реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Уильям Джеймс "Многообразие религиозного опыта"

реферат
p align="left">В девятой и десятой лекциях Джеймс размышляет над феноменом обращения - одним из способов примирения противоборствующих в душе начал. По его мнению, мысли человека расположены в относительно независимых системах, согласно целям, которые данный человек перед собой ставит - «стремлениям». Одно какое-либо «стремление» может овладевать человеком на какое-то время, занимая его мысли, феномен же обращения, имеет место, когда «стремление» захватывает человека полностью и надолго: « Обычные изменения нашего душевного состояния, происходящие в нас всякий раз, когда одно наше стремление сменяется другим, мы не признаем «обращением». Но когда какое-нибудь одно стремление прочно овладеет чьей-нибудь душой и приобретет такую силу, что окончательно изгоняет из нее своих соперников, то мы уже отмечаем это как «обращение Там же, - с. 155.». Человеческое сознание имеет центр и периферию, по Джеймсу обращение происходит, когда религиозные мысли с периферии занимают центральное положение. Этот процесс зависит от разных факторов, и далеко не всегда осознается самим объектом обращения: «Устойчивые ассоциации идей и установившийся характер обыкновенно замедляют перемещение центра тяжести, а новые впечатления ускоряют его. Огромное влияние на этот процесс имеют те медленные и незаметные изменения наших инстинктивных стремлений и помыслов, которые вызываются неощутимыми прикосновениями времени. Эти влияния воспринимаются нами только бессознательно или полубессознательно… Случайные эмоциональные потрясения, в особенности очень бурные, сильно способствуют процессу переустроения душевного склада. Каждому хорошо знакомы внезапные и бурные приступы любви, ревности, раскаяния, страха, горя или угрызений совести, которые неожиданно овладевают душой человека. Приливы надежды, счастья, чувства успокоения, решимости, - все характерные для обращения эмоции - могут наступить также внезапно и бурно. А приходящие с таким бурным натиском эмоции редко оставляют душу в том же положении, в каком она была до их появления Там же, - с. 157-158.». Процесс обращения доступен не для всех людей - некоторые к нему неспособны временно или постоянно, по причине мировоззрения, непринимающего саму идею религии, как например материалистическое мировоззрение. Сам процесс обращения, как уже отмечалось выше делится на два типа - постепенный, или волевой и стремительный, или безвольный. Волевой тип обращения заключается в длительном и контролируемым самим индивидом процессе изменения своего сознания, однако, по мнению Джеймса, обращение все равно часто не может быть завершено без решающего окончательного скачка, которым характеризуется второй тип обращения - безвольный: «…человек, в окончательном изнеможении от внутренней борьбы, прекращает ее, предоставляет переживаниям идти своим чередом, не вмешиваясь в них, и отказывается от всяких усилий. При этом эмоциональные мозговые центры останавливают свою работу, и человек впадает в состояние временной апатии Там же, - с. 168.». И далее: «Сам человек представляется себе лишь пассивным зрителем, объектом чудесного процесса, совершающегося по воле Бога. Это настолько очевидно для него, что для сомнений не остается места Там же, - с. 179.». Обращение, таким образом, воспринимается объектом обращения как чудо, оно может сопровождаться слуховыми и визуальными галлюцинациями. Человек полностью отдается Богу, отказываясь от собственной воли. Его переполняют чувства очищения, обновления и новизны всего окружающего и самого себя.

Различия в типах обращения Джеймс видит в том, что человек, переживший безвольное, стремительное обращение, обладает более развитой областью подсознательной жизни, которая, мгновенно изменяет центр поля сознания. Человек подверженный второму типу обращения, - утверждает Джеймс, ссылаясь на профессора Джорджа Ко, - должен обладать тремя качествами: повышенной эмоциональной чувствительностью, склонностью к автоматизму и пассивной восприимчивостью к внушению. Однако религиозная ценность внезапного обращения никак не зависит от его типа - волевого или безвольного.

После обращения следует состояние, которое Джеймс именует «состояние уверенности», и которое, в свою очередь, характеризуется некоторыми особенными чертами:

«Первой и основной чертой этих переживаний является освобождение от состояния угнетенности, - уверенность, что в конце концов все будет хорошо, - ощущение внутреннего мира и гармонии…

Второй характерной чертой является чувство познания неизвестных дотоле истин…

Третьей чертой "состояния уверенности" является чувство, что мир подвергся каким то объективным переменам… Там же, - с. 196.»

Лекции с одиннадцатой по пятнадцатую посвящены феномену святости и его ценности.

Святость является закономерным следствием обращения. Джеймс объясняет феномен святости тем, что: «Во время исключительного господства какого-нибудь одного ощущения, вещи, в обычное время невозможные, становятся естественными, потому что в этот момент сила всех запретов парализована. Их "нет" не только не дает знать о себе, но как бы вовсе не существует Там же, - с. 207.». Святость характеризуется некоторым общим для всех религий набором черт, которые выделяет Джеймс:

«1. Ощущение более широкой жизни, чем полная мелких интересов, себялюбивая жизнь земных существ, и убеждение в существовании Верховной Силы, достигнутое не только усилиями разума, но и путем непосредственного чувства…

2. Чувство интимной связи между верховной силой и нашею жизнью и добровольное подчинение этой силе…

3. Безграничный подъем и ощущение свободы, соответствующее исчезновению границ личной жизни…

4. Перемещение центра эмоциональной жизни по направлению к чувствам, исполненным любви и гармонии, по направлению к "да" и в сторону от "нет", когда дело идет об интересах других лиц Там же, - с. 214-215.».

Из этих переживаний следствием являются: аскетизм, сила души (ее всеохватность и спокойствие), чистота души и милосердие.

В шестнадцатой и семнадцатой лекциях Уильям Джеймс рассматривает феномен мистицизма, «мистических состояний сознания», которые он считает корнем и центром религиозной жизни. Мистические состояния сознания для Джеймса реальны и ценны. Он выделяет четыре характерных критерия мистических состояний сознания:

«1. Неизреченность. Самый лучший критерий для распознавания мистических состояний сознания - невозможность со стороны пережившего их найти слова для их описания, вернее сказать, отсутствие слов способных в полной мере, выразить сущность этого рода переживаний; чтобы знать о них, надо испытать их на личном непосредственном опыте и пережить по чужим сообщениям их нельзя…

2. Интуитивность. Хотя мистические состояния и относятся к сфере чувств, однако для переживающего их они являются особой формой познавания. При помощи их человек проникает в глубины истины, закрытые для трезвого рассудка. Они являются откровениями, моментами внутреннего просветления, неизмеримо важными для того, кто их пережил, и над чьей жизнью власть их остается незыблемой до конца…

3. Кратковременность. Мистические состояния не имеют длительного характера. За редкими исключениями, пределом их является, по-видимому, срок от получаса - до двух часов, после чего они исчезают, уступив место обыденному сознании.

4. Бездеятельность воли. Хотя мистические состояния можно вызвать с помощью волевых актов, например, сосредоточением внимания, ритмическими телодвижениями или другим каким-нибудь способом, взятым из руководства для мистиков; но раз состояние сознания приобрело характерные для данного переживания признаки, мистик начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти какой то высшей силы Там же, - с. 297.».

Он приходит к важному выводу относительно мистических состояний сознания - их могут вызывать алкоголь и наркотики и сильные эстетические переживания, которые изменяют поле сознания, переносят вещи с периферии к центру. Разумное сознание - только один из видов сознания, существуют другие, отличные от него формы.

Джеймс пишет о культивировании мистических форм сознания в мировых религиях - христианстве, исламе, буддизме, о практиках и движениях с этим связанных - йоге, суфизме, христианском мистицизме. Он подчеркивает разнообразие подобных практики и безусловную ценность их результата - мистических состояний сознания для человеческой души. Общие черты мистического состояния сознания Джеймс характеризует следующим образом: «B целом оно является пантеистическим и оптимистическим, или, по крайней мере, противоположным пессимистическому. Кроме того, оно антинатуралистическое и лучше всего гармонирует с идеей дважды рожденного сознания и с тем состоянием духа, когда человек чувствует свою отчужденность от этого мира Там же, - с. 329.».

Кроме того, он выделяет три характерные особенности, связанные с переживанием человеком подобных состояний:

«1. Мистические состояния, достигшие своего полного развития, являются абсолютно авторитетными для тех лиц, которые их испытывают…

2. Для лиц не переживших мистического опыта, чужой мистический опыт лишен той авторитетности, которая заставляла бы их принимать без критики все мистические откровения…

3. Мистический опыт подрывает авторитетность немистического или рационалистического сознания, основанного только на рассудке и чувствах Там же, - с. 329.».

Джеймс полагает мистицизм неким «экстрактом», сохраняемым религиозными школами, зачастую придерживающимися противоположных точек зрения даже в рамках одной традиции. Так, в христианстве мистицизм может проявляться в практиках аскетизма или в практиках снисхождения к человеческим слабостям.

Подводя итоги, Джеймс пишет: «Итак, мы пришли к тому, что мистические состояния не могут иметь для нас ценности в силу того лишь, что они мистические. Тем не менее, высшие проявления мистицизма стремятся туда же, куда направлены религиозные чувства людей и немистического душевного склада. Они говорят нам о верховном значении идеала, о единении с миром, о его беспредельности, о доверии к нему, о покое Там же, - с. 334.».

В восемнадцатой лекции Уильям Джеймс затрагивает некоторые проблемы отношения философии и религии. Его общее мнение таково: «…чувство есть глубочайший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой, подобной переводу подлинника на чужой язык.

Называя их так, я разумею под этим, что в мире, где совсем отсутствовали бы религиозные чувства, не могло бы никоим образом создаться философское богословие. Я глубоко сомневаюсь в том, что бесстрастное, интеллектуальное созерцание мира могло бы создать - без помощи чувства внутренней потерянности и жажды спасения, с одной стороны, и мистических переживаний, с другой - те системы религиозной философии, которые существуют в настоящее время Там же, - с. 336.».

В девятнадцатой лекции Джеймс рассматривает характерные черты религиозного сознания. Прежде всего, он, развивая свой прошлый тезис относительно единой духовной сущности всех религий, пишет о роли эстетического чувства, которое есть результат привлечение разума к участию в религиозном переживании.

Затем, он выделяет три составных элемента религии: жертвоприношение, исповедь и молитва.

Жертвоприношение в мировых религиях, которые, по его мнению, отказались от обрядовых жертвоприношений, заменили аскетические практики, которые служат той же цели.

Исповедь Джеймс определяет так: «Исповедь представляет собой высшую ступень в развитии морально-религиозного чувства. Она является частью общей системы очищения, в котором религиозный человек нуждается, когда хочет исправить свои отношения к божеству Там же, - с. 360.».

Молитва по Джеймсу - это душа и сущность религии, ей осуществляется общение с Богом, где нет молитвы - там нет религии: «Если бы было установлено, что опыт молитвенных состояний ложен, то самое большее, что уцелело бы от религии, это вера в то, что весь порядок бытия, взятый в целом, имеет божественную первопричину. Но такой способ созерцания мира доставляет человеку только роль зрителя, тогда как в живой религии опыта и в жизни, в которую молитва входит, как составная и нераздельная ее часть, мы сами являемся действующими лицами и при том не в мнимом представлении, а в самой несомненной действительности Там же, - с. 363.».

В двадцатой, последней, лекции Уильям Джеймс подводит итоги своего исследования, суммируя полученные выводы:

«1. Видимый мир является лишь частью иного, духовного мира, в котором он черпает свой главный смысл.

2. Истинной целью нашей жизни является гармония с этим высшим миром.

3. Молитва или внутреннее общение с духом этого горнего мира - "Бог" ли это или "закон" - есть реально протекающий процесс, в котором проявляется духовная энергия, и который порождает известные психические и даже материальные последствия в феноменальном мире.

Кроме того, религия заключает в себе следующие психологические черты:

4. Она придает жизни новую прелесть, которая принимает форму лирического очарования или стремления к суровости и героизму.

5. Она порождает уверенность в спасении, душевный мир и вливает силы в чувство любви Там же, - с. 378.».

Джеймс также выделяет единое духовное ядро, которое, по его мнению, присуще всем религиям - это душевное освобождение, которое состоит из двух частей:

«1. Душевное страдание.

2. Освобождение от него.

1. Страдание, сведенное к простейшей своей форме, состоит в чувстве, что со мной, каков я есть теперь, происходит что-то дурное.

2. Освобождение состоит в чувстве, что я спасен от зла благодаря приобщению к высшим силам Там же, - с. 395.».

Книга Уильяма Джеймса произвела на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны многие ее положения устарели - и психология и философия религии за сто лет шагнули далеко вперед. С другой - она обогащена огромным количеством интересных примеров из различных источников. Для своего времени Джеймсу нельзя отказать в новизне подхода, если не сказать революционности. Он признает огромную ценность мистических состояний сознания, которые многие ученые принимали за проявления душевной болезни, настаивает на равноправии интуиции и рационального размышления в поиске истины, защищает свою точку зрения от «сектантов науки». Однако многие его выводы кажутся спорными, как например деление религий на «религии душевного здоровья» и «религии страждущих душ», а верующих, соответственно, на «однажды рожденных» и «дважды-рожденных». Такая схема слишком проста и кажется мне довольно далекой от жизни. Так, Джеймс описывает технику «погружения в молчание» движения «духовного здоровья», однако, как мне кажется, не уделяет ей должного внимания. Судя по описанию, перед нами типичная медитация, но Джеймс не проводит никаких параллелей с описываемыми им техниками суфизма, христианского мистицизма и буддизма, которые, по его классификации, принадлежат к «религиям страждущих душ».

Но в целом, книга представляет собой глубокое исследование проблем религии и религиозного сознания, снабженное богатым материалом всевозможных примеров из практики самого Джеймса, его коллег, литературы и религиозных текстов.

Список использованной литературы

1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. - М.: Наука 1993. - 432 с.Гуревич П. С. Роптания души и мистический опыт (Феноменология ?религии У. Джеймса) // Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. - М.: Наука 1993. - 432 с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.