реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религия и наука в контексте культуры

реферат
p align="left">

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности.

Выделяют несколько принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль:

Принцип объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности и принцип критичности.

Теория пытается открыть общую идеальную структуру мира в космическом мироздании. Подвергает осмыслению, прежде всего внутренний опыт человека в его предельном выражении: опыт смерти, зла, страданий.

Изучает причинно-следственные связи. Рассматривает проблемы осмысления бытия. Доминируют рассудочные средства. Изучает природу, в том числе и природу человека, с позиций эзотеризма и пропорциональности.

Основная ценность - информативное содержание науки, опыт переживаний человека. Прогрессирует за счет постоянного самообновления. Изменяет свои догматы скорее как исключение, а не правило.

Развитие научного знания и последовательная смена его парадигм позволили выявить ряд познавательных моделей, доминировавших в разные исторические периоды: механистическую, статистическую, системную, диатропическую. Логически обрисованные и интуитивно достоверные, эти модели заключали в себе определенные принципы построения общей картины мира своего времени.

Существуют следующие познавательные модели: схоластическая; рационалистическая. В ХIХ в. самостоятельность научным изысканиям принесли формально-логические методы доказательства и обоснования точных наук, особенно - логики и математики. Величайшим и зримым достижением научного развития стали в ХХ в. фундаментальные изменения в техногенной структуре общества. Появилась новая модель познания - системная, важнейшими понятиями которой стали целеполагание и оптимизация.

Обратившись к анализу К.Ясперса, выделим три этапа познания в истории культуры:

1)рационализация вообще;

2)становление логически и методически осознанной науки; 3)возникновение современной науки.

В условиях кризиса техногенной цивилизации необходимы новые теории, свободные от стереотипных и однозначных рекомендаций. Весьма перспективной представляется в этой связи эволюция науки в контексте разрабатываемой в наши дни диатропической модели, которая рассматривает природу как сад, как ярмарку. Ее автор Ю.В.Чайковский. Ученые все более убеждаются в том, что спасение природы, общества и культуры состоит, прежде всего, в усвоении идеи спасения природы как идеи религиозной. Современное общество вновь обращается к религиозным исканиям, и не исключено, что они приведут нас к созданию религии нового типа.

Вывод

Эдуард Тейлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом: существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых совсем не было бы никаких религиозных понятий? В своей книге «Первобытная культура», в которой собрано огромное количество мифов самых различных народов мира, автор сделал вывод: нет, наука не знает таких племён.

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30 - 40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый - это археологические находки, и среди них - немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй - это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад.

Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм (МОНОТЕИЗМ).

К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство, ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни не обрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности. (РАСТАФАРИАНСТВО)

Список литературы

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998.

2. Гордиенко, Н.С. Сущность религии и ее исторические формы / Н.С. Гордиенко. - СПб., 1995.

3. Зубов, А.Б. История религий: курс лекций. Кн.1. Доисторические и неисторические религии / А. Б. Зубков. - М., 1997.

4. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.1. - М., 2004.

5. Иллюстрированная история религий: В 2т. /Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. - М., 1992.

6. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003.

7. Мень, А.В. История религии : в 2 кн. Кн.1 / А. В. Мень. - М., 1998.

8. Миронова, М.Н. Религия в системе культуры / М.Н. Миронова, И.Ф. Кефели // Социально-политический журнал. - 1996. - № 1. С. 77-96.

9. Малерб М. Религии человечества. - М.-СПб, 1997.

10. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М., 2004.

11. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2004.

12. Рапов, О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII веков: Принятие христианства / О.М. Рапов. - М., 1998.

13. Станкевич, И.Л. Первобытное мифологическое мировоззрение и культовая практика / И.Л. Станкевич. - Ярославль, 1994.

14. Фейнберг, С.Л. Наука, искусство и религия / С.Л. Фейнберг // Вопросы философии . - 1997. - № 7. - С.54-63.

15. Энциклопедия для детей. Т.6. ч.1. Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. - М., 2002.

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тесты для проверки знаний

1. Когда возникло понятие "культура"?

а) в Древнем Египте;

б) в античности;

в) в эпоху Возрождения.

2. Закончите определение культурологии: "Культурология - это область социо - гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития…":

а) культуры;

б) культуры и общества;

в) общества.

3. Основными разделами культурологии являются:

а) искусство и наука;

б) материальная и духовная культура;

в) теория и история культуры.

4. Назовите имя древнеримского оратора и философа, применившего термин "культура" для характеристики человеческого духа:

а) Катон;

б) Сенека;

в) Цицерон.

5. Каково исходное значение термина "культура"?

а) религиозный культ, моление;

б) возделывание, взращивание, обрабатывание, уход;

в) воспитанность, почитание старших, интеллигентность.

6. Может ли существовать человек без культуры и вне культуры?

а) в зависимости от исторических условий;

б) да, может;

в) нет, не может.

7. Предметом культурологии является:

а) особенности и правила поведения человека в обществе;

б) история мировой художественной культуры;

в) сама культура и ее развитие во всех ее формах и проявлениях.

8. Закончите фразу: " Как социальная теория культурология рассматривает общество…":

а) как характерный этап наивысшего состояния культуры;

б) как особый этап развития цивилизации;

в) как результат реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии.

9. Какие конкретные проблемы стоят перед культурологией?

а) изучение движущих сил и особенностей развития каждой отдельной культуры;

б) изучение движущих сил истории и выявление основного закона развития человечества;

в) помочь людям овладеть той культурой, которая уже была создана до них, освоить социальный опыт, накопленный их предшественниками.

10. Кто из мыслителей утверждал, что религия, философия и наука - не стадии развития духа, а формы его существования?

а) Э.Тэйлор;

б) В.Дильтей;

в) М.Шеллер.

11. Какие три основные школы можно выделить в культурологии:

а) функциональную, аксиологическую, интуитивистскую;

б) иррационалистическую, романтическую, интуитивистскую;

в) функциональную, герменевтику, аксиологическую.

Тема 2. ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Тесты для проверки знаний

1. Какая человеческая потребность лежит в основе генезиса культуры (мифо-логии, религии, искусства и пр.)?

а) развитие и совершенствование разнообразного арсенала физических и духовных техник;

б) потребность в разрешении конфликта между "цивилизацией" и "варварством";

в) потребность в принятии надежного решения и определении меры этой надежности.

2. В каком случае каждый отдельный индивид может считаться "культурным человеком"?

а) если этот индивид является личностью, как субъектом культурологии;

б) лишь тогда, когда он владеет способами пользования достижениями общества, в котором живет;

в) если этот индивид имеет специальное или высшее образование.

3. Какая важная черта выделяется на первый план при характеристике понятия "культура"?

а) воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям

(менталитет).

4. Кто является единственным субъектом культуры с точки зрения отечественной философии?

а) государство;

б) общество;

в) человек.

5. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие "вторая природа"?

а) общество;

б) техника;

в) культура.

6. Понятие "этнос" обозначает:

а) класс;

б) народ;

в) раса.

7. Процесс возникновения и становления ранних форм культуры:

а) социогенез;

б) культурогенез;

в) антропосоциогенез.

8. Выберите из перечисленного название процесса возникновения и развития человека, как социокультурного существа:

а) антропогенез;

б) антропосоциогенез;

в) культурогенез.

9. Выберите термин, который употребляется для описания изменения или модификации черт культуры во времени и пространстве:

а) динамика культуры;

б) статика культуры;

в) функционирование культуры.

Тема 3. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Тесты для проверки знаний

1. Современная наука рассматривает культуру как:

а) только форму общения и отношения людей в повседневной практике;

б) определенный для данного общества уровень знаний и процесс овладения нормами и ценностями общества;

в) творчески созидательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей.

2. В каком виде выступает культура в обыденном понятии (повседневном)?

а) как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д.;

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.