реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные христианские конфессии

реферат
торое принципиальное расхождение связано с властью папы. Его авторитет основан на том, что сам Иисус Христос назначил Петра старшим над апостолами. Прерогативы этого "старшего" и способ выбора его наследников не записаны ни в какой конституции. С точки зрения православных, папа должен был бы пользоваться лишь чисто протокольными привилегиями, в то время как Рим старался взять в свои руки эффективное управление всей церковью. Это различие во взглядах долгое время являлось отражением политического соперничества византийской Империи и ее западных аналогов, однако оно также является следствием двух разных концепций церкви.

"Для всех христиан церковь едина и универсальна: она есть Тело Христово" [8. С.132].

Однако православные считают, что поскольку церковь не ограничена ни во времени, ни в пространстве и является предложенной людям новой жизнью с Христом и во Христе, то организационная структура церкви представляет лишь относительный интерес. Католики же позиционируют папу - главу церкви как викария Христа.

С развитием христианского вероучения, православие стало означать строгое следование догматам и традициям христианской церкви.

Аналогичным образом нет никакой необходимости в формальном провозглашении новых догматов. В то же время как некоторые католические догматы, принятые после разрыва с православием вызывают особую критику со стороны православной церкви. К примеру догмат о непогрешимости папы, ибо он воспринимается как предоставление папе власти, которая может принадлежать лишь Церкви, то есть Христу. "Так же православные критикуют и отвергают догмат Непорочного Зачатия, несмотря на испытываемую ими горячую привязанность к Матери Божьей: согласно православию, этот догмат в действительности поднимает ее над людьми, так как избавляет ее от первородного греха, что однако, по мнению католиков, не снижает ее достоинств святости, так как она сохранила свою свободу выбора" [8. С.133]. Так же православие не принимает католических догматов о непорочном зачатии девы Марии, не признает существование чистилища.

В основе православного вероучения лежит Божественное откровение, которое условно разделяется на два основных источника: Священное Писание и Священное Предание. Писание - это книги Ветхого и Нового Заветов. Предание, с точки зрения христианства, - это Слово Божие, открывающееся в Церкви.

Основы христианского вероучения были сформулированы на Вселенских Соборах, созываемых императорами по просьбе церковных иерархов. Православная церковь признает семь соборов. Римско - католическая церковь не признает решений четвертого из них, но зато признает статус Вселенских еще за четырнадцатью соборами.

Христианство выделяет семь таинств, через которые верующие получают божественную благодать. Среди них: "крещение, миропомазание, причащение, покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящения" [20. С.22]. Целью таинств является преображение духа и плоти, "обожение" человека.

Христианство, как и большинство других религий, заботится не только о живых, но и о тех, кто подступает к порогу смерти или уже перешел его. "Смерть для христианина - лишь временное разлучение души и тела" [20. С.31]. Смерть, согласно христианским представлениям появилась в следствии первородного греха. Христианин верит, что после Страшного суда душа и тело вновь обретут друг друга и настанет новая жизнь, небесная.

По сравнению с католичеством, православие производит впечатление значительно более спокойного отношения как к своей внутренней структуре, так и к расширению своих рядов посредством миссионерской деятельности. Православная иерархия прежде всего занимается исполнением религиозных священнодействий и совершением таинств. Церковная иерархия состоит из диаконов, священников и епископов. Различаются они по степени данной благодати. Священники значительно охотнее посвящают себя литургии и молитве, чем деятельности в миру.

Жизнь Церкви проходит вне времени: религиозные службы, в особенности во время больших праздников, длинны и сложны и апеллируют скорее к чувству и воображению, чем к разуму. В своей литургической жизни православные уделяют особое внимание почитанию Божьей Матери, святым мощам, совершению семи таинств и поклонению иконам, играющим огромную роль в православном культе. Древнейшим христианским символом является крест.

Православные и католики разделяли в точности одни и те же верования в течении тысячелетия, и после своего разделения ни те, ни другие не считают, что им удалось добавить что-либо существенного к учению Иисуса Христа.

1.2 Католичество и протестантизм

Первый акт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных воин. Чувства и создание масс были тогда целиком вскормлены той духовной пищей, которую предлагала им церковь. Иной формы идеологии, кроме религии, феодальное средневековье практически не знало. В силу этого историческое движение, основное содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, неизбежно должно было принять религиозную окраску. Идеи и лозунги, отражавшие социальные и политические интересы, требования и цели антифеодального движения, выражались в форме ересей, направленных против римско-католической церкви. Чтобы массы могли подняться на борьбу против феодального строя, нужно было прежде всего сорвать с него тот ореол святости, которым окружала его католическая церковь. "Надо учитывать, что католическая церковь была не просто одним из феодальных институтов, но своеобразным интернациональным центром феодальной системы, ее высшим синтезом" [4. С.7]. Католическая церковь пыталась покончить с нарождавшейся ересью, которая чаще всего выступала против католицизма с требованием восстановления "истинного христианства". Приверженцев стали называть протестантами. Реформация назревала постепенно, но неотвратимо. В XVI в. выявилось глубокое противоречие между средневековым католицизмом, олицетворявшим собой "феодальное христианство", и обществом, вступившим в пору глубоких преобразований, которые вели от феодализма к капитализму. Так возник протестантизм.

Реформаты, кальвинисты, лютеране, баптисты, методисты, пресвитериане, англикане - названия различных течений того, что обычно называют "протестантизм". Протестантские движения рождались не случайно, они выражали различные формы духовности, дополняющие, а иногда противоречащие друг другу. Поэтому с течением времени произошло наложение различных форм протестантизма. Организационные формы его очень разнообразны - от иерархических структур, напоминающих католическую церковь, до почти полной анархии.

Несмотря на огромное разнообразие церквей и тенденций, протестанты прежде всего являются христианами. Поэтому они разделяют фундаментальные верования, общие для всех христиан.

Протестантизм сохраняет основные догматы христианства, он сохраняет представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца, о его грехопадении, о воплощении Бога в Иисусе Христе и об искупительной жертве сына Божьего, о грядущем предшествии, о блаженстве рая, ожидающем праведников, и муках ада, уготованных грешникам. Но в то же время сама религия рассматривается протестантизмом не столько в качестве таинственного и чудесного установления, обособленно стоящего по отношению ко всей остальной человеческой деятельности жизни вообще, но главным образом как источник и носитель всех человеческих ценностей, в первую очередь нравственных.

Одна из трех главных христианских конфессий (наряду с православием и католичеством). Вероучение протестантизма базируется двумя основоположениями: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Вера воплощается в религиозном отношении к своей жизни, которое проявляется в преданности и послушании богу. Она не сводится к приобщению к таинствам, а выражается в поступках, в действиях. Вера становится образом мыслей человека, определяющим образ его действий. Религиозная ценность отдельных поступков, отдельных действий, включая ритуальные, определяется не самими по себе этими поступками, а тем, чем они вызваны, какими порождены побуждениями. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя.

Идея Бога коренится во внутреннем существовании человека, если она воплощается в том образе мыслей, который определяет образ жизни человека, то с точки зрения возможностей служения господу разница между мирской жизнью и монашеским служением не должна существовать. Следовательно религия не требует от верующего отрешения от мира во имя приобщения к Богу. Бегство от мира было бы бегством, с точки зрения протестантизма, от установленных господом условий человеческой жизни.

"В отличии от католицизма, с его учением о том, что человек может спасти свою душу лишь благодаря посредничеству церкви, наделенной особым правом распределять в мире божественную "благодать", а также благодаря заступничеству "святых" и "добрым делам" верующего, протестантизм придерживается в учении о спасении таких принципов" [4. С.33].

В работе М. Вебера " Протестантская этика и дух капитализма", автор показывает, что протестантизм возвеличивает мирской труд человека, рассматривая его как несение своего креста, как непосредственное служение Богу. Как указывает Вебер, с точки зрения протестантизма, Бог судит о достоинстве христианина по тому, как он выполняет свои профессиональные обязанности. В противовес традиционному христианству, превозносящему монашеский, созерцательный аскетизм.

Лютеранство признает, что человек обретает спасение через веру в милосердие божье, отвергает почитание святых и считает, что сами по себе "добрые дела" без божьей благодати значения не имеют: каждый человек сам находит путь к богу, священник же может быть только советчиком в поисках этого пути. Лютеранская церковь - это общинная церковь под руководством священников-пасторов.

Кальвинизм приписывает спасение исключительно божьей благодати и проповедует учение о предопределении, согласно которому каждый человек изначально предназначен богом для рая или ада. Никакие усилия человека не могут изменить уготованную ему участь. Избранные богом могут определить это по удачливости, главным образом в "деловой сфере" деятельности. В кальвинистской церкви наиболее последовательно проведен демократический принцип организации: общины независимы от каких бы то ни было светских властей, обладают самостоятельностью. Внутри общин жестко регламентируется соблюдение церковных обязанностей.

В отличии от католицизма с его учением о двух источниках веры - "священном писании" и "священном предании", лютеране и кальвинисты признают источником веры лишь одно "священное писание" и "апостольские правила". Каждому верующему предоставляется право по-своему толковать и излагать "слово божье".

"В отличии от католицизма, признающего семь таинств, лютеранство сохраняет только два - крещение и причастие. Последнее они понимают как невидимое присутствие тела и крови Христа в хлебе и вине. Кальвинизм признает из всех таинств только одно - крещение. Причащение же рассматривается как обряд, совершаемый в память о мученической смерти Иисуса Христа, а хлеб и вино - как символы, напоминающие о его искупительной жертве" [4. С.34].

Отвергнув свойственное католицизму резкое разграничение верующих на духовенство и мирян, протестантизм внес существенные изменения в организацию церкви и вообще церковную жизнь и деятельность. Лютеранство представлено национальными церквями, верховенство в которых принадлежит главам соответствующих государств. Церковную иерархию составляют пасторы или епископы, осуществляющие в основном проповеднические и организационные функции. Они не проходят посвящения в сан и не имеют специальных облачений, считается желательным, чтобы пастор состоял в браке. К служению в церкви допускаются женщины. Кальвинизм отверг в принципе подчинение церкви государству и признал каждую общину самостоятельной. Возложив контрольные функции в общине на самих мирян, протестантизм не только не избавил общество от религиозной нетерпимости и проявлений фанатизма, но, наоборот, придал им больший размах и остроту.

1.3 Происхождение и сущность человека

Целью и предметом подлинно христианского богословия всегда был и остается человек в его связи и отношении с Богом.

Как уже было изложено выше, и православие, и католичество, и протестантизм сохраняют основные догматы христианства, прежде всего - представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца.

В книге Бытия сказано: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему". "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле".

Объединяющим фактором трех религиозных конфессий является единство мысли о сотворении Богом человека, о месте человека в этой жизни, его предназначении.

Еще один немаловажный аспект - это вопрос об отношении церкви к такой сфере как экономическая составляющая жизни человека.

"Как только общество достигнет определенного уровня сложности обменов, оно не может обойтись без денег. По своей природе деньги не могут быть ни грязными, ни чистыми: лишь их использование и представление о них связаны с моралью" [8. С.461]. Непреодолимое влечение к деньгам, стремление заработать их все больше и больше трудно совместимы со служением Богу по той причине, что нельзя полностью и одновременно посвятить себя двум различным целям.

Христос никогда не осуждал и не отвергал частную собственность, а говорил о "богатых", коим "трудно войти в Царство Божие". Он имел в виду не размах их имущества, а их внутреннее отношение к богатству: они "надеются на него, служат ему, а не Богу", "собирают себе" земные сокровища и пребывают в них "сердцем" и потому "богатеют не в Боге". Только таких богатых Христос отвергал, остальным же Он заповедовал милосердие и щедрость.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.