реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Экономические аспекты землепользования в лесоводстве Украины и пути его совершенствования

реферат
p align="center">Таблица 2. Доходы и расходы в отрасли лесоводства в 1965 г. в расчете на 1 га лесной площади (руб.)

Субъекты политико-административного деления

Доходы

РЛХ *

Итог

Окупаемость РЛХ (%) (2:3)

1

2

3

4

5

Всего по СССР................................

0,28

0,47

-0,19

59,6

Российская СФСР...........................

0,25

0,34

-0,09

73,5

Украинская ССР.............................

2,40

7,20

-4,80

333

Белорусская ССР............................

1,48

2,96

-1,48

50,0

Прибалтийские Республики...........

1,12

5,12

-4,00

21,9

* РЛХ -- условное обозначение "расходы на лесное хозяйство".

Как подтверждает таблица 2, по Украине окупаемость РЛХ уже в советские времена не превышала их треть. По годовому отчету 1986 г., в рамках предприятий бывшего Минлесхоза Украины расходы государственного бюджета в отрасли лесоводства (без капитальных вложений) по всем областным управлениям превышали лесной доход. В свою очередь, окупаемость расходов составляла 25,5%.

Этого достаточно, чтобы понять ошибочность централизованных механизмов "управления лесами". В их основу были положены мотивы риторического переживания об экологии и того, что "ценность леса, как экосистемы, не сравнима с выгодами, которые можно получить от продажи древесины". Такое утверждение не учитывает, что современное лесоводство является лесным земледелием. Это было доказано еще в XIX в. и стало основой для включения Лесного Департамента Российской империи последнего периода ее существования в состав Министерства земледелия и фонда государственного имущества.

Еще в XIX в. известным в то время ученым А. Россмеслером относительно практического лесоводства было отмечено, что "ближайшей его целью всегда были: получение возможно большего количества древесной массы и обеспечение этого дохода на будущие времена. Но при этом выгода, о которой мы говорим (природоохранная), извлекается сама собой".

3. Практика современного украинского лесоводства

К сожалению, советские принципы государственного управления лесами были почти полностью перенесены в лесоводство независимой Украины. Право пользования земельными ресурсами для осуществления лесоводства предоставляется без взимания земельного налога, что противоречит принципам рыночной экономики и Земельному кодексу Украины 13. Это убедительно подтверждается сопоставлением поступлений в государственный бюджет "сбора за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда" и расходов общего фонда государственного бюджета (см. табл. 3). При этом заметим, что формирование денежных средств специального фонда еще нуждается в детальном анализе с точки зрения их происхождения, а также принадлежности права собственности на соответствующие ресурсы и имущество.

В 2004 г. по Украине итог экономической деятельности в отрасли лесоводства был практически на уровне 1965 г. (см. табл. 3 и рис. 1). А уже с 2005 г. наблюдается тенденция к постоянному снижению окупаемости РЛХ, что свидетельствует о несоответствии действующей нормативно-правовой базы по налогообложению лесных земель условиям рыночной экономики. Отсутствие платы за земельные участки согласно их потенциальной продуктивности, то есть перевод ее в оплату за лесные ресурсы (Закон Украины "О плате за землю" от 3.07.1992 г. № 2535, ст. 10), приводит к присвоению части прибыли (ренты) от земли, получаемой при осуществлении лесоводства, теневыми структурами (лесхозами, лесозаготовителями, продавцами лесных материалов и др.), в обход интересов украинского народа и государства. При этом, как справедливо доказывают ученые, "речь идет о четверти, а то и трети стоимости произведенного продукта, то есть об огромном финансовом ресурсе", который по праву должен принадлежать народу, а не частным предпринимателям. Легко представить его физическое измерение, ведь речь идет о более чем 10 млн. га лесных земель.

Таблица 3.Сопоставление РЛХ с размером сбора за СИЛР и ПЗУЛФ в 2005-2009 гг.(тыс. грн.)

Расходы на ведение лесного

Итог к общему фонду

Годы

Сбор за СИЛР (СБ)

и охотничьего хозяйства (РЛХ)

(СБ - РЛХ)

общий фонд

специальный фонд

всего

тыс. грн.

окупаемость РЛХ (%)

1965 (УССР)

X

X

33,3*

2004

60400,0

172401,2

18965,8

170918,3

-112001,2

35,0

2005

60840,0

224864,8

12021,9

236886,7

-164024,8

27,1

2006

71017,0

303711,5

16205,6

319917,1

-232694,5

23,4

2007

100000,0

429570,3

21785,9

451356,2

-351356,2

23,3

2008

133223,3

626684,5

26559,1

653243,6

-493461,2

21,3

* См. этот показатель в таблице 2.

26

Рис. 1. Динамика окупаемости РЛХ поступлениями лесного дохода

Конечно, главной продукцией лесоводства является древесина, подлежащая извлечению по лесоводственным нормам и правилам с целью производства лесных материалов.

Но статистической информации о продаже древесины в состоянии роста (технический термин: "лесосечный фонд, продающийся на пне") не было и нет. Формально такая продажа существует, но по настолько сложным механизмам и правилам (преимущественно только для так называемых "рубок главного пользования"), что она становится не подконтрольной финансовым и налоговым органам. Основой для этого является так называемая "расчетная лесосека", которая устанавливается производителем той же продукции (древесины на пне), хотя количество, товарное качество и размер "сбора" зависят исключительно от потенциальной продуктивности лесных земель и рыночного спроса на лесные материалы.

При этом целесообразно отметить, что лесные земли, как и пашня в сельском хозяйстве, различаются по уровню их потенциальной продуктивности в зависимости от плодородия почв, а следовательно - должны отличаться и по ставкам земельного налога. Кстати, это положение публично обсуждалось еще во времена Российской империи 100 лет назад. Как указывалось в решении Вологодского общества, существующий отпуск деловой древесины с казенных дач Вологодской и Архангельской губерний далеко не исчерпывает продуктивность лесной почвы этих губерний, из-за чего значительные запасы пиловочных деревьев или остаются на погибель от ветровалов, короедов и по другим причинам, или обесцениваются вследствие перехода их в аут от чрезмерного передерживания на корню.

На сегодня похожие явления наблюдаются в лесах Карпатского региона. Далее в том решении приведено сопоставление Северного Края по показателям извлечения древесины с соседней Финляндией, по которым он значительно ей уступал. Современная Украина по этим показателям уступает практически всем европейским государствам, даже в регионах, которые непосредственно граничат с Польшей, Словакией или Венгрией (см. рис. 2). Как видно, в указанных областях среднегодовой прирост стволовой древесины несколько ниже по сравнению с лесами Венгрии. Вероятнее всего, это связано с тем, что украинские лесные экосистемы "чрезмерно передержаны на корню", их среднегодовой прирост, понятно, замедлился, биологическая устойчивость снизилась и т. п. Ведь, по данным 2002 г., средний возраст лесонасаждений в Закарпатской области составляет 84 года, в Ивано-Франковской - 64, во Львовской - 60 и в Черновицкой - 65 лет. Следовательно, втакихлесахбуревалы, буреломы, снеголомы и другие стихийные бедствия являются следствием не только стихийных явлений. Несомненно, определенная доля вины за эту ситуацию лежит на недостатках в осуществлении лесоводства идентифицированными субъектами хозяйствования, деятельность которых не контролируется надлежащим образом и не освещается для общественности.

26

Рис. 2. Сопоставление среднегодового прироста стволовой древесины с годовыми объемами ее извлечения с целью заготовки в Венгрии и в соседних с ней областях Украины

Сложнее искать объяснения для расхождений в объемах извлечения с целью заготовки древесины с единицы измерения площади по сравнению стой же Венгрией: в Венгрии соответствующий показатель составляет 4,51 м3/га (76,3% прироста), в областях Карпатского региона Украины - от 0,90 до 2,42 м3/га, а по Закарпатской области - 0,9 м3/га, то есть в 5 раз меньше.

Такие расхождения между годовыми объемами извлечения с целью заготовки древесины по удельным показателям, а также по среднегодовому (неполному) приросту не имеют логического объяснения. Ответ, вероятно, заключается в достоверности статистического учета и в контроле со стороны собственника природных ресурсов. При этом ссылки на "несанкционированные рубки" или на бывшие колхозные и другие леса были бы неуместны, поскольку речь идет об идентифицированных субъектах хозяйствования государственной формы собственности.

Следует отметить, что такая ситуация наблюдается в регионе, где сосредоточено наибольшее в Украине количество научных, научно-исследовательских, академических учреждений и организаций, а также учебных заведений, специализирующихся на исследовании этой сферы. Однако вопросам расчета эффективности идентифицированных лесных хозяйств и совершенствования системы административно-хозяйственного деления лесных земель уделяется мало внимания. Лесхозы не адаптированы к административно-территориальному делению областей надлежащим образом. Они остаются преимущественно в пределах, установленных еще в 40-е годы прошлого столетия, без надлежащего экономического обоснования по объемам выполнения экономически взвешенных мероприятий. В отдельных случаях полномочия лесхозов превышают конституционные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, ст. 17 Лесного кодекса Украины отмечает: "Леса предоставляются в постоянное пользование на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, принятого в рамках их полномочий по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства". В то же время, по Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены осуществлять права собственника от имени Украинского народа (ст. 13). Понятно, что никаких согласований с лесхозами не предусматривается. А если таких согласований со стороны лесхозов не будет, то каким образом должен решаться вопрос? Не предусматривает соответствующих согласований и Земельный кодекс Украины (ст. 123). К тому же нередко земельные угодья лесхозов размещаются на территории нескольких административных районов или наоборот - в пределах одного района функционируют несколько лесхозов. Лесхозы государственной формы собственности в большинстве своем преобразовались в мини-леспромхозы, их промышленная деятельность давно стала доминирующей, но при этом они сохранили полномочия органов государственного управления лесами и государственного контроля во всех лесах.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.