реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом

реферат
p align="left">Проблемам продовольствия была посвящена и Всемирная встреча на высшем уровне в ноябре прошлого года. Римская декларация по все-мирной продовольственной безопасности и План действий, принятый на Всемирной встрече на высшем уровне, заложили основу для реализа-ции различных путей достижения общей цели -- продовольственной безопасности на индивидуальном уровне, на уровне домашних хозяйств, национальном, региональном и глобальном уровнях.

Одним из обязательств Римской декларации записано: «Мы обязу-емся приложить все усилия к тому, чтобы продовольствие, торговля сельскохозяйственными продуктами и общая торговая политика со-действовали продовольственной безопасности для всех при помо-щи справедливой и ориентированной на рынок мировой торговой системы».

При некоторых различиях в подходах разных стран к определению продовольственной безопасности общим для всех является требование поддержания на необходимом уровне продовольственного снабжения населения, который гарантировал бы устойчивое экономическое разви-тие и социально-политическую стабильность в обществе. Причем над-ежность продовольственной безопасности государства достигается как достаточным самообеспечением продуктами питания, так и наличием средств для ввоза продуктов в нужных количествах, при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае ос-ложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (например, эмбар-го на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.

Как считают эксперты ФАО, двумя основными показателями состо-яния международной продовольственной безопасности выступают объ-емы переходящих запасов зерна в мире, остающихся на хранении до уборки следующего урожая, а также уровень производства зерна в рас-чете на душу населения. Первый из двух показателей свидетельствует степени устойчивости продовольственного положения в мире и о га рантиях на случай чрезвычайных обстоятельств (стихийное бедствие, засуха, воина и т. п.). Безопасным считается объем переходящих запа-сов зерна, соответствующий 60 дням мирового потребления, или при-мерно 17% всего годового потребления. Динамика запасов зерна пока-зывает соотношение его производства и потребления в мире. Падение уровня запасов до предельного минимума означает, что мировая продо-вольственная безопасность находится в критическом состоянии, пос-кольку при сокращении объема запасов ниже этого уровня потребле-ния, как правило, начинается резкий рост мировых цен на зерно (так было в 1972--1973 и 1979--1980 годах). Более общим показателем про-довольственной безопасности служит динамика производства зерна на душу населения, характеризующая тенденции развития мирового про-довольственного положения в целом.

Разумеется, продовольственная зависимость любой страны возникает прежде всего в результате малой эффективности ее национального агропродовольственного комплекса.

Предстоящие 15--20 лет ожидаются значительные изменения ситу-ации на международном рынке сельскохозяйственных товаров. Усили-вается противоречие между нехваткой продовольствия и ограниченной возможностью дальнейшего наращивания его производства в будущем. Продовольственная проблема не решена даже в развитых капиталисти-ческих странах. По данным ФАО, треть населения США недоедает, а 17% американцев ложатся спать голодными.

Согласно прогнозам, спрос на продовольствие возрастет к 2000 г. на 50%, а к 2050 г. -- в 3 раза. Руководитель ФАО Жак Диуф считает, что если не произойдет технологического прорыва для увеличения произ-водства продовольствия и повышения плодородия почвы, то к 2010 г. разразится сильнейший продовольственный кризис.

Завершение уругвайского раунда ГАТТ соглашением о постепенном сокращении размеров аграрных субсидий приведет к увеличению миро-вых цен на продукцию сельского хозяйства. Значение Западной Европы как экспортера зерна уменьшится. В данной связи неизбежно возрастет значение зерновых запасов как фактора обеспечения международной продовольственной безопасности. Не исключено, что в этих условиях увеличится спрос на продовольственную помощь со стороны менее раз-витых государств.

Продовольственная безопасность является важной составной частью национальной безопасности и не ограничивается рамками экономичес-кой безопасности государства или сообщества стран. Решение вопросов продовольственной безопасности в той или иной мере связано с други-ми, неэкономическими аспектами национальной безопасности, вклю-чая и военно-стратегический аспект.

С проблемами продовольственного производства тесно связаны во-просы экологической безопасности. Сельскохозяйственная деятельность -- одна из основных причин ухудшения экологической ситуации и в России, и в мире (падение плодородия земель, заражение водоемов ядо-химикатами и т. п.). С другой вороны, деградация естественных ресур-сов стала серьезным ограничением развития растениеводства и живот-новодства.

Важным аспектом внутренней национальной безопасности является состояние здоровья населения, качество и продолжительность жизни. Эти вопросы в значительной мере определяются тем, насколько полно-ценно питание населения.

Известно, что США в 1973--1974 гг. в ответ на нефтяное эмбарго, объявленное странами ОПЕК, рассматривалась возможность использо-вания «продовольственного оружия». До сих пор поступления от эк-спорта американского продовольствия позволяют США частично урав-новешивать затраты на импорт энергоносителей. При этом сельское хозяйство остается крупным потребителем энергоресурсов: на него при-водится около 17% всех затрат. Не меньшее значение имеет энергообес-печение сельского хозяйства и в России. Экспорт энергоносителей поз-воляет оплачивать импортные закупки кормов и продуктов питания.

ФАО определяет национальную продовольственную стратегию как политику, которая позволяет стране достичь «наиболее высокой степе-ни самообеспеченности в продовольствии в результате интегрирован-ных усилий по увеличению производства жизненно необходимых про-дуктов, улучшения системы снабжения и потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода». По мнению экспертов ООН, вопро-сы национальной продовольственной безопасности во всех странах мира (где в подавляющем большинстве развивается рыночная экономика) имеют общегосударственное значение и являются предметом политики правительств, формирующих политические, экономические и социаль-ные условия, благоприятные для решения проблем обеспечения насе-ления продовольствием. Степень вмешательства государства зависит от эффективности аграрного бизнеса в той или иной стране. Во многих государствах Европейского союза и Японии, где преобладают средние и мелкие фермы (5--10 га земли), а проблема самообеспеченности про-довольствием еще до конца не решена, наблюдается активное вмеша-тельство правительства в сельскохозяйственное производство. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что различные виды государ-ственной финансовой помощи -- субсидии, гарантирование цен и заку-пок сельскохозяйственных продуктов, услуги и т. д. -- составляли до последнего времени, по расчетам специалистов, около 50% фермерско-го дохода в государствах ЕС и примерно 70% в Японии.

Продовольственная стратегия любого государства должна заключаться в достижении оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологичес-ких и прочих факторов, направленных на наиболее полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потреб-ления калорий, аминокислот и микроэлементов. Причем роль прави-тельства заключается не в подмене объективных экономических про-цессов, а в разработке долгосрочных целей продовольственного обеспе-чения страны и мер социально-экономического регулирования.

Правительства промышленно развитых стран мира придают общего-сударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. За последние полвека в этих странах широко применялись разнообразные меры государственного регулирования сельского хозяйства. Причем допустимый размер импор-тной зависимости каждое государство определяло исходя из объема ва-лютных ресурсов и масштабов неудовлетворенного платежеспособного спроса населения на продукты питания. Для развитых стран Запада не существует единых критериев продовольственной безопасности, вклю-чая желательный уровень самообеспеченности. Выработка этих крите-риев зависит от экономического потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, уровня развития науки и техники, тра-диций в питании.

Все формы государственной поддержки аграрному сектору экономики. в странах ОЭСР оценивались в начале 1990-х годов в среднем 11--14 тыс.

долл. в год на одного полностью занятого фермера (не менее 2,2 тыс. рабочих часов за сезон). Этот показатель варьировал от 2--3 тыс. долл. в Швейцарии до 33 тыс. долл. в Норвегии. По странам ЕС помощь в среднем составляла 8--10 тыс. долл. в год на одного фермера, в США -- 20--27 тыс. долл. В пересчете на 1 га сельскохозяйственных площадей (включая заливные луга и постоянные пастбища) правительственная помощь в странах ОЭСР в указанный период составляла 140--160 долл. (от 3 долл./га в Австралии до 100--120 долл. в США, 500--600 долл. -- в странах ЕС, 3 тыс. долл. -- в Норвегии и 9 тыс. долл. -- в Японии).

По расчетам специалистов ОЭСР, аграрная политика правительств стран, входящих в эту организацию, в последнее время сопровождалась ежегодным перемещением финансовых средств в сельское хозяйство (в виде государственных расходов и переплаты потребителям за регулиро-ванные на искусственно высоком уровне цены на продовольствие) в размере 250--290 млрд. долл., в США -- 70--80 млрд. долл. Перемещение таких огромных средств, вносящее коррективы в механизм функциони-рования рынка сельскохозяйственных товаров, затрагивало в той или иной мере основную часть аграрного производства: от 69% (стоимос-тного объема) в США до 85% -- в Канаде.

В большинстве промышленно развитых стран, экономика которых развивается на основе рыночных механизмов, стоимость произведен-ной сельскохозяйственной продукции наполовину и более складывает-ся из различных форм бюджетных и других финансовых вложений го-сударства в аграрный сектор экономики. Во второй половине 1990-х годов такое состояние дел будет сохраняться при постепенном сокра-щении бюджетных расходов на поддержание сельскохозяйственного производства и торговли. При этом в отдельных странах мира степень вмешательства государства в эту сферу экономики будет различной. В некоторых из них государство устанавливает уровень закупочных цен, покупает и продает продукты сельского хозяйства, контролирует цены и объемы импорта продовольственных товаров. В то же время в Австра-лии и Новой Зеландии роль государства сводится в основном к косвен-ным мерам регулирования. Так, в Австралии правительство выплачива-ет фермерам субсидии на потребление горючего, оказывает финансо-вую помощь в развитии сектора услуг, включая исследовательские рабо-ты, гарантирует налоговые скидки. Посредством тарифных барьеров государство создает «благоприятный режим» для местного производства риса, сахара, молочных и ряда других продуктов сельского хозяйства.

В отличие от тихоокеанских соседей правительство Японии более внимательно относится к данному вопросу. В этой стране открыто при-знается, что от состояния продовольственного снабжения населения зависит обеспечение национальной безопасности. Достигнутую 50%-ную самообеспеченность продовольствием, во многом благодаря государствен-ной финансовой помощи фермерам, руководство страны считает необ-ходимым поддерживать и в дальнейшем. С этой целью оно проводит, в частности, политику жестких ограничений на ввоз продовольствия в страну (например, импорт риса до последнего времени был запрещен полностью).

Согласно закону о продовольственном контроле, правительство Япо-нии регулирует цены и торговлю рисом, ячменем, пшеницей. Государ-ство покупает и продает рис (по ценам в 6--8 раз выше международ-ных). Цену устанавливает правительство по рекомендации Совета по ценам на рис. Японское агентство по продовольствию, являющееся частью министерства сельского хозяйства, лесоводства и рыбного хо-зяйства, имеет эксклюзивное (монопольное) право определять размеры импорта зерновых.

В странах ЕС, где существуют примерно такие же программы стабилизации фермерских цен и доходов, на поддержку сельского хозяйства выделяются средства как из единого бюджета Евросоюза, так и из на-циональных бюджетов. Для многих государств западноевропейского «Общего рынка» в 1980-е годы было характерным возрастание нацио-нальных расходов на сельское хозяйство. Так, в Италии они увеличи-лись на 30%, во Франции -- на 34, в ФРГ -- на 55. Однако в 1990-е годы отмечается тенденция постепенного сокращения размеров госу-дарственных аграрных субсидий, что связано с бюджетными проблема-ми как отдельных стран, так и Европейского союза в целом, а также с ситуацией по производству продуктов сельского хозяйства в странах ЕС и на международном рынке сельскохозяйственных товаров.

Представители большинства западноевропейских государств и Япо-нии признают, что уровень самообеспеченности их стран в продовольст-вии был бы заметно ниже без крупной финансовой поддержки развития сельского хозяйства. Так, страны ЕС благодаря многолетним програм-мам субсидирования фермеров добились в целом самообеспеченности зерновыми к началу 1980-х годов. В этой связи зарубежные эксперты отмечают, что в странах с высоко развитой экономикой и большими эк-спортными возможностями незначительная зависимость от импорта про-довольствия не вызывает особого беспокойства у политического руко-водства. Например, продовольственная самообеспеченность Италии, по оценке экспертов ГАТТ, составляет 79%, ФРГ (до объединения с ГДР) -- 93%. Однако страны с более значительной импортной зависимостью, а также экономически менее развитые столкнулись с дополнительными трудностями в обеспечении продовольствием при уменьшении финансо-вой и материальной правительственной помощи сельскому хозяйству.

В США пятилетний закон «О продовольственной безопасности» имеет более чем полувековую историю. При этом специалисты отмечают, что распространенное в странах Запада государственное гарантирование уров-ня цен на фермерскую продукцию содействует их стабильности и оказыва-ет регулирующее воздействие на структуру и объемы сельскохозяйствен-ного производства, не затрагивая основы рыночного хозяйствования.

Бюджетные ассигнования на сельское хозяйство -- важнейший эле-мент государственного регулирования экономического и социального состояния сельского хозяйства США. Только за 80-е годы совокупные

бюджетные расходы на аграрную политику удвоились, а за последние 25 лет -- увеличились более чем в 8 раз. Причем темпы их роста за этот период опережали темпы инфляции, особенно быстро повышались рас-ходы по федеральной программе стабилизации доходов фермеров. В последние годы бюджетные расходы составляют до четверти стоимости валовой продукции сельского хозяйства, куда они включаются по мето-дике расчета министерства сельского хозяйства США.

К 1980-м годам в США около 30% фермерского дохода составляли различные правительственные субсидии и дотации. Государство также стимулировало спрос на продовольствие посредством предоставления много миллиардной помощи малоимущим в виде бесплатных «продо-вольственных талонов», дающие право на приобретение различных про-дуктов питания на определенную сумму.

В результате активного государственного вмешательства рыночная система в аграрном секторе экономики США утратила свою былую (на-пример, в период кризисов 1920-х и 1930-х годов) стихийность и не-предсказуемость, имевших отрицательные последствия и для сельско-хозяйственных производителей, и для потребителей продовольствия. В итоге продовольственный вопрос в США потерял значение «социаль-ного дестабилизатора», которое он приобрел в годы Великой дегрес-сии.

В 1990 г. в Конгрессе США происходило многомесячное обсужде-ние очередного пятилетнего сельскохозяйственного закона, в ходе кото-рого, в частности, отмечалось, что выделяемые на поддержку фермеров многомиллиардные средства обеспечивают «продовольственную безопас-ность и стабильные цены на продовольствие в США». За такое положе-ние, по словам сенатора Конрада, каждый американец в среднем платит по 14 центов в день, которые идут через бюджет на финансирование фермерства. И хотя дотации фермерам уменьшились с 25,8 млрд. долл. в 1986 г. до 7,8 млрд. в 1990 г., бюджет самого крупного в стране граждан-ского ведомства -- министерства сельского хозяйства -- продолжал расти. В 1991 г. он составил 55 млрд. долл. (44 млрд. долл. в 1988 г.).

Перспективы аграрного протекционизма в мире непосредственно будут связаны с выполнением решений последнего, уругвайского раун-да многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, на месте ко-торого в 1995 г. возникла Всемирная торговая организация (ВТО). Рос-сия подала официальную заявку на вступление в ВТО и с июля 1995 г. начаты предварительные переговоры по этому вопросу.

Положение развивающихся стран, импортирующих продовольствен-ные товары, может значительно ухудшиться в результате торгового со-глашения, принятого в ходе уругвайского раунда переговоров. Об этом говорится в отчете, опубликованном ФАО.

Соглашение по ГАТТ, которое вступило в силу в июле 1995 г., при-ведет к 9%-ному подъему в мировой торговле сельскохозяйственными продуктами, принеся выгоды промышленно развитым странам, а не бед-нейшим государствам мира.

По оценкам ,приведенным в отчете, расходы стран Африки на импорт сельскохозяйственных продуктов возрастут с 8,4 млрд. долл. в 1990 г. до 14 млрд. долл. в 2000 г., причем 15% этого роста произойдет в резуль-тате уругвайских соглашений.

Развивающиеся страны ожидают роста своих обязательств по оплате продовольствия, в то время как льготные условия для доступа на рынки развитых стран снижаются.

По прогнозам Джеймса Гринфилда, отвечающего в ФАО за товар-ную политику, Австралия и Новая Зеландия выиграют в торговле, а Ев-ропа потерпит убытки. Африка окажется в весьма затруднительном пол-ожении, если только не расширит производство продовольствия и внутрирегиональную торговлю продуктами и не диверсифицирует экспорт сельскохозяйственных культур.

Согласно отчету ФАО, объемы экспорта сельскохозяйственной продук-ции из Северной Америки к 2000 г. вырастут с 15 до 22 млрд. долл. благода-ря росту поставок злаковых культур, жиров и масел, мяса и молока.

Многое из этого может поступить в Западную Европу, которая должна открыть свои сельскохозяйственные рынки и увеличить к 2000 г. чистый импорт с 10 до 15 млрд. долл. При этом страны Европейского союза со-кратят объемы экспорта зерновых, растительного масла, молока и сахара.

В результате уругвайских соглашений больше всего в объемах миро-вой торговли увеличится сбыт масел, включая растительное. К 2000 г. поставки этих продуктов должны возрасти до 38 млн. т, или на 3,2% ежегодно. Ожидаемый рост торговли домашним скотом составит 2% в год, что к 2000 г. позволит увеличить объемы торговли до 18,7 млн. т.

По мнению ФАО, многие страны должны пересмотреть свою продо-вольственную политику в свете выводов, сделанных этой организацией. Многим из развивающихся стран следует использовать любые возмож-ности для наращивания производства пищевых продуктов и повышения обеспеченности продовольствием.

Вторая важнейшая договоренность, вызывавшая до этого наиболее острые разногласия между США, странами ЕС и Японией в ходе Уруг-вайского раунда, фактически затянувшие переговоры на три года, каса-ется темпов снижения уровня государственной поддержки националь-ных производителей и экспортеров сельскохозяйственных товаров. При базовом уровне государственного аграрного протекционизма в 1986-- 1988 гг. в среднем за год промышленно развитые страны обязаны снизить этот уровень на 20% к 2000 г., а развивающиеся -- на 13,3% течение 10 лет. Более заметно должны снизиться экспортные субсидии, которые практикуют прежде всего США, страны ЕС и ряд других госу-дарств Европы. Средний уровень экспортных субсидий сокращается на 21% к 2000 г. Общая стоимость экспортных субсидий, как и стоимост-ной объем самого субсидируемого экспорта аграрной продукции, до-лжен быть уменьшен за шесть лет на 36%. Эти решения следует учи-тывать Российской Федерации при разработке аграрной политики на. перспективу.(АПК 1997-№2)

ИСТОЧНИКИ:

Войтех В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.// АПК: экономика управления -1995-№2-с.60

Грей К. Роль государства в аграрном секторе США. // Экономика сельского хозяйства России -1997-№4-с.31-32

3. Дайджест: Аграрная политика Польши.// Экономика сельского хозяйства России-1998-№4-с.35

За рубежом: опыт, новость. Основы аграрной политики в Германии.//Достижение науки и техники -1996 -№6-с.45-48

Кучуков Р. Ценообразование в АПК стран с развитой экономической экономикой. //АПК: экономика управления -1997-№7-с.55

Лебедева О. Государственное регулирование сельским хозяйством в США //АПК: экономика управления -1996-№7-с.73-76

Масленников В. Аграрный сектор в развитых зарубежных странах.//-Диалог- 1996- №3- с.37

Михайленко И. АПК в Великобритании.//Международный сельскохозяйственный журнал - 1997-№5 -стр.17

Назаренко В. Мировой продовольственный рынок. .//АПК: экономика управления -1996-№2-с.28-33

Приходько Т. Управление сельским хозяйством в Финляндии.//АПК: экономика управления -1996-№7-с.25

Приходько Т Приходько Т. Управление сельским хозяйством во Франции.//АПК: экономика управления -1996-№2-с.25-27

Руцкой А. Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт.//АПК: экономика управления -1997-№2-с.7

Тарьяну Б. Государственное регулирование Венгрии.//АПК: экономика управления -1995 -№11-с. 36

Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства. //АПК: экономика управления -

1998-№7-с.73-76

15. Шипош А. Халмаи П. Цели аграрной политики Венгрии. //АПК: экономика управления -1992-№8-с.54-57

ПЛАН

Взаимоотношение отраслей сельского хозяйства зарубежных стран.

Аграрная политика зарубежных стран:

а) Франция

б) Финляндия

в) Польша

г) США

д) Венгрия

е) Великобритания

Продовольственная политика

а) Цены на продовольственные товары

б) Мировой продовольственный рынок

в) Продовольственная безопасность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.