реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религия и молодежь

реферат

Религия и молодежь

2

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

Уральский государственный университет путей сообщения

Кафедра управления персоналом и социологии

Р Е Ф Е Р А Т

по социологии

на тему: « Р Е Л И Г И Я И М О Л О Д Е Ж Ь »

Проверил: Выполнил:

Котова А.В. студентка гр. БП - 314

Пьянкова Ж.А.

Екатеринбург

2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Понятие «молодежь»……….……………………………………………...4

2. Религиозный состав населения России начала XXI века……………….5

3. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности….6

3.1 «Новый тип» верующих в западной социологии религии………….…...7

3.2 Новый тип в сравнении со старым стереотипом…………………….……8

3.3 Новые верующие и старые церкви………………………………………....9

4. Социальная мотивация верующих………………………………………11

4.1 Верующие вне церкви….…………………………………………………..12

4.2 Влияние неверующих на мотивацию верующих………………………...16

4.3 Анализ исследовательских данных…………………………………….….17

Заключение………………………………………………………………….....…19

Библиографический список……………………………………………….……20

ВВЕДЕНИЕ

В качестве пролога хотелось бы просто объяснить, почему именно эта тема близка автору.

В XX в. Россия пережила такое явление, как социализм. Не будем вдаваться в подробности о том, хорошо это или плохо, но отметим лишь, что в это время был государственный атеизм, верующие осуждались, служители церкви подвергались гонениям.

В 1991 г. все изменилось: страна исчезла, исчез социализм, а вера? Она вернулась? Стали ли люди верить в Бога, как их предки (нет, не родители - уж в них-то коммунизм сидит прочно, а именно предки - люди, жившие до 1917г.)?

По этим вопросам и будут приведены рассуждения с целью прийти к единому ответу.

Стоит также отметить, что автор - православный верующий, поэтому не стоит удивляться, если вы заметите некоторое тяготение общей темы «Религия и молодежь» к теме «Христианство и молодежь».

1. Понятие «молодежь»

Какую же группу людей можно отнести к молодежи? Существуют разные точки зрения на возрастные границы молодежного возраста. Например Пифа-гор предлагал относить к молодежи людей в возрасте от 20 до 40 лет, рус-ский демограф А. Рославский - от 15 до 30 лет, а американский демограф Боус - возрастную группу от 9 до 17 лет. Широко распространены представ-ления, что молодежь - это те, кому от 16 до 24 лет. Столь большое расхожде-ние во мнениях определяется не только разницей подхода каждого исследо-вателя, но и тем, что в разных исторических социально-экономических усло-виях возрастные границы молодежи объективно разные.

В качестве исходного примем следующее определение молодежи. Моло-дежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваиваю-щих, общеобразовательные и профессиональные функции и подготавли-ваемых обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого человека [1].

Молодость, как и детство, отрочество, зрелость - это и возраст, и ступень развития личности, и определенный социальный статус.

В соотнесении с другими социально-демографическими группами моло-дежь - так или иначе может рассматриваться как целостность, общность. Но это не означает, что она лишена внутренней дифференциации. Выделим три типа такой дифференциации:

- стратификационная, когда в каждой общности, группе, классе мы мо-жем говорить о ее молодежном слое, среде ( молодые селяне, молодые инженеры, молодые предприниматели, молодые рабочие и т.п.), или в рамках молодого поколения выделять соответствующие группы;

- возрастная, когда целостный процесс социализации и индиви-дуализации молодежи разграничивается на определенные временные этапы и соответствующие им возрастные группы внутри молодежи;

- субкультурная, когда критерием дифференциации выступают различия и особенности тех или иных групп молодежи по образу и стилю жизни, характеру ценностных ориентаций и установок.

Но дифференциация молодежи не должна абсолютизироваться, иначе это может негативно сказаться на ее видении как целостного социального фено-мена. Вот почему одна из серьезнейших проблем социологии молодежи - выявление интегрирующих ее факторов, признаков ее целостности. В их ряду прежде всего можно отметить общность социально-психологических качеств молодежи (бескорыстие и отзывчивость,особая эмоциональная восприим-чивость, стремление к идеалу, стремление к максимальному провлению сил и т.д.).

2. Религиозный состав населения России начала XXI

В течение последнего десятилетия ХХ в. структура религиозного прост-ранства России существенно изменилась. К началу 1990-х гг. она была представлена всего 15 - 20 религиозными направлениями [2]. Поскольку истори-чески носителями определенных религий были коренные этносы или группы этносов, ареалы их традиционного, исторически сложившегося расселения являлись одновременно и ареалами распространения исповедуемых ими религий. Для современного общества характерна тенденция к росту религи-озного разнообразия, что связано с изменением национальной структуры населения регионов, внешней и внутренней открытостью страны. Сейчас практически во всех регионах России проживают люди, как минимум, 50 - 60 национальностей - последователи 20 - 30 религиозных направлений. Поли-религиозность распространяется на те регионы, которые были прежде моно-религиозными, что неизбежно влечет столкновение интересов различных религиозных организаций.

В этой связи анализ интегрирующих или дезинтегрирующих тенденций в современном российском обществе с учетом роли христианских религиозных институтов выдвигает в качестве ведущей аналитической категории - межре-лигиозную конфликтогенность. При этом общероссийские конфликто-генные тенденции пока не имеют религиозной базы, т.к. в их основе лежат острые социальные проблемы, в то время как ни одна из конфессий пока не смогла выразить идею защиты социальной справедливости на языке религиозной доктрины и облечь ее в доступную для масс форму. Следует учитывать также фиксируемый посредством социологических опросов фактор внерелигиозной ориентации устойчивой группы населения постсоветской России (до 50% населения).

Роль и влияние христианского фактора в современной России в первую очередь связаны с религиозной самоидентификацией части населения и уров-нем религиозности (т.е. с долей верующих в общем составе населения страны). Однако трудности для их изучения создает то, что религиозный состав населения в ХХ в. специально изучался только однажды - в ходе пере-писи населения 1937 г., когда свыше половины населения СССР заявили о своей религиозности. Во Всероссийской переписи населения 2002 г., нес-мотря на предложения ученых Российской академии наук, вопросы о конфес-сиональной принадлежности отсутствовали. В результате сегодня официаль-ные службы (Министерство юстиции, Госкомстат) не располагают современ-ными, полными и достоверными данными о количестве верующих как по стране в целом, так и по отдельным регионам и религиозным направлениям. При отсутствии статистических данных по индивидуальной религиозной принадлежности исходными материалами для определения численности той или иной конфессии может служить количество зарегистрированных в рос-сийских органах юстиции религиозных организаций соответствующего направления и данные социологических опросов.

3. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности

Основываясь на данных социологических опросов последних лет, несколько российских ученых независимо друг от друга указали на появление качественно нового феномена религиозной жизни России - верующих «ново-го типа», «новых православных». Попытаемся ответить на вопрос: действи-тельно ли в России образовалась новая, отличная от традиционной, пра-вославная религиозность (с новой практикой, духовностью, новым церков-ным устройством и учением) или же укрепился новый образ религии, создаваемый самими учеными? Иными словами, с чем мы имеем дело, гово-ря о «новых верующих»: с новым явлением в религиозной жизни или с новым стереотипом верующих в академической литературе? Рассмотрим смысл понятия « новые верующие» сначала в рамках западной социологии религии, а затем - в публикациях российских ученых.

3.1 «Новый тип» верующих в западной социологии религии

Пример сравнительного анализа современной и традиционной форм религиозности - теория приватизации религии Т. Лукмана. Речь идет о сме-щении чувства трансцендентного из области церковного учения в более приземленные сферы жизни, такие как политика и наука, а также о сведении его к представлениям о независимости личности, правах человека, индиви-дуальности и самодостаточности. Соответственно, религиозность становится менее ориентированной на церковь и более направленной на земные проб-лемы общества и человека. П.Бергер подчеркивает не столько мирскую направленность, сколько еретичность современного религиозного мышления. Мир, по его мнению, сделал «гигантский шаг от судьбы к выбору». Религия уже не является фактором, присущим человеку от рождения, но зависит от его личного решения. Момент выбора при этом сопровождается религи-озным творчеством, в котором человек самостоятельно создает свою собст-венную религию из элементов известных ему верований и учений [3].

В делении на «старое» и «новое» может также присутствовать оценочный момент, оттенок прогресса, переход от «несовременного» к «современному», от «плохого» к «хорошему». «Несовременное» в таком случае ассоциируется с отжившим, уходящим в прошлое. Это напоминает о кризисе, в котором западное христианство оказалось в эпоху Просвещения, о критике религии со стороны светского общества, сейчас уже не столь актуальной. Однако многие российские ученые продолжают сегодня обсуждать проблемы религии имен-но в системе понятий идеологии Просвещения. Они ожидают от религии своего рода прогресса и критикуют церковь за его отсутствие. Важным аспектом российской религиозности является тот факт, что она сохранила свою глубинную ортодоксальность, консерватизм, бережное и очень строгое отношение к традиционным ритуальным формам, церковному учению, структуре церковной жизни, этическим и эстетическим представлениям. Православная церковь сохранила статус национальной церкви и сумела огра-дить свою традицию от влияния сект и ересей.

Чтобы говорить о массовом сдвиге российской религиозности в направ-лении еретичности и обмирщенности, необходимо прежде всего вникнуть в особенности исторического развития России, ее религиозного менталитета. При таком подходе перед отечественными специалистами встает более слож-ная, чем перед их западными коллегами, задача - не только изучить рели-гиозную ситуацию в свободном от атеизма и оценочности ключе, но и критично осмыслить границы применимости к российской действительности социологических концепций, разработанных в западной науке.

3.2 Новый тип в сравнении со старым стереотипом

Понятие «новый тип» в применении к современным верующим часто встречается в публикациях российских ученых. Мысль о появлении верующих нового типа противопоставляется старому советскому стереотипу верующих. Во многих академических работах приводятся данные о демографическом составе верующих, о том, как они оценивают те или иные политические партии и экономические реформы. Отмечается, в часности, что религиозность помодела, что среди верующих стало больше образованных. Но на основании изменения социального состава верующих нельзя говорить об изменении типа верующих. В последние десятилетия в России действи-тельно произошли огромные перемены, которые коснулись и верующих. Но эти изменения не затрагиваютвероучительных и обрядовых характеристик и потому не дают основания утверждать о появлении нового религиозного типа. Вернее говорить не о новом типе верующих как социальной реальности, а о некоторых новых типологических чертах общественно-политического образа современного верующего.

Во многих социологических работах осмысливается прежде всего измене-ние официального отношения к верующим. Если раньше социальная значи-мость религиозной веры занижалась, то теперь она оценивается весьма высоко. Если раньше верующий считался маргинальной личностью, то сегодня вера рассматривается как признак личной культуры человека. И социологи фиксируют именно это изменение. Но говорить в связи с этим о формировании нового религиозного типа как социо-культурной реальности неоправдано. Называя большинство верующих «новыми» и акцентируя массовый характер религиозной новизны, российские ученые лишь способствуют изменению в общественном мнении стереотипа верующих.

3.3 Новые верующие и старые церкви

Современные верующие отличаются от традиционных тем, что они не прилагают усилий для регулярного посещения церкви, плохо знают молитвы и церковное учение. Их вера поверхностна, несерьезна и номинальна. Даже если со временем некоторые из номинальных верующих перейдут в группу традиционных, это не повлечет изменений в религиозной ситуации, опре-деляемой специалистами как «триумф неопределенности»

Обращает на себя внимание следующее наблюдение: оказывается, неко-торые верующие в церковь вообще не ходят, а вот некоторые неверующие, напротив, ходят. Исследователи утверждают, что в смысле твердости убеждений большой разницы между «верующими», «неверующими», и «колеблющимися» нет. Все они одинаково безразличны к «абсолютным вопросам бытия». Но тогда любой россиянин может быть назван «новым верующим». Триумф неопределенности характеризует не мировоззрение россиян, а скорее понятия, используемые в данном исследовании.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.