реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Религии мира. Буддизм. Ислам. Новые секты

реферат
p align="left">Вооруженная борьба двух городов через 8 лет закончилась победой мединцев, во главе которых стоял Мухаммед, проявивший себя талантливым полководцем, оратором и политиком. Он был уверен, что его устами говорит сам Аллах, и поэтому каждый мусульманин должен беспрекословно следовать его указаниям. Очищенная от языческих идолов Кааба (т.е. “куб” -- квадратное в плане строение, в фундаменте которого заложен чёрный метеорит) была превращёна в храм-мечеть единого бога Аллаха и стал центром паломничества для правоверных мусульман всего мира.

Вокруг Мекки и Медины стало строиться арабо-мусульманское государство. Его размеры увеличивались ураганными темпами. Уже под властью династии Омейядов (661-750) эта империя -- Арабский Халифат включила в себя Месопотамию, Сирию и Палестину, Иран, Египет, Северную Африку, Пиренейский полуостров, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Армению, Азербайджан, часть Грузии. Глобальная агрессия арабов с трудом были остановлены на пороге Восточной и Западной Европы после нескольких веков ожесточённых сражений воинов ислама с европейским рыцарством, греками-византийцами, тюрками-хазарами и другими народами. Военно-политические и социально-экономически успехи арабов во многом объяснялись эффективностью ислама как идеологии их внутренней жизни и борьбы с соседями.

Первым словом, с которым Аллах обратился к Мухаммеду через пророка Гавриила-Джабраила, было: Внимай! Имеется в виду, что Аллах постепенно продиктовал Мухаммеду свои поучения (за 10 лет в Мекке и 10 лет в Медине). Пророк точно запомнил прочитанное ему Богом и повторил людям. В этом отличие Корана от Библии, чьи книги писались людьми, избранными для этого Богом, т.е. как бы в соавторстве с ним.

Мухаммед не был обучен грамоте, свои поучения он произносил наизусть. Лет через 20 после кончины Мухаммеда его богословские высказывания, проповеди были собраны воедино и записаны (со слов первых сподвижников пророка, некоторые из которых служили профессиональными исполнителями священных текстов). Получившийся сводный текст назван Кораном (по-арабски -- “то, что произносят вслух, читают наизусть”). Каноническую версию Корана создали по приказу третьего халифа Османа (644-656). Он же, как видно, распорядился уничтожить все остальные варианты Корана. Священная книга мусульман состоит из 114 глав (сур, т.е. “важнейших разрядов”), каждая из которых делится на стихи (аяты, т.е. “знамения, чудеса”). Суры расположены по размеру -- от наибольших к самым кратким, в несколько строк (хотя те и другие изречения обнародовались Мухаммедом в разные периоды его жизни -- сначала самые лаконичные, затем всё более пространные). Почти весь Коран написан ритмической прозой. Каждая сура имеет (условное) название (например, “Корова”, “Свет”, “Ангелы”, “Звезда” и т.д. -- по самой яркой её фразе или теме). Все суры (кроме девятой) начинаются формулой: “Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!” С этой фразой мусульманин начинает любое важное дело.

Попозже самого Корана были записаны хадисы -- рассказы знавших Мухаммеда и его сподвижников лично людей об их поступках и высказываниях. Сборники таких рассказов именуются сунна. Поскольку пророк нередко высказывался довольно туманно, потребовалось составить подробные толкования Корана (тафсир). На основе Корана и хадисов мусульманские богословы разработали шариат (по-арабски “правильный путь”) -- свод принципов мышления и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина. Согласно сурам Корана регламентируется жизнь правоверного мусульманина (пищевые запреты, количество жён, отношения в семье, правила наследования имущества, торговых сделок, раздела военной добычи, внесения и распределения налогов, отношения к другим религиям и т.д.). Здесь же определены самые тяжелые грехи -- ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность, воровство. Таким образом, в отличие от остальных религий, в исламе нет разделения общества, церкви и государства. Здесь и церковью, и частью государства является сама мусульманская община-умма.

Священное писание любой крупной религии противоречиво. Не составляет исключения и Коран: одни его стихи противоречат другим. Это связано с тем, что менялось положение Мухаммеда -- сначала его мало кто признавал, ему угрожали; затем он завоевал беспрекословный авторитет соотечественников. Кроме того, сложностью отличаются темы отдельных частей Корана. Поэтому им с успехом пользуются как мирные мусульмане, так и исламские террористы.

Ещё более гибкой логикой отличаются сборники хадисов. 6 наиболее авторитетных из них составлены в IX в. Вот пример оттуда одной из речей Мухаммеда: “Люби бедных; всегда обращай внимание на тех, которые стоят ниже тебя, и не обращай внимания на тех, кто стоит выше тебя; не проси никогда ничего ни у кого; храни верность родственникам, хотя бы они и причиняли тебе горе; говори всегда правду, как бы она ни была горька; не позволяй совращать себя оскорблениями с пути Божьего”. В хадисы включены также многие пригодившиеся арабам идеи соседних с ними и покорённых ими народов (вплоть до мнений античных философов, христианских молитв, идей иудаизма, зороастризма и прочих учений древности и сред-невековья). При этом ярко проявились особая любознательность арабов и их склонность к путешествиям в чужие страны.

При всей пестроте своих источников, ислам отличается внутренним единством. Его исходная формула -- Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед -- пророк его. В этом высказывании подчёркивается две исходных и важнейших идеи -- единобожия и пророческой миссии Мухаммеда. Главный долг каждого мусульманина -- подтверждать это. 112-я сура Корана гласит: Скажи: Он -- Бог -- один / Бог крепкий; / не родил и не был рождён, / и не был Ему равным ни один! Аллах одновременно и грозный, и милостивый для людей; он непостижим для них и одновременно постоянно являет себя им через разные знамения. Сотворив весь мир, Аллах управляет им, сообщив людям свою волю через своего пророка -- Мухаммеда. Благочестивый мусульманин обязан как можно чаще упоминать Аллаха по его многочисленным (99) именам (милостивый, милосердный, верный и т.п.). Согласно исламу, всё происходящее в мире, как добро, так и зло, а также все поступки людей обусловлены волей Всевышнего.

Предшественниками Мухаммеда, тоже пророками признаются основоположники иудаизма (библейские пророки Авраам-Ибрахим, Моисей-Муса, Давид-Дауд и др.) и христианства (Иисус-Иса). Своё происхождение арабский народ возводит к старшему сыну пророка Авраама -- Исмаилу. Согласившись с этим, Мухаммед утверждал, будто именно ими воздвигнуты стены Каабы. Мусульмане признают священное происхождение Ветхого и Нового Заветов Библии, однако считают, что иудеи и христиане в Торе и Евангелии исказили божественный закон. Тем не менее, именно у них ислам заимствовал представления о загробном мире, страшном суде, рае и аде, ангелах и демонах, а главное, -- об абсолютном всесилии единого Бога. Поскольку люди забывали или искажали поучения его пророков, милостивый Бог послал им последнего -- Мухаммеда (тот поэтому именуется в исламе печатью пророков). Язык Корана, а значит для мусульманина, и Бога, -- только арабский. Слушать или читать Коран по-арабски для мусульман означает внимать самому Аллаху. Переводы Корана на другие языки считаются ими лишь популярными истолкованиями его текста. Богослужения в любой мусульманской стране ведутся только на арабском.

Таким образом, ислам возник как своеобразный синтез иудаизма, христианства и аравийского язычества. Мухаммед творчески переработал их содержание и применил к социально-политическим условиям и задачам своего народа. Не договорившись о союзе с иудейской и христианскими общинами Медины, пророк в своих проповедях от идеи веротерпимости (“нет принуждения в религии”) перешел к идее безусловного преимущества ислама над прочими вариантами единобожия. Общим днем молитвы мусульман становится пятница -- в противовес иудейской субботе и христианскому воскресенью.

Мусульманское вероучение базируется на пяти основных принципах. Первый назывался выше. Это вера в единого Бога и пророческий дар Мухаммеда (шихада -- “свидетельство”). Произнося главную формулу -- “Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед -- посланник его”, мусульманин отличает себя от людей других вероисповеданий. В сражении это изречение (или его краткий эвивалент: Аллах акбар! -- “Аллах велик!”) служит боевым кличем. Погибший с таким возгласом на устах воин признаётся шахидом, становится мучеником за веру, которому уготовано райское блаженство. Произнесения шихады в присутствии двух взрослых мусульман-свидетелей (мужчин) достаточно для принятия ислама.

Остальные четыре идейных столпа ислама следующие:

обязательная 5 раз в день, в строго определённое время молитва (намаз); его совершают на рассвете, около полудня, перед вечером, перед закатом и с наступлением ночи; кроме этих 5 обязательных может быть совершено любое число добровольных молитв; молитва сопровождается очищением верующего, внутренним (настрой на покаяние и искупление) и внешним (водой, а если её нет, то песком, камнем) омовением; молитвенный ритуал ракат включает в себя цикл молитвенных поз (стоя, в поясном поклоне, на коленях, сидя на пятках) и движений, которые сопровождаются произнесением молитвенных формул; последовательность этих движений и формул возводится к Мухаммеду и с тех пор не меняется; молиться можно как индивидуально, так и коллективно; полуденную молитву в пятницу рекомендуется совершать в мечети;

периодический (в течение месяца рамадан по лунному календарю) пост (ураза); он состоит в полном воздержании в светлое время суток от любой еды, питья, курения, исполнения супружеских обязанностей, т.е. от всего того, что отвлекает от благочестивого настроения; с наступлением ночи эти запреты снимается, однако рекомендуется и тогда проводить время не только во сне, но и за чтением Корана, раздумьями, беседами, раздачей милостыни и совершением других добрых дел;

налог в пользу бедных и немощных членов мусульманской общины (закят); его выплачивают состоятельные мусульмане; кроме нищих, сирот, инвалидов, престарелых, странников, из этого же источника финансируются воины за веру;

паломничество в Мекку (хадж) ко храму Каабы; его обязан совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, если позволят здоровье и финансы; кульминацией паломничества является стояние у горы Арафат (как бы непосредственно перед ликом Аллаха) и обход Каабы; совершивший паломничество получает звание хаджи и право носить зелёную чалму; массовый сбор паломников в Мекку символизирует единство мусульманской общины всего мира, независимо от национальных и прочих различий верующих в Аллаха.

Дом пророка в Медине стал первой мусульманской церковью -- мечетью. Здесь были выработаны основные обряды ислама (форма молитвы, порядок поста, ритуал восходящего к язычеству праздника жертвоприношения -- курбан-байрам). Этот главный праздник мусульман начинается после завершения паломничества и длится три дня. В память о жертвоприношении Авраама, паломники забивают тогда домашний скот (барана, верблюда, быка); две трети мяса принято раздаривать неимущим.

Также три дня длится второй по значению мусульманский праздник -- ураза-байрам. Он отмечается после поста в месяце рамадан и состоит в разговлении -- обильной праздничной трапезе, после общей молитвы. Как писал Киплинг:

Опустили руки мы как мудрецы

В коричневый соус жирной овцы

И кто не ел из того котла --

Не умеет добра отличить от зла…

В дни своих праздников мусульмане надевают парадные одежды, посещают могилы предков и родственников, наносят визиты родным и друзьям, дарят им подарки.

Несколько поколений исламских богословов до мелких деталей регламентировали повседневную и общественную жизнь мусульман. Ни одна другая религия так глубоко не проникает в политику, экономику, право, частную жизнь, как ислам. Первые преемники Мухаммеда -- халифы (заместители) Абу Бакр, Омар, Осман, как и он, сочетали в своих руках высшую светскую и религиозную власть. Однако уже при четвертом халифе -- Али в мусульманском государстве (халифате) возникли крупные разногласия по поводу порядка передачи и раздела власти. В результате ислам раскололся на три главных направления: суннитов, шиитов и хариджитов.

Сунниты (их теперь до 90 % всех мусульман мира) отдают власть в государстве халифу, избираемому всей мусульманской общиной (часть хадисов, касающихся халифа Али, они отрицают). У суннитов нет церкви и священнослужителей в нашем (христианском) понимании этих институтов; суннитские богословы, в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по вопросам религиозной и общественной жизни, их роль сводится к толкованию текста Корана и поучению верующих с его помощью. А шииты считают законной передачу власти в исламском государстве лишь по наследству потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али. Для суннитов глава мусульманской общины -- имам (“стоящий впереди”, на молитве, прежде всего) выступает лишь руководителем молитвы. Его функции может выполнять любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран. А в глазах шиитов он воплощает в себе божественную благодать, передающуюся от одного потомка Али к другому. Поэтому для шиитов власть имама имеет божественное происхождение и не зависит от желания людей.

Шиизм, в отличие от суннизма, не представляет собой единого движения, но расколот на многие течения и секты (имамитов, исмаилитов, друзов, алавитов и многие другие). Истинного имама -- вождя всех мусульман они усматривают в разных деятелях этой религии из разных поколений потомков пророка. Сейчас для большинства шиитов зримого имама нет, а представителями временно скрытого имама считаются главные авторитеты ислама -- аятоллы. Они имеют право отдавать приказы по самым важным вопросам не только религиозной, но и общественной жизни тех стран, где господствует шиизм (например, в Иране).

Кроме суннитов и шиитов разных толков, в исламе существуют и появляются ещё более жесткие варианты вероисповедания и культа. Это упомянутые выше хариджиты (“повстанцы”) -- первая секта в исламе, добивавшаяся (сугубо террористическими методами) демократизации власти в Халифате при пророке Али. Затем прославились мистики суфии, проповедующие строгий аскетизм -- отказ от всех земных благ, доходящие до экстаза молитвы и прочие ритуальные телодвижения (зикр).

Печальную известность получил в последнее время также ваххабизм, настаивающий на немедленном начале войны против представителей других религий (джихад, газават). Осноположником этой секты в конце XVIII в. стал Мухаммед ибн Абд-аль Ваххаб, проповедоваший среди аравийских бедуинов строгое восстановление “чистоты первоначального ислама”. С тех пор ваххабиты особо беспощадно искореняют в своей среде показную роскошь, алкоголь и наркотики, пение и танцы, прочие развлечения. На самом деле, изначально и до сих пор идеи этой секты служили прикрытием для передела власти в отдельных районах мусульманского мира, для нападения с той же целью на соседние страны. Последнее по времени государство, где победили ваххабиты, -- Саудовская Аравия. Именно представители ваххабитов возглавили войну чеченцев за отделение Кавказа от России; они же придали этой борьбе террористические формы (захваты заложников и превращение их в рабов, взрывы жилых домов, угоны самолетов и пароходов с мирными жителями, т.п.). Свои фанатики были и есть в истории любой крупной религии, но именно в исламе они сохранились в большом числе до наших дней. Однако эти террористы представляют не весь ислам, а только его фундаменталистскую (т.е. доведенную до крайности, нежелающую меняться в мирную сторону) часть. Многие представители международного терроризма находят убежище и поддержку в странах наиболее фундаментального ислама (Ливии, Иране, Палестине, Афганистане). Террористы, прикрывающиеся Кораном, опасны в первую очередь настоящим мусульманам, поскольку создают им невыносимые условия жизни, навлекают на них вражду соседних стран и народов. Скажем, афганские талибы (“студенты” медресе-школ при мечетях) -- солдаты, завербованные, обученные и вооруженные Пакистаном, захватили почти всю страну и устанавливают там варварский образ жизни (запрещены радио и телевидение, игры вроде шахмат; женщины не имеют права работать вне дома, появляться на улице без закрывающей лицо чадры, сопровождения мужчин-родственников и т.п.). По приказу имамов движения Талибан разрушались ценнейшие памятники буддизма других религий на территории Афганистана. Всё это безумие закончилось вторжением армии США и насильственным свержением талибского режима.

С искажённым фундаменталистами исламом предстоит долгая и трудная борьба. Борьбе с терроризмом в мусульманской оболочке должны помогать мирные трактовки ислама, призывающие творить людям добро.

Литература

1. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. 4-е изд. СПб., 2003.

2. Бонград-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

3. Далай-Лама. Буддийская практика. Путь к жизни, полный смысла. Киев-М., 2003.

4. Игнатович А. Школа Натирэн. Трактаты. М., 2002.

5. Игнатьев И.П. Как стать буддой. Л., 1991.

6. Книга самурая / Пер. с япон. СПб., 1998.

7. Сато Х. Самураи. История и легенды / Пер. с япон. СПб., 2003.

8. Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования / Пер. с япон. СПб., 1998.

9. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002.

10. Ягю Мунэнори, Хейхо Кадэн Сё. Переходящая в роду книга об искусстве меча / Пер. с япон. СПб., 1998.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.