Государственное управление земельным фондом РФ
17 Министерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра гражданско-правовых дисциплин Дисциплина «Земельное право»РефератНа Тему: «Государственное управление земельным фондом РФ»Подготовил: Курсант 144 взводаРядовой милицииКрасный А.Н.Проверил:Преподаватеть кафедры капитан милиции Абрамов В.А. Белгород 2008 Примерное распределение времени: |
План Реферата | Страницы | | Вступительная часть | 3 | | Учебные вопросы | | | 1.Общая характеристика управления земельным фондом | 4 | | 2.Содержание управления земельным фондом | 9 | | 3.Основные функции государственного управления земельным фондом | 15 | | Заключительная часть (подведение итогов) | 17 | | | Основная литератураЗемельный кодекс РФ от 28 сентября 2001. // Российская газета от 31 ноября 2001.Положение о мониторинге земель. Утв. постановлением Правительства 16 июля 1991 г. // Российский вестник. 1992. № 37.Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: МЦУПЛ, 2005.Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005. Дополнительная литератураБобин П.Н. Участие государства в отношениях природопользования. // Юрист. 2006. № 2.Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в сфере регулирования земельных отношений // Журнал российского права. 2006. № 3.Участие государства в отношениях природопользования // Юрист. 2006. № 2.Введение.Управление земельным фондом представляет собой распорядительную деятельность соответствующих государственных органов и органов местного само-управления, направленную на обеспечение рацио-нального использования и охраны единого земельного фонда страны. Практически управление земельным фондом проявляется в виде регу-лирования земельных отношений посредством правовых норм и обес-печения соблюдения требований земельного законодательства путем осуществления систематического контроля за использованием и охра-ной земель и принятия, необходимых мер воздействия на нарушителей земельного законодательства. Таким образом, функции государствен-ного управления земельным фондом в данном случае являются и функ-циями государственного регулирования земельных отношений, т.е. они совпадают. Очевидно, что государственная деятельность по регулированию зе-мельных отношений вообще осуществляется в более широких преде-лах, чем только по управлению земельным фондом. Она, например, может распространяться на сферу общественных отношений, смежную с областью земельных отношений, если это необходимо для обеспече-ния рационального использования и охраны земель. Следует также иметь в виду, что под правовым обеспечением раци-онального использования и охраны земель нельзя понимать лишь сово-купность принудительных и карательных мер воздействия. В процессе управления земельным фондом государство оказывает также помощь и содействие субъектам земельных отношений в реализации их прав на землю (безвозмездное улучшение земель, агротехнические содействия, обеспечение земельно-кадастровой информацией и др.). Вопрос 1. Общая характеристика управления земельным фондом Управление земельным фондом, как и вся правоприменительная де-ятельность государства, осуществляется как через систему государ-ственных органов, так и посредством привлечения к этому процессу негосударственных структур (общественных, муниципальных и др.). В этом смысле управление земельным фондом, являясь категорией государственной, может включать в себя, условно говоря, некие состав-ляющие элементы в виде муниципального или внутрихозяйственного управления соответствующими землями в той мере, в какой это может быть делегировано государством. Земельный фонд Российской Федерации -- это вся территория, т.е. вся земля, включая водопокрытую, в пределах границ страны. Хотя земля представляет собой единый природный объект, отдельные ее части обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими определен-ный хозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, наличием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т.е. в определен-ных народнохозяйственных целях. С этой точки зрения единый земель-ный фонд подразделяется на 7 целевых категорий, закрепленных в зе-мельном законодательстве (ст. 7 ЗК РФ), а именно: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений (городов, поселков и сельских поселений); 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиове-щания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космичес-кой деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специ-ального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения); 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. В соответствии с основным целевым назначением упомянутых час-тей единого земельного фонда земельным законодательством установ-лен и правовой режим их использования в народном хозяйстве. К землям сельскохозяйственного назначения отнесены участки еди-ного земельного фонда, используемые или по своим природным каче-ствам пригодные для использования в сельском хозяйстве, т.е. для про-изводства сельскохозяйственной продукции. Землями поселений считаются земли, расположенные в пределах ад-министративных границ различных поселений, которые подразделяют-ся с точки зрения их функционального назначения на две группы: сель-ские и городские населенные пункты (т.е. города и поселки городского типа). Основное целевое назначение этих земель -- удовлетворение градостроительных потребностей этих населенных пунктов. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, оборо-ны, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения представляют собой участки земельного фонда, пре-доставленные юридическим или физическим лицам для осуществления специальных задач в промышленности, на транспорте, энергетике и дру-гих отраслях народного хозяйства. Основное целевое назначение земли В этих сферах народного хозяйства -- служить операционным базисом для размещения и функционирования промышленных и иных предприятий и объектов. Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а так-же не покрытые им, но предоставленные или предназначенные для ве-дения лесного хозяйства. Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, энергетики, как незаменимый строительный материал. В то же время земля здесь играет роль сред-ства производства лесохозяйственной продукции и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима использования. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, лед-никами, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания. Их основное целевое назначение -- удовлетво-рение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энер-гетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. К категории особо охраняемых территорий относятся земли при-родоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреацион-ного и историко-культурного назначения, имеющие статус особо охра-няемых территорий в силу их специфической роли и особого значения в жизни-общества. Они служат удовлетворению духовных, биологичес-ких, эстетических и иных потребностей граждан. Землями запаса считаются все участки земельного фонда, не предо-ставленные в собственность или пользование физическим или юриди-ческим лицам или изъятые у них по основаниям, предусмотренным за-конодательством. Целевая категория определяет лишь основное, общее целевое на-значение отнесенных к ней земель. Конкретное использование земель-ных участков в пределах целевых категорий может существенно раз-личаться в соответствии с практической целесообразностью, определяемой компетентными органами исполнительной власти при предоставлении земельных участков гражданам или юридическим ли-цам. Указанный признак разграничения земель целевых категорий ус-тановлен законодательством в виде разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Так, к видам разрешенного использования земель сель-скохозяйственного назначения могут быть отнесены: индивидуальное и коллективное садоводство, огородничество, животноводство и т.п. Разрешенное использование земель лесного фонда может состоять в использовании участков этой категории для заготовки древесины, жи-вицы, второстепенных лесных материалов, побочного лесопользования, сенокошения, выпаса скота, охотничьего промысла и т.п. При установлении разрешенного использования земель могут пре-дусматриваться определенные ограничения или запреты, соблюдение которых является обязательным. Так, в пределах водоохранных зон на землях сельскохозяйственного назначения запрещается применять ядо-химикаты, производить распашку почвы, выпас скота, а на землях, подверженных эрозионным процессам, ограничивается применение аг-ротехники, стимулирующей развитие этих процессов и т.д. Законодательством (ст. 7 ЗК РФ) установлено, что правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной целевой ка-тегории и разрешенным использованием в соответствии с территори-альным зонированием. Другой классификационный признак земельного фонда -- есте-ственно -историческое состояние и хозяйственное использование от-дельных его частей, которое получило название земельных угодий. Под земельными угодьями понимаются участки земли (массивы), си-стематически используемые для определенных хозяйственных целей и имеющие качественные различия естественно -исторического харак-тера. Все земельные угодья подразделяются на две группы: сельско-хозяйственные, т.е. систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции (их еще называют продуктивными землями), и несельскохозяйственные, т.е. земли, не включенные в сельскохозяйственный оборот. К сельскохозяйственным угодьям от-носятся: пашня, сенокос, пастбище, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями. Несельскохозяйственные угодья -- все ос-тальные (участки, занятые лесом, кустарником, болотом, постройка-ми, дорогами и т.д.). Как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья де-лятся на подвиды, чаще всего по их естественному состоянию или спо-собу использования: пашня переувлажненная, орошаемая; сенокос забо-лоченный, закустаренный, закочкаренный; пастбище залесенное и т.п. Качественное состояние продуктивных земель характеризуется уровнем их плодородия, которое зависит от вида почв (черноземы, оподзоленные почвы и др.) и их физико-химического состава (глинис-тые, супесчаные, песчаные и т.п.). Показателем плодородия земель слу-жат баллы экономической оценки, представляющие собой условные числа, выраженные в процентах к наивысшей продуктивности земель данной группы: 100, 90, 80 и т.д. баллов. Органы, осуществляю-щие управление государствен-ным земельным фондом. Общее государственное управление земельным фондом осуществляют представительные и испол-нительные органы власти, наделенные соответству-ющими властными полномочиями по обеспечению рационального использования и охраны земель. По объему и пределам этой деятельности ведущее ме-сто принадлежит органам исполнительной власти, которые, участвуя в нормотворческой части этой работы, осуществля-ют всю правоприменительную деятельность. Органы исполнительной власти как субъекты управления земель-ным фондом подразделяются на два вида: органы общей и органы спе-циальной компетенции. К органам общей компетенции относятся: Правительство РФ и со-ответствующие органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления -- городские, районные, поселковые и сельские -- в той мере, в какой деятельность по управлению земель-ным фондом может быть делегирована им федеральным или региональ-ным законодательством. Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-рас-порядительным органам общей компетенции и в свою очередь подраз-деляются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы. К функциональным органам специальной компетенции относятся Росземкадастр, Минимущество России, МПР России, Федеральная санитарно-эпидемиологическая служба и Федеральная архитектурно-гра-достроительная служба. Указанные органы осуществляют деятельность по управлению зем-лями на всей территории соответствующего административно -терри-ториального образования независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственной принадлежности находятся земли.
Страницы: 1, 2
|