реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Субъекты и объекты религиозного сознания. Субъект-объектное отношение религиозного отражения

реферат

Субъекты и объекты религиозного сознания. Субъект-объектное отношение религиозного отражения

16

Тема

Субъекты и объекты религиозного сознания. Субъект - объектное отношение религиозного отражения

План

  • Введение
  • 1. Объективно-идеалистическая концепция сущности религии
  • 2.Религия как одна из форм общественного сознания, объект религии и форма религиозного отражения
  • 3. Психологические основания религиозного сознания
  • Заключение
  • Литература
  • Введение
  • В данной работе раскрывается сущность религиозного отражения мира - религиозного сознания. Цель работы - раскрыть природу религии с точки зрения субъектно-объектного отношения.
  • Религия не сводится к идеализму, не тождественна ему. Она -- особый социальный феномен. Противостояние философского материализма и идеализма происходит в границах одной и той же формы общественного сознания -- философии. Религия же -- качественно своеобразная форма общественного сознания.

1. Объективно-идеалистическая концепция сущности религии

В истории религии впервые рассуждения о субъекте и объекте религии излагаются в объективно-идеалистической концепции.

Объективно-идеалистическая концепция сущности религии является одной из основных, поскольку она выступает как философская основа всякой теологии. Развитие этой концепции нашло оное отражение в учениях Августина Блаженного, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского, томистов и неотомистов. Сущность ее заключается в доказательстве бытия бога. Ф. Аквинский сформулировал пять онтологических «доказательств» бытия бога на основе ограниченности истолкования проблем движения, причинности, случайности и необходимости, целесообразности. Во-первых, должен существовать «перводвигатель»; во-вторых, цепь действующих причин не может быть бесконечной; в-третьих, все случайное зависит от необходимого, должно, следовательно, существовать абсолютно необходимое, им выступает бог; в-четвертых, вещи обнаруживают различной степени совершенства, должно существовать нечто абсолютно совершенное, им является бог; в-пятых, целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, следовательно, необходимо признать наличие сверхприродного разумного существа, упорядочивающего мир. Если остановиться на критическом анализе этих «доказательств», то можно отметить следующее. Первое и второе «доказательства» исходят из ложного предположения конечности мира; из третьего «доказательства» вытекает не существование бога, а существование необходимости в природе; четвертое «доказательство» носит онтологический характер, однако, надо учитывать, что онтологию в «доказательстве» бытия бога Аквинский не приемлет, следовательно, здесь он впадает в противоречие; пятое «доказательство» он считает самым универсальным, но оно опровергается материализмом по той причине, что именно то, что человек называет целесообразностью природы и как таковую постигает, есть в действительности не что иное, как единство мира, гармония причин и следствий, вообще та взаимная связь, в которой все в природе существует и действует. Обосновывая реальное бытие бога, Ф. Аквинский, как более последовательный сторонник реализма, сумел создать и новую гносеологическую концепцию «гармонии истины веры и разума», но в которой, в конечном счете, детерминирующими выступают истины веры, как рациональной формы познания творца. Рациональные доказательства бытия бога сегодня широко используются религиозными идеологами и развивают свое содержание в современном неотомизме. Второй основной концепцией, раскрывающей сущность религии, выступает субъективно-идеалистическая концепция. У ее истоков стоял Ф. Шейермахер, немецкий протестантский теолог и философ. В своих работах он создает целостный образ религиозно-эстетического мировоззрения. Основу религии в нем составляет личное внутреннее переживание субъекта. Религию же он определяет как «созерцание универсума», как «чувство зависимости от бесконечного». Он утверждает, что «не всякий имеет религию, кто верит в какое-либо священное писание, а лишь тот, кто понимает его живо и непосредственно и кто, следовательно, сам по себе легче всего мог бы обойтись без него» [1; с. 99]. Именно здесь он закладывает основы исследования религии как индивидуально-психологического феномена. Эти идеи широко развивались в XX веке, где имела место абсолютизация субъективных переживаний и установок, в частности, у Г. Олпорта, утверждающего, что дорога религиозных поисков индивида является изолированной. В связи с этим, исследователь религиоведения Д.М. Угринович отмечает, что субъективизм неприемлем для теологов по следующим причинам. «Во-первых, религия рассматривается как порождение человеческого сознания, а не как продукт божественного откровения... Во-вторых, выпячивание роли чувств, как основы религии, ведет к тому, что вся догматика рассматривается как нечто вторичное. Но тогда рушится концепция «истинной» религии и церкви как ее носительницы. Получается, что принадлежность к церкви перестает быть обязательной. Защитники религии не могут далеко пойти по пути субъективизма и мистики, ибо это разрушает идеологические основы, на которых держится вся их система» [2, с. 30].

Субъективно-идеалистическая теория Шлейермахера и его последователей подверглась критике как со стороны материализма, так и со стороны теологии.

2. Религия как одна из форм общественного сознания, объект религии и форма религиозного отражения

Религия - исключительно сложное явление общественной жизни и по содержанию и по способам жизнедеятельности. Религия -- единственное явление общественной жизни, что утверждает и пытается обосновать существование сверхъестественного: Бога (дьяволов, духов, чудес). Специфическим взглядом на мир, природу, человека сквозь призму сверхъестественного религия существенно отличается от науки, которая выверяет достоверность теоретических выводов общественной практикой. Наконец, религия многообразно вплетена в структуру социальной жизни, касается жизненных интересов разных прослоек и групп людей. Поэтому религию воспринимают, понимают, истолковывают по-разному бедные и богатые, служители культа и рядовые верующие, православные и мусульмане, ученые и художники. Все существование человека наука разделяет на общественное бытие и общественное сознание. Общественное бытие (как бытие вообще) и общественное сознание (как и сознание в целом) -- явления, которые четко отличаются между собой и которые в то же время находятся в сложной системе связей и взаимодействия.

Поскольку религия -- одна из форм общественного сознания, ей присущие те общие особенности, что свойственные в целом общественному сознанию и оказываются во всех ее формах. Общие особенности религии такие:

- религия отображает общественное бытие, она вторична по отношению к нему; с изменением общественного бытия изменяется и сама религия;

- религия зависима от общественного бытия, но в то же время находится во взаимосвязи и взаимозависимости с другими формами общественного сознания; религия оказывает обратное влияние на бытие. Рядом с общими особенностями религия, как и все другие формы общественного сознания, имеет и свои специфические особенности. Она является мировоззренческой формою общественного сознания, как и философия, определяет миропонимание человека. Религия наиболее отдалена от общественного бытия. Это наиболее постоянная форма общественного сознания, которое менее всего поддается изменениям, адекватным изменениям в общественном бытии.

Лишь всесторонний учет общих и специфических особенностей религии дает возможность ее научного изучения, толкования, прогнозирование возможных процессов ее эволюции.

Религия, как и любая другая форма общественного сознания, имеет свои объект и форму отображения.

Объект религиозного отображения. Поскольку религия -- мировоззренческая форма общественного сознания, она может отображать все общественное бытие.

Как мировоззрение религия не ограничена ничем, для мировоззрения нет запрещенных тем. Религия в значительной мере -- это фантастическое отображение в сознании людей тех внешних сил, которые главенствуют над ними в будничной их жизни.

Следовательно, объектом религиозного отображения являются условия жизни людей, прежде всего те общественные отношения, что непосредственно задевают интересы людей.

В процессе истории объекты религиозного отображения изменяются. Сначала ими были грозные силы природы, которые боготворили. Впоследствии возникли общественные силы, чужие и нередко враждебные относительно определенного человека. Они, как и природные, боготворили и воспринимались как потусторонние силы, что руководят жизнью человека независимо от ее воли. Постепенно грозные природные и общественные силы воплощались в образе богов, а впоследствии -- в образе одного всемогущего Бога. Возникло представление о сверхъестественном мире. Форма религиозного отображения. Спецификой религиозного отображения является представление о сверхъестественном. Любые стороны общественного бытия человек воспринимает через призму сверхъестественного и осознает себя как его неотъемлемая часть. Условия собственного бытия человек воспринимает как следствие вмешательства добрых или злых сверхъестественных сил.

Следовательно, религия -- это форма общественного сознания, в котором иллюзорно отображаются силы, которые главенствуют над человеком в его повседневной жизни и которые трансформируются в его сознании в форме неземных сил. Любую религию характеризует вера в реальное существование сверхъестественного и система опосредствованных связей с ним.

Существует много других определений религии, ведь исторически существовали и существуют конкретные религии; какой-то общей или абстрактной религии не существует. Можно отметить, что религия является сферой духовной жизни общества, социальной группы, лица, способом практически-духовного освоения мира и сферой духовного производства. Религия -- явление многогранное. Она является проявлением сущности общества, аспектом жизнедеятельности человека и общества, которое складывается исторически; способом существования и преодоления человеческого отчуждения; по форме отображение действительности; феноменом культуры; определенной социальной подсистемой. [3, с.24-25]

Идея сверхъестественного в религии имеет совсем другое значение. Она выражает связь религиозного лица со сверхъестественной потусторонней силой. Однако эта идея имеет свои истоки в культуре, поскольку она могла возникнуть и развиться лишь в лоне этого «инобытия» природы. Такая идея есть не что другое, как самоосознание культуры человека. В разных религиозных системах идея сверхъестественного, то есть Бога, выполняет функцию связи между природой и человеком, обществом и человеком, между людьми. В этом понимании понятия «Бог» равнозначное понятию «культура», религия же рассматривается как одна из форм духовно-практического освоения мира. Такой подход дает возможность выяснить взаимосвязь религии и культуры. Поскольку культура содержит, кроме культового (религиозного) и некультовое содержание, то соотношение между культурой и религией следует понимать как соотношение между целым и его частью. Если рассматривать религиозный культ как самостоятельно целостное явление, что независимое от культуры, то правомерно допустить реальность некультурного, то есть существование такого явления, которое не связано с природой. Однако это практически невозможно, ибо сам факт допуска в уме воображения о сверхъестественном, потустороннем мире есть процесс интеллектуальный, сугубо человеческий, то есть культурный акт. Поэтому культура является основой религии, культа, а не наоборот.

Объектом религиозной веры и поклонения могут быть лишь явления культуры. Человек боготворит не природу вообще, а лишь ту ее часть, которая содержится в процессе ее личной жизнедеятельности, то есть лишь отдельные явления своего культурного пространства. Это касается и общественной жизни человека. Объектом поклонения является не Бог, а лишь идея Бога. Разнообразные представления о сверхъестественном в религии всегда материализованы в символах, скульптурах, иконах, песнях, молитвах, образах и тому подобное. Все это формы культуры. Христианин в своей вере имеет дело не с реальным существом, а лишь с воображением о Боге. В Евангелии он читает не слово самого Христоса, а лишь рассказы евангелистов об учении Иисуса Христа. Следовательно, идея Бога, что возникла в сознании людей, существует как действительно человеческая идея, что выражена в культурной форме.

В культе религиозный человек имеет дело сугубо лишь с культурным «двойником», символом природных и общественных явлений. Следовательно, религия вторична, производный фактор эволюции культуры. Рядом с другими формами культуры религии принадлежит одно из важных мест в духовной жизни общества.

Религиозная фантазия также моделирует мир вещей и отношений, требует эмоционального отношения человека к плоду собственного воображения. Вместо этого искусство, например, не требует признавать его произведения за действительность, тогда как религиозный образ выдается за реально существующий объект, с которым нужно считаться.

Главным признаком любой религии является вера в сверхъестественное. К вере в сверхъестественное следует отнести представление о потусторонних силах в виде божества, ангелов, чертей и тому подобное. Религиозная вера в сверхъестественное характеризуется определенными особенностями. Во-первых, она предусматривает не просто наличие в сознании представлений о сверхъестественном, а веру в реальное существование сверхъестественного; второе, религиозная вера обязательно предусматривает эмоциональное отношение к сверхъестественному. В-третьих, вера в сверхъестественное включает убежденность в существовании особых двусторонних отношений между ним и человеком. Верующий убежден в том, что сверхъестественное не только существует, но и может повлиять на его жизнь, судьбу, и что посредством определенных действий человек, в свою очередь, может влиять на сверхъестественное, задобрить его, вымолить прощение, вызвать доброжелательное обращение и тому подобное. Религия возникла в сознании людей под воздействием условий общественного бытия, трудностей познавательного процесса, потребности выхода из, казалось бы, тупика, а также эмоционального отношения человека к действительности. Эта совокупность причин и условий, которые создают необходимость и возможность возникновения и воссоздания религиозного отображения действительности, и составляет источник и корни религии.

Религия является творением человеческого общества, особой формой познания им себя самого и окружающего мира. Необходимо иметь в виду, что богословская речь является особенной знаковой системой, за которой скрываются реальные человеческие интересы, ее не так просто понять. [4, с.38-39]

Следовательно, субъектом религиозного сознания является личность человека, более обобщенно - человеческое общество, а объектом - представление о сверхъестественных силах, которые главенствуют над человеком в его повседневной жизни и которые трансформируются в его сознании в форме неземных сил. Исторически развивалось несколько подходов к сущности религии.

3. Психологические основания религиозного сознания

Психологические основания религиозного сознания составляют процессы, механизмы, состояния индивидуальной и общественной психологии. Они играют важную роль, поскольку являются методами отраженной субъективности и организацией определенного внутреннего мира человека, а также интегрирующими факторами поведения религиозных групп и общин. И это объективно. «Религия, -- как отмечает Д.М. Угринович, -- воздействует, прежде всего, на психику личности. Она создает определенную систему образов, понятий и норм поведения, в центре которых находится идея сверхъестественного; последняя определяет направленность эмоциональных и волевых процессов и выступает как мотив поведения человека. Вне изучения психологического аспекта религии нельзя раскрыть ее воздействие на личность, ее корни и функции. Поэтому изучение психических особенностей верующих имеет не только теоретическое, но и практическое значение» [2, с.204].

Психологические предпосылки и основы религиозного сознания должны исследоваться в двух срезах: 1) общепсихологические проблемы религии и 2) индивидуально-общественно-психологические основы.

К общепсихологическим проблемам относятся исследование психологических корней религии, которое необходимо понимать как возможности приобщения человека, индивида к различным формам верований, начиная с первобытного строя, и воздействия на его сознание различных религиозных источников информации; исследование структуры религиозной психики, в частности, соотношение бессознательного и сознательного, воли и непроизвольного у одной и той же личности (Л. Фейербах, 3. Фрейд); а также исследование взаимосвязи и соотношения в психике верующего таких компонентов как темперамент, воля, характер, эмоции, воображение, чувства и т.д. Психологические факторы личности обусловлены совместной деятельностью людей и зависимостью в этой деятельности друг от друга. Индивид нуждается в помощи окружающей социальной среды не только для удовлетворения своих материальных потребностей, но и для формирования и реализации своих духовных потребностей. Он нуждается в диалоге, раскрывающем его мировоззрение и нуждается в помощи для преодоления неудач и поражений, гордости и одиночества. Психологическую почву религии создает устойчивое постоянное чувство страха, угрозы, что вызывает психологические стрессы -- состояние напряженности и подавленности, дискомфорт в эмоциональной сфере, дезорганизации поведения, чувство вины и собственной неполноценности, бессилия и т.п. Среди эмоций большое место принадлежит переживанию индивидом конечности своего бытия и связанный с этим переживанием страх смерти. Это одни из главных эмоций, которые питают религиозность. Делая упор на эти эмоции, религия разработала для индивида веру в бессмертность души, что снимает гнетущее воздействие понимания смерти на его психику. Конечно же, психология индивида, механизмы ее движения складываются под влиянием общества. Будучи сформированными, эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и могут действовать как при общении с людьми, так и непроизвольно, бессознательно. Но особо необходимо выделить общественно-психологические предпосылки, как возникновение коллективных представлений и переживаний, не свойственных индивидам. Они являются частью религиозных отношений. Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, способы их общения и социальных отношений, а также деформацию этих отношений. Общественно-психологические предпосылки складываются под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах бытия. Эти отношения вырастают из потребности людей к самопознанию и совершенствованию, из сознания высшего смысла бытия, объяснения связи с Космосом. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психологического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере. Идея Бога помогает соединить разрозненные и смутные предчувствия случайных и закономерных событий в жизни людей. Различия в религиях -- это, прежде всего различия в этнокультурологических концепциях божества как хранителя душ человеческих. Эти различия проявляются в житейском, культовом и храмовом религиозном поведении (ритуалах, обрядах, обычаях и т.п. В целом же общественно-психологические основы религиозного сознания позволяют сделать вывод, что религиозные чувства и обряды способствуют формированию определенной религиозности.

Религиозные представления -- это воспроизведение в сознании субъекта идеализированных и гипостазированных объектов. Эти объекты вызывают различные чувства -- благоговение, любовь, восхищение, страх, надежду. Их главная задачи -- сформировать соответствующую направленность на духовные потребности субъекта. Религиозные представления выступают как результат осознания отношений, окрашенных идеей сверхъестественного. Развитие представлений и чувств неразрывно связано с культовыми действиями, они обуславливают друг друга. «Связь между ними состоит в том, что религиозные представления не являются таковыми, если они не выражены в культовых действиях, а обряды не являются магическими, если они не связаны с определенными религиозными представлениями». Поэтому можно сделать вывод о глубокой взаимосвязи и взаимообусловленности всех элементов религии. [5, с.37-38]

Заключение

Таким образом, можно сказать, что объектом религиозного отображения являются условия жизни людей, прежде всего те общественные отношения, что непосредственно задевают интересы людей. Человек (общество) выступает субъектом религиозного сознания. О субъектно-объектном отношении религиозного сознания излагались концепции и в объективно-идеалистической концепции.

Объективно-идеалистическая концепция сущности религии является одной из основных, поскольку она выступает как философская основа всякой теологии, она подверглась критике как со стороны материализма, так и со стороны теологии. Религия -- это форма общественного сознания, в котором иллюзорно отображаются силы, которые главенствуют над человеком в его повседневной жизни и которые трансформируются в его сознании в форме неземных сил. Любую религию характеризует вера в реальное существование сверхъестественного и система опосредствованных связей с ним. Идея Бога, что возникла в сознании людей, существует как действительно человеческая идея, что выражена в культурной форме. Психологическую почву религии создает устойчивое постоянное чувство страха, угрозы, что вызывает психологические стрессы -- состояние напряженности и подавленности, дискомфорт в эмоциональной сфере, дезорганизации поведения, чувство вины и собственной неполноценности, бессилия и т.п. Среди эмоций большое место принадлежит переживанию индивидом конечности своего бытия и связанный с этим переживанием страх смерти. В целом же общественно-психологические основы религиозного сознания позволяют сделать вывод, что религиозные чувства и обряды способствуют формированию определенной религиозности.

Литература

1. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее признающим. Монологи. -- М., 1911.

2. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. -- М.: Мысль,1985. - 352с.

3. Релігієзнавство: Підручник. За ред. М. М. Заковича. -- К.: Вища шк., 2000. -- 350 с.

4. Калінін Ю.А., Харьковщенко Є.А. Релігієзнавство. К.: Н.д., 2002. - 352с.

5. Религиоведение: Под редакцией профессора Лобазова П.К. -- X.: ООО «Одиссей», 2005.-- 480 с.


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.