реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Влияние западных "отцов церкви" на формирование христианского вероучения

реферат
итая «Исповедь» Августина, «…мы чувствуем, как перед нами разверзается бездонная глубина субъективного сознания; но в этой глубине видна борьба объективных мировых контрастов. В ней раскрывается перед нами тот психологический процесс, который в большей или меньшей степени переживают все, кому вера достается ценой борьбы и усилий, кто приходит к ней путем долгих исканий и сомнений. Вместе с тем, эта же «Исповедь» может быть рассматриваема как субъективное отражение тогдашнего общества, расколовшегося между противоположными полюсами разнузданной чувственной природы и аскетической святости» [17].

Непосредственная цель августиновской «Исповеди» - побудить и других язычников, особенно из числа образованных верхов, к обращению в христианство [15, С. 52].

В августе 410 г. Аларих, предводитель готов и последователь ереси Ария захватил и опустошил Рим, вырезав часть его жителей. С точки зрения войны и политики, это событие не было катастрофой, так как столица находилась в Милане. Но весть потрясла Империю. Это событие было истолковано в религиозных и политических кругах римского язычества как кара за отступление от традиционной религии и принятие христианства. В ответ на это истолкование Августин, уже, будучи епископом, пишет, между 412 и 426 гг. свое самое значительное произведение - «De Civitate Dei contra paganos» - «О Граде Божием против язычников». Это, прежде всего, критика язычества (римской мифологии и религиозных установлений), сопровождаемая теологией истории, которая оказала сильное влияние на богословскую мысль Запада.

Несмотря на разнообразие трактуемых им предметов Августина занимают 2 события: «…для него, христианина, привели в действие и определили историю Адамов грех и искупительная жертва Христа» [19, С. 42]. Он отвергает теорию вечности мира и вечного возвращения. Мир сотворен Богом и прейдет, т. к. время линейно и ограниченно. Все, что начинает существовать, делает это вследствие воли Бога. Еще до Сотворения Бог имел в своем сознании план, который и будет частично реализован во времени в виде существования всего земного, а, в конечном счете, полностью осуществлен уже за пределами исторического развития при участии сверхъестественной силы Божьей, т.е. конец, или цель истории для Августина находится вне ее пределов, во власти вечного Бога.

В целом, история состоит в борьбе между духовными потомками Авеля и Каина.

Августин различает 6 эпох:

1) От Адама до потопа;

2) от Ноя до Авраама;

3) от Авраама до Давида;

4) от Давида до Вавилонского пленения;

5) от пленения до Иисуса;

Шестая эпоха продлится до второго пришествия Христа. Все эти исторические периоды относятся к граду земному, начало которому положило злодеяние Каина и противоположность которого - Град Божий. Град людей, временный и смертный и держится на естественном воспроизведении потомства. Град Божий - вечный и бессмертный - место, где совершается духовное обновление: «Итак, два града созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу, небесный - любовью к Богу, дошедшей до презрения к себе. Первый полагает славу свою в самом себе, второй - в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава - Бог…» [3, С. 704]. В историческом мире праведные, как Авель - паломники на пути к спасению. Пока продолжается человеческий век, два Града неразличимы для взора всего человечества; в истории мира они существуют в «смешении» и обнаружат себя с очевидностью только после падения мира людей, т.е. во время Второго пришествия Спасителя.

Миссия и оправдание Римской империи, в конечном счете - поддерживать мир и правосудие, чтобы Евангелие могло быть проповедовано повсеместно. Августин утверждает что «…христианам следует ожидать окончательной победы Града Божьего над цивилизацией людей» [19, С. 43]. Триумф будет иметь место не в историческом времени. Значит, даже если бы весь мир принял христианство, Земля и история не преобразились бы [19, С. 42]. Говоря же о разорении города Аларихом, Августин напоминает, что и в былые времена Рим терпел подобные бедствия; т.е. постоянство установления обусловлено качеством людей, а не наоборот.

В 425 г., когда Августин, за пять лет до своей смерти, завершал «Град Божий», преступление Алариха было забыто, но Западная Империя близилась к закату. Труд блаженного Августина был полезен особенно для христиан, которым на четыре последующих столетия пришлось стать очевидцами распада Империи и «варваризации» Западной Европы.

«Град Божий» отверг историческую связь церкви и исчезающей Римской империи. Поскольку истинная цель христианина - спасение, а единственное упование - окончательный триумф Града Божьего, то все исторические катастрофы, в конечном счете, лишены духовного смысла.

Подводя итог, можно сказать, что деятельность западных «отцов церкви» оказала сильное влияние на развитие и становление христианства. Труды Иеронима Стридонского и по сей день, сохраняют свое значение и активно используются в богослужениях.

Для становления христианской церкви и усиления ее авторитета много сделал Амвросий Медиоланский. Будучи талантливым организатором и администратором, он смог отстоять независимости Церкви от государства и защитить ее автономные права перед лицом светской власти.

Августин прославился не только как проповедник и писатель, но больше как философ и богослов. Им написано большое количество богословских сочинений, в главном из которых «О граде Божием» развивается идея церкви как священного института, связующего небо и землю; с этого труда началась христианская философия истории. Августин и его произведения оказали большое влияние на богословскую мысль средних веков [4].

2. Философские и богословские взгляды. Мораль

2.1 Особенности морали и философии Иеронима

Святой Иероним был знаменит среди своих современников не только благодаря своим переводам. Он часто обнаруживал взгляды, не согласующиеся с современным учением церкви. Он полагал, например, что ангелы могут грешить, и что Иисус Христос умер ради искупления их грехов. Также он считал, что звезды одушевлены и имеют сознание.

В отличие от Августина, он ограничивал провидение божье и считал, что оно распространяется только на людей. Также Иероним полагал, что мир просуществует только тысячу лет, и что у Бога нет вполне ясного знания всех событий [6, С. 149].

Мораль Иеронима не отличается особенно от взглядов современников. Как и все христиане того времени, Иероним проповедовал полное отречение от «сего мира» во имя «вымышленного мира, который «не от мира сего» во имя спасения души» [18, С. 433].

Как и многие другие богословы, он порицает второй брак, сравнивая тех, кто жениться вторично с нечистыми животными Ноева ковчега или со свиньями, вновь валящимися в грязь, из которой они поднялись [6, С. 149]. Следовательно, можно сделать вывод, чо Иероним порицает брак и замужество вообще, сравнивая его с грязью.

Иероним также выработал своеобразный взгляд на женщин - он считал, что ни одна женщина не воскреснет как женщина, а все они при воскресении превратятся в мужчин.

Также он осуждает всякую клятву, и требует, чтобы христиане не платили налогов неправоверным государям. Он утверждает, что еретики - не христиане и с ними надо обращаться, как с язычниками. Он одобрял благочестивый обман и недобросовестность, если они имеют целью очернить врагов церкви [6, С. 149]. Но, вместе с тем, Иероним, критикуя современных ему христианских священников, ставит им в пример жрецов Древнего Египта «…священники и монахи, принявшие обет целомудрия, должны идти по стопам языческих жрецов…» [16, С. 8]. Также, думая, что очень многие монахи потеряли свою душу из-за сострадания к отцу и матери, к родственникам и близким, Иероним восхвалял жестокость во имя Христа [18, С. 433].

Наукам Иероним не придавал никакого значения. Он отвергает геометрию, арифметику и музыку, так как, по его мнению, они ведут к истине, а не к благочестию, которое состоит в знании священного Писания, в понимании пророков и в вере в евангелие [6, С. 152].

Взгляды Иеронима на управление церковью резко противоречили притязаниям высшего духовенства. Например, он полностью опровергает церковную иерархию, считая, что епископ и священник - это одно и тоже [6, С. 150].

В отличие от церкви, считающей, что появление епископов - это божественное установление (власть от апостолов - к епископам), Иероним утверждает, что это произошло по наущению дьявола. По его мнению, народ стал избирать епископов чтобы избежать расколов церкви, которые и происходили в это время по вине дьявола.

Кроме того, Иероним обвиняет и самих епископов в том, что они считают, будто люди, крещенные ими, принадлежат теперь лично им, а не Христу. Таким образом, он указывает на причины такого усердия в распространении ими христианской веры.

Вообще Святой Иероним часто разоблачал преступления и пороки современной церкви и священнослужителей. Особенно его раздражает распутство римской церкви, которую он сравнивает с Вавилоном [16, С. 10] и в которой он видел центр пороков и преступлений, заражающих христианство [6, С. 151]. Эти идеи позднее были приняты протестантами.

В своих сочинениях он часто упрекает римских священников за то, что те пытались присвоить себе имущество тех, чьими духовниками они были. Однако следует заметить, что и сам Иероним был женским духовником, но в отличие от своих современников ему не удалось разбогатеть этим трудом. Отлично зная способы влияния духовников на верующих, и будучи «несправедливо» обиженным, он беспощадно критиковал их.

Следует отметить, что из всех великих и ученых богословов, только Иероним подвергал церковь такой жесткой критике. И только Иерониму церковь позволяла критиковать себя практически безнаказанно. Однако и ему приходилось терпеть притеснения со стороны римского клира и папы. Это и стало причиной его повторного удаления в Палестину, где он и скончался.

Иероним также нередко не ограничивался критикой современников и лично вступал с ними в споры. Так, например, он часто спорит с Августином. Начиная перевод и толкование священных книг, он встретил резкую критику и неодобрение со стороны современников, считавших его недостойным этого. Среди них был и Августин. За это Иероним впоследствии часто резко выступал против него.

Еще по одному важному вопросу возник спор между двумя великими святыми: тыква или плющ укрыло в своей тени пророка Иону. Спор едва не произвел раскола в церкви. Однако Августин, как и в других случаях, отступил, боясь восстановить против себя уже тогда авторитетного Иеронима.

Последний же, отличаясь особой злобой и желчностью, часто выступал и против других богословов, сомневавшихся в его святости.

Однако его критика не всегда была отрицательной. Известно, что одну из работ Тертуллиана, в частности «Апологетик» он хвалит, говоря, что в этом произведении автор изложил всю ученость своего времени и изобразил состояние церкви (что, как известно, было близко Иерониму) [14, С. 76].

2.2 Мораль и богословские позиции Амвросия Медиоланского

Взгляды Амвросия во многом совпадают с идеями Иеронима. так, например, он отрицает занятия науками и чрезвычайно хвалит состояния девственности и безбрачия. По его мнению, брак противен природе, так как при рождении люди состоят в безбрачии [6, С. 152].

Мораль Амвросия отлична от морали других «отцов» церкви тем, что он одобряет самоубийство (мученичество) как проявление святости и как следствие - отвергает законную самозащиту.

Необходимо отметить, что богословие Амвросия основывается на выводах, сделанных греческими авторами. Однако существуют и определенные различия. Так Амвросий в отношении ипостасей между собой исходит из того, что все ипостаси равны между собой, и, следовательно, не имеют порядка счисления.

Далее, не смотря на негативное отношение Амвросия к наукам, он, в отличие от Августина, считал, что если назидательные книги читать и не обязательно, то на людей можно действовать с помощью картин или скульптур, т.е. не отрицал их как способа возможного воздействия на человека.

Так же как и другие священнослужители того времени, в своих проповедях он обличал лжеучения и ереси. Он вел жесткую борьбу против ариан. Ярким примером этого можно считать отказ его предоставить императрице Юстине церковь, которую она просила для ариан. Амвросий выступил против, несмотря на то, что ему грозило изгнание.

Епископ Амвросий также отказался, вопреки воле императора Феодосия, вернуть евреям синагогу, отнятую у них христианами. Позже, Имея сильное влияние на правителя, он воспротивился восстановлению алтаря богини Ники и требовал, чтобы никто не жертвовал на содержание языческих храмов и жрецов.

Далее, чувствуя за собой поддержку христианского населения, Амвросий еще больше укрепил свою власть и авторитет. За казнь семи тысяч граждан Фессалоник он отлучил императора от церкви, тем самым, укрепив не только свой личный авторитет, но и власть епископов вообще. По примеру Амвросия, епископы «…присвоили себе право отлучать государей, часто безупречных, все преступление которых заключалось в том, что они оказывали сопротивление духовенству» [6, С. 155].

Амвросий не был знаменитым богословом. Его заслуга - укрепление церкви и власти священнослужителей, а также проведение реформ по переустройству церкви.

2.3 Философия Августина

2.3.1 Отношение к вере и разуму

В работах Августина из попытки выразить понимание догматов веры возникает система христианской философии. Августин считал, что основой изучения жизни, как и философии, является Бог, поскольку любое изучение является частью познания Бога. Человек, познавший Бога, не может не любить его. Всякое знание должно вести к Богу, а потом и к любви к нему.

у Августина вера - это единственный чистый источник истины и спасения. Вера обладает высшим авторитетом и она «…логически приоритетнее знания…» [8, С. 193]. Но вера не подменяет и не заменяет разумного понимания. Напротив вера стимулирует и подвигает понимание. Вера - это способ согласного понимания, именно поэтому без мысли нет, и не может быть веры. Следовательно, вера и разум взаимодополнительны. «Верю, потому что абсурдно» - это чуждо Августину [5, С. 432]. Для него характерна позиция: верю, чтобы понимать; - понимаю, чтобы верить. Другой позиции придерживается Таксиль Л., считающий, что Августин «…подкрепил своим авторитетом формулу слепой веры «Верую, ибо нелепо». [16, С. 10] Но Таксиль не стремится обосновать свое утверждение, перед ним стоит другая задача и автор придерживается первого утверждения

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.