реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Тибетский буддизм

реферат

Тибетский буддизм

18

Данная курсовая работа посвящена интересной теме - буддизму в Тибете. Эта тема актуальна на настоящий день. Многие люди обращаются к этой далекой стране в поисках чего-то необычного и загадочного. Их привлекают интересные ступы - «вертикальная модель Вселенной в буддийской космологии» «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр. 195, ламы, которые словно не от мира сего и конечно надежда на то, что где-то далеко в недрах земли спят сврехлюди, которые придут и спасут мир от разрушений и бедствий.

Как же распространился буддизм в Тибете и что было до него? На этот вопрос помогут ответить монография Базарова, монография Кузнецова, работы Яблокова и некоторые интернет ресурсы.

«Ламаизм» -- «устоявшийся термин для обозначения разновидности буддизма, укоренившейся главным образом в Тибете -- гористой области в Центральной Азии площадью 3 млн 800 тыс. кв. км, населением - 3,5--4 млн чел. На современной политической карте мира эта территория принадлежит Китайской Народной Республике». Ук. соч

На данный период термин ламаизм не очень корректен, но употребляется в некоторой литературе.

Буддизм в Тибете появился около VII в. В это время правил царь Сронцзан, который начал сближение с буддискими странами: Китаем, Хотаном, Индией. «Тибетцы в этот период относились к буддизму, как и ко всякой другой религии, с должным уважением, но совершенно равнодушно, нисколько не препятствуя его пропаганде в Тибете, но и не поддаваясь его влиянию» Кузнецов Б.И. «Древний Иран и Тибет. История религии бон», СПБ: «Евразия», 1998г, 298стр..

В это время в Тибете господствовала 2 религии - бон и религия народа. Когда появился буддизм, он вобрал в себя характерные особенности этих обоих религий и получил свои отличия от всех основных направлений буддизма, о чем будет рассказано в 1 главе.

В то время «тибетцы поклонялись небу, земле, солнцу, луне и звездам. Мир представлялся им населенным множеством богов, добрых и злых духов, одним из которых они приносили дарственные жертвы, других пытались подавлять с помощью заклинаний. Редко делали какой-нибудь серьезный в жизни шаг без того, чтобы не обратиться за советом к предсказателю» Ук. соч, стр.300.

Буддизм был объявлен официальной религией только во второй половине VIII века. В это время правил царь Тисрон (по некоторым другим источникам - Трисонг). Молодой и активный царь понял, что может извлечь выгоду из распространения и покровительства буддизму. Основные причины - это внешняя политика (преследование буддизма могло вызвать недовольство со стороны буддийских стран и буддистами Тибета) и внутренняя политика( буддизм помог произвести раскол в среде укрепившийся олегархии).

«В это время из 300 местных жителей создается первая буддийская община, строятся огромные монастыри, находящиеся на государственном обеспечении, местные же верования и культы с заметными чертами анимизма и шаманизма преследуются. Окончательное утверждение буддизма в Тибете обычно связывается с проповеднической деятельностью монаха из Индии Падмасамбахвы» Ук. соч, стр.312.

К IX веку в Тибете начался период феодальной раздробленности, появилось много отдельных территорий. В этот период буддизм начал подвергаться жестоким гонениям. Часть буддийских монахов была перебита, остальных отправяли в охотники и мясники. Катастрофа разразилась в тот момент, когда буддизм находился «в апогее своего процветания» Базаров А. А. «Институт философского диспута в Тибетском буддизме», СПб: «Наука», 1998г.. стр. 52. Это было связано с особенностями взаимоотношений буддизма с местными религиями, о чем будет рассказано во 1 главе.

Период XI - XIV связан с укреплением буддизма на территории Тибета. Жители страны устали от постоянных междоусобных войн, а «разобщенность отдельных районов и отсутствие всяких порядков стали тормозом на пути развития тибетского общества» Абаев Н.В. «Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока», СПБ, 1999г., стр.189

.

В этот период буддийские монахи выступают объединителями страны, а тибетская знать поддерживает общину монахов и многие сами вступают туда.

В середине XIII в. Тибет был завоеван монголами. Завоеватели покровительствовали буддизму, брали с них меньше налогов, а впоследствии сами приняли буддизм.

«Окончательно полновластие буддийских монахов установилось в Тибете в последней четверти XVI в., когда монах (лама) Соднам Джам-гшо получил от монголов титул Далай-ламы. Обычно считают, что «далай» -- перевод на монгольский тибетского слова «джампцо», означающего «океан». Это должно было свидетельствовать о глубине и безбрежности учености и мудрости ламы» «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр. 195.

Такова история распространения и укрепления буддизма на территории Тибета.

Теперь необходимо рассмотреть задачи данной работы и указать цель.

Цель этого исследования состоит в изучении Тибетского буддизма -рассмотрение основных аспектов тибетского буддизма, его истории и разновидностей.

Можно выделить следующие задачи:

· Рассмотреть основные особенности тибетского буддизма и его организацию. В этом помогут работы Яблокова Яблоков И.Н., «Религиоведение», М., 2004г.; «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н, Кузнецова Кузнецов Б.И. «Древний Иран и Тибет. История религии бон», СПБ: «Евразия», 1998г., 352 стр. и Базарова Базаров А. А. «Институт философского диспута в Тибетском буддизме», СПб: «Наука», 1998г., 184 стр.. В монографии Кузнецова много внимания уделяется преемственности традиций буддизмом из бона. Его работа помогла в изучении основной особенности ламаизма - его связи с местными добуддийскими религиями. Базаров в основном рассматривает значение публичного диспута и его особенности. Но помимо этого вопроса его работа помогает выявить отличия тибетского буддизма.

· Следующая задача - изучить основные направления и школы. Откуда они произошли, их основные функции, а также отличия и сходства. Для данной главы помогут работы Молодцовой Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., 344 стр. , Герасимовой Герасимова К. М. «Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма», Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1989г., , Аргулэс Аргуэлес Х. и М. «Мандала», М, 1993г., 126 стр и интернет-ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/. Молодцова является молодым исследователем Тибета и пытается рассмотреть тибетскую религию всесторонне, проникнуть в основные загадки Тибета. Для более полного изучения она много путешествует по Тибету, знакомится с культурой и народом. Ее работа интересна не только для изучения, но и просто чтения. Работа Аргулэс является достаточно сложной в изучении понимании.

· А также необходимо изучить распространение тибетского буддизма на территории других стран. Для изучения этого вопроса я использовала работы Абаева Абаев Н.В. «Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока», СПБ, 1999г., Кислюка Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г и других.

В работе использовались следующие методы: историко-сравнительные при сравнивании различных направлений и школ буддизма и описательный, который помог описывать тибетский буддизм в различных странах и его отличительные особенности, которые делают его непохожим на остальные виды буддизма.

Необходимо рассказать еще немного об историографии данного вопроса.

В начальном периоде развития зарубежной и отечественной буддологии внимание исследователей было сосредоточено на изучении философии и этике ламаизма. Тибетский буддизм отличался от индийского в первую очередь развитием церковной системы, поэтому обычно работы посвящались описанию тибетских монастырей, особенностям церковной организации, специфике ламаистского пантеона. Этнографическое и религиоведческое исследование религии было затруднено тем, что Тибет был длительное время закрытой страной для иностранцев. Но уже с конца XIX века ставится вопрос о необходимости изучения ламаизма как массовой конфессии. Впервые ламаистские обряды были описаны Позднеевым А. М. в 1887г. в книге «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии». В этой книге особое внимание уделяется культовым обрядам и их разновидностям.

В XX веке многие ученые обращают внимание на вопросы обрядов и на ранние формы религии в Тибете, их влияние на ламаизм.

Среди зарубежных ученых можно выделить Стейна Р. А., который рассматривал специфику ламаистской обрядности и добуддийские религии в Тибете. Стейн работает с различными тибетскими и китайскими историческими хрониками и другими документами. Его книга привлекла исследователей к вопросу о взаимодействии местных религий бон и «народной» религии. Последователями Стейна стали Дж. Тучи, Х. Хоффман, Э. Хаарх,. А.Франкэ и другие. В России в XX веке много внимания уделялось ламаизму в Бурятии и других областях России. Этими вопросами занимался Бурятский институт общественных наук.

Прежде чем перейти к основной работе, хочется обратить внимание на интересную цитату. «Тибет - это иной мир, полный жестокой мудрости и подлинной поэзии. Здесь пространство и время теряют значение, а реальное и воображаемое неразличимы, как часто неразличимы сон и явь. Это культура, о которой ее легенды могут поведать подчас больше, чем исторически достоверные факты» Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., 2 стр..

Особенности и основные положения ламаизма

Основные особенности буддизма связаны с переплетением буддийских традиций и местной религии бон.

Например, когда буддизм только начал распространяться, в Тибете случился страшный голод и эпидемии. Буддисты свалили это на местных бонских демонов и пригласили Падмасамбхаву - крупнейшего знатока буддизма того времени. Он вписал местных злых духов, т.е. местных тибетских богов, в пантеон буддийских божеств «в качестве дхармапал - защитников буддийской веры, которые достойны почитания и поклонения». Кузнецов Б.И. «Древний Иран и Тибет. История религии бон», СПБ: «Евразия», 1998г, стр. 312 Царь Тисрон для укрепления буддизма создал первую общину монахов, но он был веротерпимым к религии бон, поэтому в монастыре были построены отдельные храмы Солнца и Луны, а некоторые статуи божеств бон были рассеяны по многим храмам. Общее в буддизме и боне - указание верующим делать добрые дела и стремиться к самоусовершенствованию. При установлении буддийской религии в Тибете происходил моральный упадок. Состоятельного человека считали мудрецом, даже если он был негодяем, а бедного, даже талантливого, считали негодяем. Поэтому буддизм, который «провозглашал принцип равенства всех, богатых и бедных, знатных и плебеев, давал возможность способным и энергичным людям, независимо от их положения в обществе, занять место при дворе». Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г., стр. 11

Другая важная особенность тибетского буддизма - сильное влияние Индии. Он вобрал в себя лучшие достижения духовной культуры Индии. Основное течение индийского буддизма - Ваджраяна, которое развивало «идеи единства тела и космоса, энергетического начала сущего. В нем была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль озарения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации». Ук. соч, стр. 12 Отсюда можно заключить, что в тибетском буддизме «достижение просветления происходит через глубокую медитацию и общение с чистыми духами». Лекции Даведьянова А.В.

Еще одна особенность - «создание более централизованной и разветвленной религиозной организации, чем в других странах, где господствует буддизм» «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр.195. Об этой особенности будет рассказано далее.

Свое название ламаизм получил от почитания лам - наставника монаха, потому что только с его помощью можно понять учение Шакьямуни. Верующие должны оказывать ламам много внимания, почитать ламу как самого Будду. «Для простых религиозных обывателей лама может служить помощником в улучшении их кармы и подготовки к благоприятному перерождению. С его поддержкой человек получает возможность приблизиться к спасению. Для практикующих и монахов он -- наставник, определяющий вид и технику практик своих подопечных, в соответствии с уровнем духовного развития последних». http://www.lamaism.ru/istoki.html

Еще одна заметная особенность тибетского буддизма - это разросшийся пантеон божеств. Это связано с преемственностью традиций из ваджраяны, бона и «народной религии». В тибетских святилищах очень большое разнообразие изображений божеств и святых. Все божества и святые подразделены на разряды. В каждом из разрядов имеются свои внутренние подразделения.

Итак, можно выделить:

· «Первый разряд, который составляют более 1050 будд, 8 бодхисаттв, бархатов, а также обожествленные деятели буддизма. К числу приравненных к богам относят как подвижников общебуддийского масштаба (Нагарджуна, Васубандху), так и тех, кто сыграл решающую роль в истории тибетского буддизма (Цзонхава, далай-ламы)» «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр.198.

· Во второй разряд входят дакини (воздушные путешественницы). Они повелевают демонами и являются тем, кто их вызывает заклинаниями или ищет их помощи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.