкурентов. Неизбежны конфликты из-за самки, норы, еды и многих других причин.

Появление или приближение другой особи с неясными намерениями неизбежно вызывает настороженность, а это легкая форма страха. Если намерения не проясняются, зачастую ничего другого не остается, как либо убежать, либо напасть первым. То же происходит и с приближающимся животным. Вступая в конфликт, оба животных испытывают страх. И вместе с ним - приступ агрессивности. Агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерастать в агрессию. Самые разнообразные опыты на животных показали, что это так. Если на группу животных нагонят страх, они становятся агрессивнее. Агрессивнотрусливое состояние - самое опасное.

Агрессивность возникает изнутри и накапливается. Раньше психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не так. При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов она вырывается без всякого повода.

В обычной жизни агрессивность животных ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов с животными и (или) людьми. Важно помнить, что, ограждая агрессивное животное от раздражителей, мы не снижаем его агрессивность, а только накапливаем. Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией.

Агрессия переадресуется. Накопленная агрессивность рано или поздно вырывается наружу, даже если никакого раздражителя для нее нет. Она просто переадресуется какому-нибудь замещающему объекту. Многие птицы клюют землю или листья, копытные бодают кусты, хищники, что-нибудь разрывают на части... Поэтому сельскохозяйственные животные, легко приходящие в ярость, например племенные быки, должны иметь возможность разрядиться, например, бодаться друг с другом через забор или бодать специальные игрушки, подвешенные на крепких цепях. Для служебных собак для той же цели служат тренировки с кусанием одетых в специальные защитные костюмы людей, для кур - яркие игрушки, которые нужно клевать.

Агрессия переадресуется и в том случае, если раздражитель вполне реален, но страшноват. Для сельскохозяйственных животных таким страшным объектом бывает человек (пастух с кнутом или скотник с лопатой). В этом случае переадресованная агрессия служит одновременно и демонстрацией противнику: «Смотри, что я могу с тобой сделать». Очень часто агрессия переадресуется живым объектам как чужого вида, так и своего, лишь бы они не могли дать сдачи. Переадресование агрессии более слабому и ничем не провинившемуся играет важную роль в поддержании иерархии. У кур это еще называют порядком клевания.

Демонстрация вместо нападения. В своей изначальной форме агрессия предполагает нападение на объект, нанесение ему физического ущерба или даже убийство. В эволюции животных происходил процесс: агрессивное нападение сменялось демонстрацией угрозы - возможности нападения. Особенно при стычках особей одного и того же вида. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Поэтому развитое агрессивное поведение, включающее в себя много угроз и пугающих действий, полезно для вида. А для хорошо вооруженных видов - просто спасительно. Вот почему К. Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение - одно из замечательных созданий естественного отбора. Что по существу оно гуманно. Противника проще всего напугать, показав ему те средства защиты и нападения, которыми располагает данный вид животных.

У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих орудия нападения и защиты чаще всего расположены на челюстях, и они угрожают, раскрывая пасть. Такая форма угрозы удобна при межвидовых конфликтах, поскольку она всем понятна. Ровный ряд крупных, белых, блестящих зубов воздействует на подсознание не только хищных животных, но и человека.

Одна лишь раскрытая пасть не может передать все оттенки угрозы, поэтому у многих животных она сопровождается изменениями внешнего вида головы: расширяются или сужаются глаза, прижимаются уши, наморщивается нос, изгибаются губы, насупливаются брови, движется кожа на лбу и темени. Достигается это с помощью сокращения мимических мышц и мышц головы. Если на коже есть к тому же выросты или пучки перьев, шерсти, и все это раскрашено в несколько цветов, получается целый код сигналов о состоянии и намерениях животного, как истинных, так и мнимых.

Угроза пастью часто сопровождается звуками - рев млекопитающих. Песня самца птицы, какой бы красивой она ни казалась, тоже содержит угрозу другим самцам.

Позы «преувеличения». Некоторые животные растут в течение всей жизни. У таких видов встреча двух взрослых особей, одна из которых много больше другой, - обычное дело. Кто старше, тот крупнее, сильнее и опытнее. Драку с ним маленький противник заведомо проиграет. Поэтому у рыб, земноводных, пресмыкающихся врожденная программа, гласящая «тот, кто больше тебя - сильнее тебя», соответствует действительности. Эта программа предварительной оценки силы противника есть и у млекопитающих и птиц, рост которых заканчивается в определенном возрасте, и поэтому разница в размерах взрослых особей не так велика.

Раз есть такая программа, значит, можно ее обмануть, преувеличив свои размеры. Птицы преувеличивают себя, распушая перья, а млекопитающие - вздыбливая шерсть. Другой прием преувеличения размеров - выпрямить ноги, подтянуться, высоко поднять голову - всем хорошо знаком на собственном примере. Некоторые четвероногие животные при этом встают на задние ноги. Тот, кто оказался выше, получает психологическое превосходство над соперником.

Преувеличивая себя, жеребцы встают на дыбы, а если дело дойдет до драки, каждый старается уронить соперника. Преувеличить себя можно за счет поднимающегося гребня над головой. Этот прием есть у всех - от рыб до птиц. Наконец, преувеличение размеров достигается и занятием более высокой точки в пространстве. Достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. Когда птицы садятся на дерево, доминанты занимают самые высокие ветви, а за верхушку зачастую борются.

Заставить подчиненных смотреть на тебя снизу вверх - простое и действенное средство дать им почувствовать свое превосходство. Цель - «унизить» противника. При агрессивной стычке животное, оценившее противника как более крупного, признает психологическое поражение, и дальнейшей борьбы может не быть - один уступает другому. Если же дело доходит до борьбы, то у очень многих видов цель ее - унизить противника в самом прямом смысле этого слова: повалить или бросить на землю. Падение может сопровождаться физическим ущербом, но может быть и совершенно безболезненным. Все равно это - поражение, и проигравший уступает.

Позы подчинения, покорности и умиротворения. Проигравший прежде всего «складывает оружие» - шипы, хохлы, когти, зубы, рога - прячет их, чтобы не пугать победителя. Сам преуменьшает свои размеры - с той же целью. Маленький, согбенный, безоружный противник не страшен. Страх покидает победителя, а с ним кончается и агрессивность. Многие животные падают и переворачиваются брюхом вверх - унижают себя как можно сильнее, это все видели у собак.

Если проигрыш ясен заранее, животное может при встрече с более сильным противником сразу принять позу подчинения. В таком виде оно не страшно, и у противника не возникает агрессии. Если она, конечно, не накопилась в избытке.

Конфликтная ситуация возникает у животного при недостатке или отсутствии знакомой пищи, смене территории, смене группы и т.д.

Многие формы поведения в конфликтных ситуациях имеют генетический компонент, это результат действия естественного отбора, создавшего организм, поведение которого адаптивно в обычной для него среде.

Голосовые звуки, издаваемые птицами, подразделяют на два типа: крики и песни. Крики - это короткие, довольно простые сигналы, которые обычно издают особи обоего пола в любое время года и которые почти одинаковы у всех представителей вида. В отличие от этого песни имеют более сложный акустический рисунок. Чаще всего их «исполняют» самцы в период ухаживания, защиты территории или в обоих случаях. Они часто имеют сезонный характер и обнаруживают значительную индивидуальную изменчивость.

По-видимому, у представителей большинства птиц развитие пения обычно не требует специфических условий среды, так что преобладает влияние генетических факторов. Развитие вокального репертуара у домашних петухов относится к этому типу. Вокальный репертуар взрослой особи развивается нормально и тогда, когда птиц выращивают в полной изоляции от других особей того же вида. Даже лишение слуха мало влияет на пение.

Имитация при обучении песне. Многие птицы способны путем подражания обучиться большому числу различных песен. Эти птицы, в том числе некоторые попугаи, имитируют множество различных песен при содержании в неволе, но, по-видимому, редко делают это в природе.

Обучение выбору пищи. У многих видов очень важным аспектам развития поведения является выработка пищевых предпочтений. Многим животным приходится учиться тому, какая пища для них пригодна. Вкусовые особенности материнского молока позволяют молодым животным узнать, чем питается мать, и заставляют их предпочитать пищу того же типа. Кроме того, молодые обычно впервые принимают твердую пищу вблизи от взрослых животных и поэтому едят то же, что и они.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.