p align="left">Проблемам продовольствия была посвящена и Всемирная встреча на высшем уровне в ноябре прошлого года. Римская декларация по все-мирной продовольственной безопасности и План действий, принятый на Всемирной встрече на высшем уровне, заложили основу для реализа-ции различных путей достижения общей цели -- продовольственной безопасности на индивидуальном уровне, на уровне домашних хозяйств, национальном, региональном и глобальном уровнях. Одним из обязательств Римской декларации записано: «Мы обязу-емся приложить все усилия к тому, чтобы продовольствие, торговля сельскохозяйственными продуктами и общая торговая политика со-действовали продовольственной безопасности для всех при помо-щи справедливой и ориентированной на рынок мировой торговой системы». При некоторых различиях в подходах разных стран к определению продовольственной безопасности общим для всех является требование поддержания на необходимом уровне продовольственного снабжения населения, который гарантировал бы устойчивое экономическое разви-тие и социально-политическую стабильность в обществе. Причем над-ежность продовольственной безопасности государства достигается как достаточным самообеспечением продуктами питания, так и наличием средств для ввоза продуктов в нужных количествах, при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае ос-ложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (например, эмбар-го на поставки) в поступлении продовольствия по импорту. Как считают эксперты ФАО, двумя основными показателями состо-яния международной продовольственной безопасности выступают объ-емы переходящих запасов зерна в мире, остающихся на хранении до уборки следующего урожая, а также уровень производства зерна в рас-чете на душу населения. Первый из двух показателей свидетельствует степени устойчивости продовольственного положения в мире и о га рантиях на случай чрезвычайных обстоятельств (стихийное бедствие, засуха, воина и т. п.). Безопасным считается объем переходящих запа-сов зерна, соответствующий 60 дням мирового потребления, или при-мерно 17% всего годового потребления. Динамика запасов зерна пока-зывает соотношение его производства и потребления в мире. Падение уровня запасов до предельного минимума означает, что мировая продо-вольственная безопасность находится в критическом состоянии, пос-кольку при сокращении объема запасов ниже этого уровня потребле-ния, как правило, начинается резкий рост мировых цен на зерно (так было в 1972--1973 и 1979--1980 годах). Более общим показателем про-довольственной безопасности служит динамика производства зерна на душу населения, характеризующая тенденции развития мирового про-довольственного положения в целом. Разумеется, продовольственная зависимость любой страны возникает прежде всего в результате малой эффективности ее национального агропродовольственного комплекса. Предстоящие 15--20 лет ожидаются значительные изменения ситу-ации на международном рынке сельскохозяйственных товаров. Усили-вается противоречие между нехваткой продовольствия и ограниченной возможностью дальнейшего наращивания его производства в будущем. Продовольственная проблема не решена даже в развитых капиталисти-ческих странах. По данным ФАО, треть населения США недоедает, а 17% американцев ложатся спать голодными. Согласно прогнозам, спрос на продовольствие возрастет к 2000 г. на 50%, а к 2050 г. -- в 3 раза. Руководитель ФАО Жак Диуф считает, что если не произойдет технологического прорыва для увеличения произ-водства продовольствия и повышения плодородия почвы, то к 2010 г. разразится сильнейший продовольственный кризис. Завершение уругвайского раунда ГАТТ соглашением о постепенном сокращении размеров аграрных субсидий приведет к увеличению миро-вых цен на продукцию сельского хозяйства. Значение Западной Европы как экспортера зерна уменьшится. В данной связи неизбежно возрастет значение зерновых запасов как фактора обеспечения международной продовольственной безопасности. Не исключено, что в этих условиях увеличится спрос на продовольственную помощь со стороны менее раз-витых государств. Продовольственная безопасность является важной составной частью национальной безопасности и не ограничивается рамками экономичес-кой безопасности государства или сообщества стран. Решение вопросов продовольственной безопасности в той или иной мере связано с други-ми, неэкономическими аспектами национальной безопасности, вклю-чая и военно-стратегический аспект. С проблемами продовольственного производства тесно связаны во-просы экологической безопасности. Сельскохозяйственная деятельность -- одна из основных причин ухудшения экологической ситуации и в России, и в мире (падение плодородия земель, заражение водоемов ядо-химикатами и т. п.). С другой вороны, деградация естественных ресур-сов стала серьезным ограничением развития растениеводства и живот-новодства. Важным аспектом внутренней национальной безопасности является состояние здоровья населения, качество и продолжительность жизни. Эти вопросы в значительной мере определяются тем, насколько полно-ценно питание населения. Известно, что США в 1973--1974 гг. в ответ на нефтяное эмбарго, объявленное странами ОПЕК, рассматривалась возможность использо-вания «продовольственного оружия». До сих пор поступления от эк-спорта американского продовольствия позволяют США частично урав-новешивать затраты на импорт энергоносителей. При этом сельское хозяйство остается крупным потребителем энергоресурсов: на него при-водится около 17% всех затрат. Не меньшее значение имеет энергообес-печение сельского хозяйства и в России. Экспорт энергоносителей поз-воляет оплачивать импортные закупки кормов и продуктов питания. ФАО определяет национальную продовольственную стратегию как политику, которая позволяет стране достичь «наиболее высокой степе-ни самообеспеченности в продовольствии в результате интегрирован-ных усилий по увеличению производства жизненно необходимых про-дуктов, улучшения системы снабжения и потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода». По мнению экспертов ООН, вопро-сы национальной продовольственной безопасности во всех странах мира (где в подавляющем большинстве развивается рыночная экономика) имеют общегосударственное значение и являются предметом политики правительств, формирующих политические, экономические и социаль-ные условия, благоприятные для решения проблем обеспечения насе-ления продовольствием. Степень вмешательства государства зависит от эффективности аграрного бизнеса в той или иной стране. Во многих государствах Европейского союза и Японии, где преобладают средние и мелкие фермы (5--10 га земли), а проблема самообеспеченности про-довольствием еще до конца не решена, наблюдается активное вмеша-тельство правительства в сельскохозяйственное производство. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что различные виды государ-ственной финансовой помощи -- субсидии, гарантирование цен и заку-пок сельскохозяйственных продуктов, услуги и т. д. -- составляли до последнего времени, по расчетам специалистов, около 50% фермерско-го дохода в государствах ЕС и примерно 70% в Японии. Продовольственная стратегия любого государства должна заключаться в достижении оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологичес-ких и прочих факторов, направленных на наиболее полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потреб-ления калорий, аминокислот и микроэлементов. Причем роль прави-тельства заключается не в подмене объективных экономических про-цессов, а в разработке долгосрочных целей продовольственного обеспе-чения страны и мер социально-экономического регулирования. Правительства промышленно развитых стран мира придают общего-сударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. За последние полвека в этих странах широко применялись разнообразные меры государственного регулирования сельского хозяйства. Причем допустимый размер импор-тной зависимости каждое государство определяло исходя из объема ва-лютных ресурсов и масштабов неудовлетворенного платежеспособного спроса населения на продукты питания. Для развитых стран Запада не существует единых критериев продовольственной безопасности, вклю-чая желательный уровень самообеспеченности. Выработка этих крите-риев зависит от экономического потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, уровня развития науки и техники, тра-диций в питании. Все формы государственной поддержки аграрному сектору экономики. в странах ОЭСР оценивались в начале 1990-х годов в среднем 11--14 тыс. долл. в год на одного полностью занятого фермера (не менее 2,2 тыс. рабочих часов за сезон). Этот показатель варьировал от 2--3 тыс. долл. в Швейцарии до 33 тыс. долл. в Норвегии. По странам ЕС помощь в среднем составляла 8--10 тыс. долл. в год на одного фермера, в США -- 20--27 тыс. долл. В пересчете на 1 га сельскохозяйственных площадей (включая заливные луга и постоянные пастбища) правительственная помощь в странах ОЭСР в указанный период составляла 140--160 долл. (от 3 долл./га в Австралии до 100--120 долл. в США, 500--600 долл. -- в странах ЕС, 3 тыс. долл. -- в Норвегии и 9 тыс. долл. -- в Японии). По расчетам специалистов ОЭСР, аграрная политика правительств стран, входящих в эту организацию, в последнее время сопровождалась ежегодным перемещением финансовых средств в сельское хозяйство (в виде государственных расходов и переплаты потребителям за регулиро-ванные на искусственно высоком уровне цены на продовольствие) в размере 250--290 млрд. долл., в США -- 70--80 млрд. долл. Перемещение таких огромных средств, вносящее коррективы в механизм функциони-рования рынка сельскохозяйственных товаров, затрагивало в той или иной мере основную часть аграрного производства: от 69% (стоимос-тного объема) в США до 85% -- в Канаде. В большинстве промышленно развитых стран, экономика которых развивается на основе рыночных механизмов, стоимость произведен-ной сельскохозяйственной продукции наполовину и более складывает-ся из различных форм бюджетных и других финансовых вложений го-сударства в аграрный сектор экономики. Во второй половине 1990-х годов такое состояние дел будет сохраняться при постепенном сокра-щении бюджетных расходов на поддержание сельскохозяйственного производства и торговли. При этом в отдельных странах мира степень вмешательства государства в эту сферу экономики будет различной. В некоторых из них государство устанавливает уровень закупочных цен, покупает и продает продукты сельского хозяйства, контролирует цены и объемы импорта продовольственных товаров. В то же время в Австра-лии и Новой Зеландии роль государства сводится в основном к косвен-ным мерам регулирования. Так, в Австралии правительство выплачива-ет фермерам субсидии на потребление горючего, оказывает финансо-вую помощь в развитии сектора услуг, включая исследовательские рабо-ты, гарантирует налоговые скидки. Посредством тарифных барьеров государство создает «благоприятный режим» для местного производства риса, сахара, молочных и ряда других продуктов сельского хозяйства. В отличие от тихоокеанских соседей правительство Японии более внимательно относится к данному вопросу. В этой стране открыто при-знается, что от состояния продовольственного снабжения населения зависит обеспечение национальной безопасности. Достигнутую 50%-ную самообеспеченность продовольствием, во многом благодаря государствен-ной финансовой помощи фермерам, руководство страны считает необ-ходимым поддерживать и в дальнейшем. С этой целью оно проводит, в частности, политику жестких ограничений на ввоз продовольствия в страну (например, импорт риса до последнего времени был запрещен полностью). Согласно закону о продовольственном контроле, правительство Япо-нии регулирует цены и торговлю рисом, ячменем, пшеницей. Государ-ство покупает и продает рис (по ценам в 6--8 раз выше международ-ных). Цену устанавливает правительство по рекомендации Совета по ценам на рис. Японское агентство по продовольствию, являющееся частью министерства сельского хозяйства, лесоводства и рыбного хо-зяйства, имеет эксклюзивное (монопольное) право определять размеры импорта зерновых. В странах ЕС, где существуют примерно такие же программы стабилизации фермерских цен и доходов, на поддержку сельского хозяйства выделяются средства как из единого бюджета Евросоюза, так и из на-циональных бюджетов. Для многих государств западноевропейского «Общего рынка» в 1980-е годы было характерным возрастание нацио-нальных расходов на сельское хозяйство. Так, в Италии они увеличи-лись на 30%, во Франции -- на 34, в ФРГ -- на 55. Однако в 1990-е годы отмечается тенденция постепенного сокращения размеров госу-дарственных аграрных субсидий, что связано с бюджетными проблема-ми как отдельных стран, так и Европейского союза в целом, а также с ситуацией по производству продуктов сельского хозяйства в странах ЕС и на международном рынке сельскохозяйственных товаров. Представители большинства западноевропейских государств и Япо-нии признают, что уровень самообеспеченности их стран в продовольст-вии был бы заметно ниже без крупной финансовой поддержки развития сельского хозяйства. Так, страны ЕС благодаря многолетним програм-мам субсидирования фермеров добились в целом самообеспеченности зерновыми к началу 1980-х годов. В этой связи зарубежные эксперты отмечают, что в странах с высоко развитой экономикой и большими эк-спортными возможностями незначительная зависимость от импорта про-довольствия не вызывает особого беспокойства у политического руко-водства. Например, продовольственная самообеспеченность Италии, по оценке экспертов ГАТТ, составляет 79%, ФРГ (до объединения с ГДР) -- 93%. Однако страны с более значительной импортной зависимостью, а также экономически менее развитые столкнулись с дополнительными трудностями в обеспечении продовольствием при уменьшении финансо-вой и материальной правительственной помощи сельскому хозяйству. В США пятилетний закон «О продовольственной безопасности» имеет более чем полувековую историю. При этом специалисты отмечают, что распространенное в странах Запада государственное гарантирование уров-ня цен на фермерскую продукцию содействует их стабильности и оказыва-ет регулирующее воздействие на структуру и объемы сельскохозяйствен-ного производства, не затрагивая основы рыночного хозяйствования. Бюджетные ассигнования на сельское хозяйство -- важнейший эле-мент государственного регулирования экономического и социального состояния сельского хозяйства США. Только за 80-е годы совокупные бюджетные расходы на аграрную политику удвоились, а за последние 25 лет -- увеличились более чем в 8 раз. Причем темпы их роста за этот период опережали темпы инфляции, особенно быстро повышались рас-ходы по федеральной программе стабилизации доходов фермеров. В последние годы бюджетные расходы составляют до четверти стоимости валовой продукции сельского хозяйства, куда они включаются по мето-дике расчета министерства сельского хозяйства США. К 1980-м годам в США около 30% фермерского дохода составляли различные правительственные субсидии и дотации. Государство также стимулировало спрос на продовольствие посредством предоставления много миллиардной помощи малоимущим в виде бесплатных «продо-вольственных талонов», дающие право на приобретение различных про-дуктов питания на определенную сумму. В результате активного государственного вмешательства рыночная система в аграрном секторе экономики США утратила свою былую (на-пример, в период кризисов 1920-х и 1930-х годов) стихийность и не-предсказуемость, имевших отрицательные последствия и для сельско-хозяйственных производителей, и для потребителей продовольствия. В итоге продовольственный вопрос в США потерял значение «социаль-ного дестабилизатора», которое он приобрел в годы Великой дегрес-сии. В 1990 г. в Конгрессе США происходило многомесячное обсужде-ние очередного пятилетнего сельскохозяйственного закона, в ходе кото-рого, в частности, отмечалось, что выделяемые на поддержку фермеров многомиллиардные средства обеспечивают «продовольственную безопас-ность и стабильные цены на продовольствие в США». За такое положе-ние, по словам сенатора Конрада, каждый американец в среднем платит по 14 центов в день, которые идут через бюджет на финансирование фермерства. И хотя дотации фермерам уменьшились с 25,8 млрд. долл. в 1986 г. до 7,8 млрд. в 1990 г., бюджет самого крупного в стране граждан-ского ведомства -- министерства сельского хозяйства -- продолжал расти. В 1991 г. он составил 55 млрд. долл. (44 млрд. долл. в 1988 г.). Перспективы аграрного протекционизма в мире непосредственно будут связаны с выполнением решений последнего, уругвайского раун-да многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, на месте ко-торого в 1995 г. возникла Всемирная торговая организация (ВТО). Рос-сия подала официальную заявку на вступление в ВТО и с июля 1995 г. начаты предварительные переговоры по этому вопросу. Положение развивающихся стран, импортирующих продовольствен-ные товары, может значительно ухудшиться в результате торгового со-глашения, принятого в ходе уругвайского раунда переговоров. Об этом говорится в отчете, опубликованном ФАО. Соглашение по ГАТТ, которое вступило в силу в июле 1995 г., при-ведет к 9%-ному подъему в мировой торговле сельскохозяйственными продуктами, принеся выгоды промышленно развитым странам, а не бед-нейшим государствам мира. По оценкам ,приведенным в отчете, расходы стран Африки на импорт сельскохозяйственных продуктов возрастут с 8,4 млрд. долл. в 1990 г. до 14 млрд. долл. в 2000 г., причем 15% этого роста произойдет в резуль-тате уругвайских соглашений. Развивающиеся страны ожидают роста своих обязательств по оплате продовольствия, в то время как льготные условия для доступа на рынки развитых стран снижаются. По прогнозам Джеймса Гринфилда, отвечающего в ФАО за товар-ную политику, Австралия и Новая Зеландия выиграют в торговле, а Ев-ропа потерпит убытки. Африка окажется в весьма затруднительном пол-ожении, если только не расширит производство продовольствия и внутрирегиональную торговлю продуктами и не диверсифицирует экспорт сельскохозяйственных культур. Согласно отчету ФАО, объемы экспорта сельскохозяйственной продук-ции из Северной Америки к 2000 г. вырастут с 15 до 22 млрд. долл. благода-ря росту поставок злаковых культур, жиров и масел, мяса и молока. Многое из этого может поступить в Западную Европу, которая должна открыть свои сельскохозяйственные рынки и увеличить к 2000 г. чистый импорт с 10 до 15 млрд. долл. При этом страны Европейского союза со-кратят объемы экспорта зерновых, растительного масла, молока и сахара. В результате уругвайских соглашений больше всего в объемах миро-вой торговли увеличится сбыт масел, включая растительное. К 2000 г. поставки этих продуктов должны возрасти до 38 млн. т, или на 3,2% ежегодно. Ожидаемый рост торговли домашним скотом составит 2% в год, что к 2000 г. позволит увеличить объемы торговли до 18,7 млн. т. По мнению ФАО, многие страны должны пересмотреть свою продо-вольственную политику в свете выводов, сделанных этой организацией. Многим из развивающихся стран следует использовать любые возмож-ности для наращивания производства пищевых продуктов и повышения обеспеченности продовольствием. Вторая важнейшая договоренность, вызывавшая до этого наиболее острые разногласия между США, странами ЕС и Японией в ходе Уруг-вайского раунда, фактически затянувшие переговоры на три года, каса-ется темпов снижения уровня государственной поддержки националь-ных производителей и экспортеров сельскохозяйственных товаров. При базовом уровне государственного аграрного протекционизма в 1986-- 1988 гг. в среднем за год промышленно развитые страны обязаны снизить этот уровень на 20% к 2000 г., а развивающиеся -- на 13,3% течение 10 лет. Более заметно должны снизиться экспортные субсидии, которые практикуют прежде всего США, страны ЕС и ряд других госу-дарств Европы. Средний уровень экспортных субсидий сокращается на 21% к 2000 г. Общая стоимость экспортных субсидий, как и стоимост-ной объем самого субсидируемого экспорта аграрной продукции, до-лжен быть уменьшен за шесть лет на 36%. Эти решения следует учи-тывать Российской Федерации при разработке аграрной политики на. перспективу.(АПК 1997-№2)
ИСТОЧНИКИ: Войтех В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.// АПК: экономика управления -1995-№2-с.60 Грей К. Роль государства в аграрном секторе США. // Экономика сельского хозяйства России -1997-№4-с.31-32 3. Дайджест: Аграрная политика Польши.// Экономика сельского хозяйства России-1998-№4-с.35 За рубежом: опыт, новость. Основы аграрной политики в Германии.//Достижение науки и техники -1996 -№6-с.45-48 Кучуков Р. Ценообразование в АПК стран с развитой экономической экономикой. //АПК: экономика управления -1997-№7-с.55 Лебедева О. Государственное регулирование сельским хозяйством в США //АПК: экономика управления -1996-№7-с.73-76 Масленников В. Аграрный сектор в развитых зарубежных странах.//-Диалог- 1996- №3- с.37 Михайленко И. АПК в Великобритании.//Международный сельскохозяйственный журнал - 1997-№5 -стр.17 Назаренко В. Мировой продовольственный рынок. .//АПК: экономика управления -1996-№2-с.28-33 Приходько Т. Управление сельским хозяйством в Финляндии.//АПК: экономика управления -1996-№7-с.25 Приходько Т Приходько Т. Управление сельским хозяйством во Франции.//АПК: экономика управления -1996-№2-с.25-27 Руцкой А. Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт.//АПК: экономика управления -1997-№2-с.7 Тарьяну Б. Государственное регулирование Венгрии.//АПК: экономика управления -1995 -№11-с. 36 Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства. //АПК: экономика управления - 1998-№7-с.73-76 15. Шипош А. Халмаи П. Цели аграрной политики Венгрии. //АПК: экономика управления -1992-№8-с.54-57 ПЛАН Взаимоотношение отраслей сельского хозяйства зарубежных стран. Аграрная политика зарубежных стран: а) Франция б) Финляндия в) Польша г) США д) Венгрия е) Великобритания Продовольственная политика а) Цены на продовольственные товары б) Мировой продовольственный рынок в) Продовольственная безопасность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|