реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Культура Ислама

реферат
p align="left">Социальные функции мечети как главного общественного центра широки: здесь вершилось правосудие, хранилась, как, например, в Египте и Сирии, государственная казна, и перераспределялись в пользу неимущих собранные налоги.

Как отмечает А. Мец, "там всегда можно было найти общество для беседы, по утрам там обсуждались ночные происшествия, там декламировали стихи…" В периоды войн и неприятельских набегов двери мечетей распахивались, спасая женщин, стариков и детей. В мусульманских странах до сих пор мечети покровительствуют благотворительным учреждениям - больницам, приютам, домам призрения.

Крупные мечети всегда становились местом, где получали солидное образование. Каждая более или менее значительная мечеть имела библиотеку, ибо многие халифы, султаны и влиятельные вельможи считали за честь завещать свои книги мечетям.

Первые научные философские дискуссии возникли также в стенах мечетей, ставших в эпоху средневековья крупнейшими университетами, где преподавали не только богословие, но и медицину, математику, астрономию, философию, географию, логику, риторику. Как и христианские европейские соборы, они привлекали лучших ученых, поощряя образованность, науку.

«Ученые - наследники пророков; они оставляют знание как свое наследство; кто наследует его, тот наследует большую удачу» - говорится в хадисе.

А в Священном Коране сказано: «Ужель пред Богом будут наравне: Кто знает - с теми, кто неведущ?»( 39:9).

Шариат строго регламентирует поведение в мечети: расположение верующих по отношению к руководителю молитвы, их одежду, даже тональность разговоров.

Престиж и статус мечети по Шариату очень высок. Даже старую и непригодную к молитве мечеть нельзя продавать, тем более ломать. Если мечеть разрушилась от времени, ее двери и окна можно использовать только для других мечетей или при строительстве новой, но ни в коем случае для строительства жилых домов или учреждений.

Известные мечети востока

К наиболее известным ранним памятникам мусульманской архитектуры относится мечеть Омейядов в Дамаске (705--715 гг.), перестроенная христианская базилика: в высоком зале просторно расставлены колонны с коринфскими капителями. В мечети Ибн-Тулуна в Каире (876-879 гг.) вместо колонн - прямоугольные столбы, соединенные стрельчатыми арками. Арки и карнизы покрывает резной растительный орнамент.

Чудом архитектуры мавританской Испании считается соборная мечеть г. Кордова, заложенная в 785 г. и достроенная в IX и X вв. Открытый двор с фонтаном сравнительно невелик. Зато внутренний объем мечети разделен на множество пространственных фрагментов восемьюстами колоннами, которые попарно соединены подковообразными красно-белыми арками. Зал производит впечатление сказочного леса, где деревья из цветного мрамора, порфира и яшмы освещены тысячью подвесных серебряных лампад.

В Индии XIII в. мусульманская архитектура использовала особенности местной архитектуры: сочетания камней разных пород и цветов; здания возводились на платформе и украшались по углам шлемовидными куполами. Грани минарета Кутб-Минар (Дели, XIII в.) имеют различный профиль на разных ярусах: то острые, то округлые. Еще более нарядный вид придают ему сочетание золотистого и красного песчаника и узорчатые балконы.

Активно разворачивается градостроительство в Индии в период правления Великих Моголов - XVI--XVII вв. Формируется новый монументальный стиль, сочетающий изящество с грандиозностью. Шедевр этого стиля --мавзолей Тадж-Махал (Агра, 1632--1650гг.), всозда-нии которого приняли участие строители разных стран. Кажущееся невесомым здание из белоснежного мрамора как бы застыло в воздухе, отразившись в зеркале воды. Купол и четыре минарета устремляются ввысь, стены, изрезанные арками, потеряли свою массивность.

Эмоциональное воздействие мечетей столь велико, что любой человек, побывавший на Ближнем Востоке, Кавказе, Средней Азии, в Индонезии или Северной Африке, так же, как его далекие предшественники, навсегда сохранит в памяти эти образы Ислама - силуэты минаретов и мелодию азана, в предрассветных сумерках или на заходе солнца уплывающую под открытым небом в бесконечность.

Орнамент в визуальной культуре Ислама

Орнамент как искусство, как знак, как символ существует уже более тысячи лет. Более того, можно утвердительно сказать, что он зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека. В результате своего поступательного развития орнамент стал некой формулой с множеством известных и неизвестных величин, преисполненной глубокого смысла.

Ислам - религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один - найти вид искусства, который бы компенсировал запреты . Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический - гирих, и растительный - ислими. Гирих (перс.) - узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.

Ислими (перс.) - вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться, когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют упругие мелкие сплетения растительных завитков.

Важная часть узора каллиграфическое письмо - это цитаты из Корана или хадисов. Обычно с гирихом сочетается куфический прямоугольный шрифт, а с ислими - закругления более позднего скорописного письма - насх.

Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими - доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в каком-то теплом домашнем образе. Наиболее ярко орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде и росписях посуды.

Для лучшего понимания смысла орнамента мечети следует отметить, что во все времена она была одновременно и местом собраний, и школой-медресе. Если снаружи более используемым был стиль гирих и в соответствие к нему куфический шрифт письма, то во внутренней отделке - ислими и насх. Внутренний орнамент не стремился к удаленности и некой суровости, он должен был не только приближать человека к богобоязненности, но и объединять людей между собой. Милосердие и суровость диалектически соседствуют здесь.

"Строгий" орнамент чаще всего расположен над михрабом (часть стены, имеющая углубление, направленное в сторону Мекки, где становится на молитву имам), и любой мусульманин видит его только во время вставания на молитву, а далее уже ни в процессе самой молитвы, ни во время бесед или занятий он с ней не сталкивается. Но весь другой орнамент - это растительное сплетение, когда на один бесконечный побег приходятся тысячи цветов и бутонов. Причем это не мозаика, в которой легко можно сделать копию предыдущего элемента, это рисунок, в котором каждый последующий цветок хоть и похож на предыдущий, но все же чем-то и отличен от него.

Оригинален орнамент верхней части колонн и внутреннего дворика мечети Пророка в Медине. На крупной штриховке гириха проступает стилизованный контур сложенных в мольбе ладоней. Эффект усиливается контрастом светлых темных тонов. Создается ощущение, что не только люди, но и само здание вместе с ними взывает к Всевышнему.

Наиболее ярко вся символичность и загадочность мусульманского орнамента отразилась в книгах. Тем более что в книгах орнамент обязательно должен был сочетаться со стилем письма, а это диктовало ему своеобразное направление развития, так как именно в орнаментах книг наблюдалась наибольшая символичность.

Едва ли не самым распространенным мотивом является восьмилучевая звезда. Ее происхождение связано с религиозными представлениями. Как известно, Аллах не имеет образа и места, поэтому Его имя пишут буквами.

Арабская надпись "Аллах" включает четыре вертикальных линии, схематически передающих смысл этого слова. Также распространенными орнаментальными мотивами являются пятиугольник (или пятилучевая звезда) символизирующий пять столпов Ислама и шестиугольник (или шестилучевая звезда) символизирующий шесть столпов (веры).

В Исламе священной книгой является Коран. Следовательно, именно он всегда наиболее украшался, в том числе и разнообразными орнаментами. Следует заметить, что в основном орнаментизировались футляр книги и ее первые две страницы.

Ковер и Ислам понятия неразделимые. Это связано с особенностями культуры мусульманина и его молитвы. Ковры, покрывала, коврики для молитв - все это обычно украшено богатыми орнаментальными узорами.

Так в чем же смысл орнаментов ковра? Ковры и покрывала в основном использовали растительные орнаменты, когда на основном однотонном фоне шел пестрый узор из цветов и листьев, причем богатство цвета (иногда до 500-700 оттенков) вполне сочеталось с богатством рисунка и нисколько не контрастировало с ним. Следует заметить, что обычно эти узоры символизируют красоту мира.

Орнамент ковра это не только простая гармония мира чувств и мира вещей, это еще и некая своеобразная установка на будущее. Ковер - это символ, неодушевленный предвестник Рая, надежда на который не покидает даже самую заблудшую душу.

Особое направление в орнаменте ковров наблюдается в создании специальных ковриков для молитвы. На них обычно сочетаются орнаментальные узоры различных направлений.

Также одним из направлений в орнаментальном искусстве является орнамент одежды. И в большинстве случаев это женская одежда. Ведь именно женщина у всех народов - это олицетворение всего самого прекрасного в мире.

Орнамент в одежде в основном представлен в виде вышивки различных стилей и направлений. Орнаментизируется все, что только возможно: платья, накидки, головные уборы, обувь. (Последние два зачастую вышивались и в мужском варианте одежды).

Но смысл орнамента отнюдь не только в украшении, он заложен гораздо глубже. Во-первых, следует заметить одну из особенностей мусульманки - она никогда не станет на людях надевать что-либо вызывающее. Самое драгоценное и прекрасное остается в стенах дома, поэтому европейскому взгляду этот вид искусства остается практически неизвестным. А во-вторых, даже то, что видимо, далеко не всегда истолковывается правильно.

Мусульманки всегда обрамляют края одежды. Холодный голубой фон и серебристые узоры, все больше походящие на кристально-игольчатые снежинки. Некая точка "замерзания" - холод чувств, эмоций и страстей.

Орнаментально подобранная дисгармония с жарким и пламенным югом. Чистый бисерный "ручей", "прохладные капельки росы" и "лед" сменяется утренним пробуждением природы, способностью замереть и заново возродиться. Характерны розово-лиловые переходящие друг в друга тона.

Черные складки одежды контрастируют с красными, золотистыми и серо-бардовыми всполохами орнамента, это какие-то почти нереальные и совершенно немыслимые сочетания, абсолютно нелогичная игра цвета и узора. Совершенно абстрактная на первый взгляд картина, но стоит остановить взгляд, как все ощущение иррациональности исчезает, весь смысл заключается в относительной динамике, постоянном перемещении, взаимопроникновении и взаимоисключении отдельных элементов и деталей платья.

Орнамент - неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в способ постижения мира в символической форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл искусства исламского орнамента и позволяет говорить о его значении.

Каллиграфия

Больших успехов в период "Золотого века" достигла каллиграфия. Письмо в Исламе имеет большое значение, так как первыми созданиями Божьими, появившимися до создания неба и земли, были орудия письма - Перо и Скрижаль. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что тот, кто при помощи пера передает фрагменты из Корана, попадет в Рай.

Художники средневековья прилагали большие усилия для создания новых, более прекрасных форм письма. Знатные меценаты, богатые горожане, ученые соревновались между собой в собирании рукописей и заказывали переписчикам копии. Это влекло за собой развитие ряда прикладных ремесел: расширилось производство бумаги и выделка кожи, а каллиграфия стала подлинным искусством. Книга украшалась не только орнаментальными заставками и красочными миниатюрами: ее должно было украшать само начертание букв.

Особенно славилась древнейшая форма арабского письма - куфи (по названию города Куфа в Ираке). Куфический почерк с прямолинейными и угловатыми буквами на протяжении пяти веков применялся для списков Корана, архитектурных надписей и монет. Впоследствии он уступает место почерку "насхи" (курсив). Оба почерка тяготеют к декоративности и несут в себе определенную символику. Предлагаем вашему вниманию коллекцию каллиграфических миниатюр.

Значение культуры ислама для мировой культуры было неоценимо. Достаточно сказать, что средневековая Европа открывала для себя греческих философов, переводя их работы на латынь с арабского.

В XII-XIII веках, благодаря распространению в Европе бумаги, привезенной арабами, основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейских моделей науки и техники в эпоху средневековья. Запад просыпался не без воздействия культур древнего мира, обобщенных в передовой культуре ислама.

Примечательно, что выдающийся востоковед Конрад называл эпоху расцвета культуры ислама "Восточным Ренессансом" - предшественником Западного Ренессанса. Именно от культуры ислама современная цивилизация получила утонченное восприятие мира.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.