p align="center">3. Учение Будды Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин «сансара». Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях. Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра - «колесо жизни» (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание (виджняна); сознание определяет характер нама-рупы - физического и психического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести чувств (аятана) - зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек. Привязанность приводит к хождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение влечёт за собой старость и смерть Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. «Нет уз у тех, у которых нет приятного или неприятного». «Из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх; у того, кто освободился от привязанности, нет печали, откуда возьмётся страх?» «Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если корень его не повреждён и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию». «Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого назову я учителем?» Так сказано в «Дхаммападе». Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной. Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана - это смерть. Неверно. Нирвана - это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа. Буддизм не относится ни к моно-теистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (осно-ванным на вере во многих богов) рели-гиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных су-ществ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены дей-ствию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного -- избавиться от пере-воплощений. Только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину пере-рождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родить-ся в человеческом облике. Только сре-ди людей могут появиться высшие ду-ховные существа: будды -- люди, дос-тигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы -- те, кто откладывает уход в нир-вану ради помощи другим созданиям. Может сложиться представление, что буддам и бодхисаттвам принадлежит в буддизме то же место, которое в других религиях занимают боги или единый Бог. Но это не совсем так. Будды не могут, как боги других религий, создавать мир, управлять стихиями; они, как правило, не могут карать грешников или награждать праведни-ков. Буддизм -- и в этом ещё одно его отличие от других религий -- не при-знает провидения и подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэ-тому в «Дхаммападе» сказано: «Строи-тели каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы сми-ряют самих себя». 4. Дхарма - закон, истина, путь Важнейшим для буддистов является понятие дхармы -- оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, кото-рую он открыл всем существам. «Дхар-ма» буквально означает «опора», то, что поддерживает». Слово «дхарма» оз-начает в буддизме моральную доброде-тель, прежде всего -- это моральные и духовные качества Будды, которым ве-рующие должны подражать. Кроме того, дхармы -- это конечные элемен-ты, на которые, с точки зрения будди-стов, разбивается поток существования. В своей первой речи после Про-светления Будда сравнивает способно-сти разных людей к постижению Дхар-мы с разнообразием лотосов в пруду: «И оглядев мир своим оком Просвет-лённого, Благословенный, преиспол-ненный сочувствия ко всем живым су-ществам, увидел существа, умственный взор которых лишь чуть запорошён пылью, и существа, чей умственный взор покрыт густым слоем пыли; уви-дел существа с острой восприимчиво-стью и с восприимчивостью вялой, су-щества, имеющие благоприятную фор-му, существа, легко поддающиеся вну-шению и трудно поддающиеся внуше-нию, а также увидел существа, пребы-вающие в страхе перед иным миром и в страхе перед грехом. Подобно тому как в пруду, заросшем голубыми лотосами, или в пруду, заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде, выросшие в воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде, выросшие в воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи, рождённые в воде, выросшие в воде, поднявшись над водой, стоят так, что вода их не касается» Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подхо-дить с одной и той же меркой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим по-требуется привести множество примеров, четвёртых придётся учить йоге и т. п. Не существует единого, универ-сального свода буддийского веро-учения, пригодного для всех. Нет уни-версальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложен-ная с учётом индивидуальных особен-ностей каждой группы верующих. По-этому буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изображено на священной диаграмме (мандале) и на красочной картине. Разные цели преследуют и буд-дийские проповеди. Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно -- это под силу лишь самым упорным и одарённым. Для простых людей, не способных на значитель-ные духовные усилия в нынешнем своём состоянии, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях или возрождение на небесах какого-нибудь будды, с помо-щью которого они в дальнейшем до-стигнут нирваны. 5. Четыре благородные истины Проповедь своего учения Будда на-чал с «четырёх благородных истин»: о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий. Обращаясь к ученикам (бхикшу), он говорил: «А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует стра-дание. Рождение -- страдание, ста-рость -- страдание, болезнь -- стра-дание, смерть -- страдание; соеди-нение с тем, что неприятно, -- стра-дание; разъединение с тем, что при-ятно, -- страдание; когда нет возмож-ности достичь желаемого -- это тоже страдание. А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание имеет свою при-чину. Это жажда, ведущая к перерож-дениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трёх видов: жажда чувственных удо-вольствий, жажда перерождений, жажда существования. А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание может быть унич-тожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение от них, освобожде-ние от них, отвращение от них. А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует путь, ведущий к уничтожению страдания». Согласно первой истине, всё су-ществование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страда-нию, поскольку они связаны с «разъ-единением с приятным». Хотя страда-ние универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоя-нием человека, поскольку имеет свою причину -- желание или жажду удо-вольствий, -- которая лежит в основе привязанности людей к существова-нию в этом мире. Такова вторая бла-городная истина. Пессимизм первых двух благо-родных истин преодолевается благо-даря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, по-скольку она порождена самим челове-ком, подвластна его воле и может быть им же и устранена -- чтобы по-ложить конец страданиям и разоча-рованиям, надо прекратить испыты-вать желания. О том, как достичь этого, гово-рит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: "Этот благой восьмеричный путь та-ков: правильные взгляды, правиль-ные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение». Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру поведения (правильные мысль, слово, дей-ствие), культуру медитации (пра-вильные осознание и сосредоточе-ние) и культуру мудрости (правиль-ные взгляды). Культура поведения -- это пять (или десять) основных заповедей (панчашила); не убей, не бери чу-жого, не лги, не пьянствуй, не прелю-бодействуй; а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п. Культура медитации -- это сис-тема упражнений, ведущих к достиже-нию внутреннего умиротворения, от-странённости от мира и обузданию страстей. Культура мудрости -- знание че-тырёх благородных истин. Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный бла-городный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других известных религий -- ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом. Встав на этот путь, можно прий-ти к высшей цели человека -- выхо-ду из круговорота перерождений (сансары), а значит, к прекращению страданий и достижению состояния освобождения -- оно и есть нирвана. Следование только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение. Четыре благородные истины во многом напоминают принципы ле-чения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоров-ления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Буд-ду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих по-следователей Будда призывает посто-янно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на раз-глагольствования о предметах, кото-рых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя от-влечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позво-лить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п. Другими важными положениями учения Будды являются три характе-ристики бытия (трилакшана): стра-дание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а также учение о взаимо-зависимом возникновении всех ве-щей (пратитъя самутпада). В мире нет ничего вечного -- вся-кое существование имеет начало и ко-нец, а раз так, то не может быть и не-изменной души. Человек состоит из пяти скандх: телесного (рупа), ощуще-ний (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается. Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально безличностна. Оно по меньшей мере односторонне. Действительно, восхождение к нирване означает погружение в абсолютно безличное, внутренне нерасчленённое состояние. В этом заключается спасение человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате усилий самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора. Всё определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида, обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих рождений. Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему самому и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок, то по этому признаку этику Будды вполне можно квалифицировать как этику личности. Как полагает Будда, человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, должен победить самого себя как обособленного эмпирического индивида. В этом смысле его можно упрекнуть в том, что он предельно этизирует понятие личности. Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в её практически действенном выражении, как путь спасения. Вопросы её философско-доктринального обоснования он оставляет в стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выражен религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением - одно из трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни; составленный им устав общины основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем. Это предопределило его удивительную пластичность, способность к изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали северный буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и южный буддизм (хинаяна, «малая колесница»). Одновременно происходило обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком виде он дошёл наших дней. Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного мира. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ А.А. Гусейнов. Великие моралисты. Москва 1995г. А.А. Гусейнов. Этика.// Вопросы философии.1999г. №8 3. Основы этических знаний. Уч-к для ВУЗОВ. 4. Этика 5. Энциклопедия. Религии мира. Том 6. Часть первая. М: «Аванта+», 1996г. 6. Словарь по этике. Под ред. Кона. М: 1981г.
Страницы: 1, 2, 3
|