реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Проблемы сексуальных отношений и планирования семьи в религиозных обществах

реферат
p align="center">1.6 Протестантизм

Протестантизм как отдельная ветвь христианства возникла в XVII в., когда Мартин Лютер и его последователи откололись от католической церкви. Лютер отверг многие элементы католицизма, так как полагал, что спасение легко доступно для грешника и не зависит от праведности людей. Он описывал этот процесс как «спасение через веру». Поэтому самым заметным изменением позиций по вопросам пола явилось то, что Лютер не признавал безбрачия как пути в рай. Он поощрял вступление пасторов и монахинь в брак, считая, что эти люди не наделены особыми божественными полномочиями, что нет никакого религиозного смысла в стремлении отдельного человека к особенной святости и что секс - естественный элемент человеческой жизни.

В других отношениях протестантская реформация сохранила традиционные христианские взгляды по вопросам секса. Супружеская измена, мастурбация и гомосексуальные действия по-прежнему считались греховными, а брак рассматривался как пожизненное обязательство. Полагали, что эти нормы необходимы для обуздания греха и беззакония, но их соблюдение не рассматривалось как путь к спасению души. Жан Кальвин (1509-1564) создал еще одно направление, согласно которому упорядоченное развитие общественной жизни, включая половые отношения, служило прославлению Бога в благодарность за дарованную возможность спасения.

Индивидуализм в идеях Лютера и Кальвина послужил основой для формирования ряда направлений внутри протестантизма. В протестантизме обычно различают консервативные, умеренные и либеральные направления. К консервативной группе принадлежат фундаменталисты, которые считают, что истинный христианин должен строго придерживаться определенного набора фундаментальных (по их мнению) положений библейского учения. К этой группе относятся и евангелисты, хотя они требуют такой же степени приверженности определенному комплексу верований. Позиции таких групп по вопросам пола -- неприятие абортов и добрачного секса, скептицизм в отношении контрацепции, резко отрицательное отношение к разводу, осуждение гомосексуализма -- мало чем отличаются от позиций католической церкви. Что касается умеренного протестантизма, то он придает большое значение христианскому воспитанию, при котором детей учат быть христианами и чувствовать ценность веры в Христа. В области секса воззрения членов этой группы могут несколько различаться. Обычно умеренные протестанты не отвергают абортов, не склонны однозначно осуждать добрачные половые связи, признают полезность контрацепции для общества и отдельных людей, полагают, что развод часто бывает меньшим злом, чем тяготы неудачного брака, и более терпимо относятся к гомосексуализму [4. с 432-438].

Протестанты-либералы видят в христианской религии такой взгляд на мир и человеческую жизнь, который опирается на разум и исторические традиции веры. Они не считают Библию непогрешимым источником истины, а рассматривают ее как плод человеческих усилий найти смысл жизни. Поэтому либералам может быть доступно совершенно новое понимание многих вопросов, связанных с сексом.

Некоторые группы протестантов полностью придерживаются в этой области традиционных взглядов. Например, Свидетели Иеговы стремятся буквально следовать Библии и находить в ней все правила сексуального поведения. Противоположную крайнюю позицию занимает Унитарно-универсалистская ассоциация -- она утверждает гуманистические ценности и уважает религиозные традиции лишь в той мере, в какой они способствуют всесторонней самореализации человека. По мнению этой группы, подходы к вопросам секса должны непрерывно пересматриваться в свете новых знаний и современного жизненного опыта.

Лишь очень немногие ветви протестантизма могут быть четко определены как консервативные, умеренные или либеральные. Есть консервативные и либеральные просвитериане, консервативные и либеральные квакеры. Некоторые баптисты-фундаменталисты объединились в движении против абортов с римской католической церковью, а некоторые баптисты-либералы находятся в первых рядах борцов за права гомосексуалистов. Обе группы считают, что их позиции в области секса имеют корни в истории их веры, и, тем не менее, эти позиции противоположны.

В результате борьбы за пересмотр моральных ценностей многие видные протестанты были вовлечены в полемику по вопросам секса; другие протестанты реагируют лишь тем, что постепенно, мало-помалу становятся более открытыми для новых идей. Никто сейчас не может предсказать исхода всех столкновений и перемен, и только одно несомненно: расхождения во взглядах будут продолжаться еще десятки лет.

2.Религия и секс в перспективе

Многие люди, считающие себя религиозными, нередко сталкиваются с тем, что в вопросах, связанных с сексом, они принимают решения, противоречащие требованиям веры. Такие внутренние конфликты, несомненно, возникали и в прошлые века, но сегодня эта проблема стала особенно актуальной из-за изменений взглядов на различные формы сексуального поведения.

Это «перетягивание каната» между традиционными представлениями и современными взглядами оказывает на людей многообразное воздействие. Некоторые искренне верующие испытывают сильное чувство вины из-за своих проявлений сексуальной активности. Другие вначале добросовестно стремятся следовать своей конфессиональной ориентации, но, в конце концов, решают, что требования религии в отношении секса сильно устарели; тогда эти люди начинают их полностью игнорировать или же совсем перестают участвовать в организованной религиозной деятельности. Но есть также немало людей, которых догматы их веры вполне устраивают, так что они готовы их поддерживать и в теории, и в жизни.

Например, в современной католической церкви существует движение, выступающее за то, чтобы священникам и монахам дозволялось нарушать обет безбрачия. В каждой конфессии есть духовные лица, проявляющие гибкость и находчивость в своих советах прихожанам, когда те обращаются к ним по вопросам, связанным с сексом; эти пастыри склонны учитывать все важные аспекты (религиозные, социальные, психологические и т.д.) каждой конкретной ситуации. В среде американского духовенства вообще широко обсуждается мысль о необходимости избегать «навечно замороженных» суждений о нравственности или безнравственности тех или иных форм сексуального поведения: желателен диалог по этим вопросам. Многообразие взглядов на секс не ограничивается тем, что мы можем найти в иудео-христианской религиозной традиции. Все известные религии включают учения, касающиеся этики сексуальных отношений, хотя в некоторых случаях провозглашаемые нормы покажутся совершенно чуждыми большинству представителей западных культур.

Ислам был третьей из важнейших религий, зародившихся наряду с иудаизмом и христианством на Ближнем Востоке. Его первыми приверженцами были арабы, однако впоследствии ислам распространился среди многих неарабских народов мира. Мухаммед (Магомет), основавший исламскую религию в VI в. н.э., повлиял на позицию своих последователей в вопросах пола, как своей жизнью, так и своим учением, изложенным в Коране (священной книге мусульман). У Мухаммеда было несколько жен и наложниц, и ислам весьма одобрительно относится к большинству проявлений секса. Безбрачие не поощряется; мужчины могут иметь до четырех жен, и секс рассматривается как дар, полученный от Бога. Хотя измена мужу может быть наказана смертью (что до сих пор случается в таких странах, как Саудовская Аравия и Иран), по другим вопросам брака и секса ислам занимает довольно терпимую позицию. Пример такого отношения -- институт временного брака. Разрешается также развод, но с соблюдением ряда детальных предписаний. Несмотря на подобную терпимость, исламские обычаи, на взгляд Запада, явно дискриминируют женщин. Например, в мусульманских странах (кроме Египта и Турции) женщины в публичных местах должны носить чадру; все еще существуют гаремы; в некоторых сектах до сих пор практикуется удаление клитора и иные операции на женских гениталиях.

В индуизме -- древнейшей из индийских религий -- проявления сексуальности рассматриваются как одна из форм духовной энергии. Поскольку в индуизме представлено много разных подходов к жизни, он включает ряд различных философий, касающихся секса. Например, те, кто выбирает путь Кармы (стремление к удовольствию), проявляют большую открытость и восприимчивость по отношению к сексу [5.5 с 225-230]. Об этом свидетельствует «Кама Сутра» -- книга, написанная одним индуистским духовным лицом в IV в. до н.э., в которой подробно обсуждаются техника поведения и позы во время полового акта. Другие, избравшие путь Дхармы (нравственной жизни) или Мокши (освобождения от непрерывного цикла перевоплощений путем отказа от физических удовольствий и страстей), стремятся к половому воздержанию в определенные периоды своей жизни с целью сосредоточиться на поисках внутреннего знания или покоя. Однако безбрачие не играет в индуизме центральной роли, и большинство индуистских священнослужителей вступают в брак.

Буддизм был основан в Индии в V в. до н.э. Согласно буддистскому учению, важнейшую неотъемлемую часть земной жизни составляет страдание. От мирского страдания избавляет духовное и нравственное самоочищение; поэтому безбрачие весьма желательно. В реальной жизненной практике оно признается обязательным для священнослужителей и поощряется у монахов, однако остальные люди, исповедующие буддизм, обычно вступают в брак и не должны отказываться от сексуальных удовольствий. Интересно, что буддизм, считая проституцию низким родом занятий, не осуждает ее: он исходит из убеждения, что проститутки всего лишь отрабатывают свою «карму», которая определяет их судьбу в следующем перевоплощении.

Рассмотренные здесь три религии во многом отличаются от иудаизма и христианства по своим позициям в области секса, и, тем не менее, ими руководствуются миллионы людей в разных странах мира.

3. Роль этических представлений при решении проблем секса и репродукции

Очевидно, что люди основывают свои решения в области секса не только на религиозных взглядах, но и на множестве иных соображений. Например, некоторые решения определяются главным образом личными вкусами и предпочтениями. Человек может спрашивать себя: «Привлекателен ли данный объект (или акт)? Есть ли у меня настроение? Подходит ли для этого время и место?» и т.п. Такого рода вопросы этически нейтральны, т.е. о нравственном выборе «хорошо или дурно» речь может идти здесь не в большей мере, чем при решении, заказать ли молочный коктейль или стоит ли посмотреть какой-то фильм.

Другие решения, касающиеся секса, определяются личными или социальными ценностями и их относительным приоритетом в наших глазах. Здесь люди могут ставить вопросы типа «правильно ли я поступаю?», «честно ли это?» или «не может ли это показаться обидным партнеру» Это уже этические вопросы, так как они касаются морального качества (правоты или неправоты) совершаемых действий. В отличие от принятия моральных решений, всецело основанных на религии (т.е. на вере), этические решения требуют рационального мышления. Это особенно важно потому, что наиболее трудны те нравственные проблемы, где нужно сделать выбор между «белым» и «черным», и между разными ценностями, вступающими в конфликт. Конечно, есть люди, которые делают свой выбор на смешанной основе веры и разума.

Существуют значительные различия в способах разрешения этических конфликтов. Например, Кинзи и его коллеги нашли, что в 40-х и 50-х гг. нашего века представления людей о «надлежащем» сексуальном поведении обычно зависело от уровня их образования. Люди, окончившие только начальную школу, как правило, считали допустимым те половые акты, которые «естественны»; обычное половое сношение одобрялось, тогда как мастурбация, орально-генитальные контакты и гомосексуальные отношения считались сомнительными или отвергались. В отличие от этого для людей со средним и неполным средним образованием критерием при оценке сексуального поведения обычно служила респектабельность. И, наконец, для получивших образование в колледже чаще всего главным становился в те годы третий критерий -- действительно ли люди любят друг друга. Кинзи пришел к выводу, что уровень образования влиял на этику в области секса сильнее, чем формальная принадлежность к тому или иному вероисповеданию. Позже, когда среднюю школу и колледж стало оканчивать больше людей, чем в 50-е годы, широкое распространение получили три другие позиции в моральной оценке сексуальных отношений. Одни считают нравственными любые формы добровольных сексуальных взаимодействий между взрослыми людьми в условиях уединения; по мнению других, в этой области можно одобрить все, что способствует межличностным отношениям, духовному росту и развитию личности; третьи полагают, что здесь не должно быть абсолютных правил -- решения следует принимать, учитывая все особенности данной ситуации, так называемая «ситуативная этика» [1. с.140 - 170]. Какой бы ни была позиция по отношению к сексу, решения всегда принимаются на основе определенных ценностей. Даже если не используются понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно», все равно часто происходит сходное сопоставление здорового и нездорового, невротического и нормального, свободного и подавленного. В какой мере эти оценки будут этическими, каждый решает сам, исходя из стандартов и ценностей, которых он (или она) придерживается.

3.1 Отношение к средствам контрацепции и абортам

Первые исторические упоминания об абортах относятся к периоду, отстоящему от нас на 4600 лет (Китай). Отношение к абортам могло быть разным -- от суровых наказаний в Ассирии до одобрения у древних греков, однако на протяжении почти всей письменной истории их обычно осуждали из-за риска для здоровья женщины. Вопрос об абортах не становился важной этической проблемой до тех пор, пока современная медицина не обеспечила их относительную безопасность; и только теперь, в последние десятилетия, по этому вопросу разгорелась острая публичная полемика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.