реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Каин и Авель

реферат
b>1.2 Прародители: Адам и Ева

Величественная картина - творение Богом мира и человека.

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет... ". Процесс творения вселенной Богом описан в виде семи "таинственных" дней. В первый день Бог творит свет и отделяет его от тьмы. Во второй день Бог создает небесную твердь, отделяющую воды под ней от вод над ней. В третий день появляется земная суша, ограничивающая господство воды, на суше появляется растительность трех основных видов. В четвертый день - солнце, луну и звезды. В пятый день появляются рыбы, птицы и пресмыкающиеся, а в шестой день - млекопитающие. Всей фауне Бог дает повеление плодиться и размножаться. Это заповедь земного воспроизводства. Животных Библия называет "живой душой". Во "второй половине" шестого творческого дня "сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему... ", И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их... создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Адам - Первый человек. Бог привел к нему всех животных для наречения имен, потому что сознавал, что разумную природу в смертном он сделал самодвижущейся, и испытывал, как наставник ученика, приводя в движение его внутренний навык и заставляя проявить свойственные ему умения. Адам был создан для того, чтобы возделывать и охранять землю (Быт.2, 15).

Слово Адам значит "глина", "земля", "почва". Бог как бы создает Адама из самой сущности творения. В истории Ветхого Завета Адам не является неким завершением всех тварей, которые до него существовали или были созданы. Нет, Бог возвращается к самым основам вещества и из него творит человека, который благодаря этому принадлежит всецело ко всему тварному, к самой последней былинке, к самой малюсенькой песчинке - или к самой лучезарной звезде. Адам создан, призван жить любовью Божией, которая себя ему открывает. И тут, по слову митрополита Московского Филарета, он стоит как бы на хрустальном мосту между двумя безднами. Одна - бездна небытия, откуда его вызвало творческое слово Божие; с другой стороны - над ним ширится, раскрывается до ужаса бездна Божественной жизни. И Адам может пасть, но никогда не сможет вернуться к небытию, - он будет как бы бесконечно падать; либо наоборот, может открыться, рискнуть тем, что уже есть, для того, чтобы приобрести все, что ему может дать Бог.

За грехопадение Бог не "выслал" его из рая на время, как того, кто еще не властно захвачен пороком, но "изгнал" навсегда, - ведь Адам теперь есть ум, заболевший неисцелимой болезнью.

Ева - ее имя указывает на ощущение, которое Бог дал уму-Адаму, "вылепил из ребра", когда захотел наделить его способностью постигать не только бестелесное, но и твердые тела, и оно, как только возникло, через каждую свою частицу, словно через некие глазки, стало вливать в ум весь окружающий свет и, рассеяв мглу, позволило ему увидеть природу тел отчетливо и предельно ясно.

Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей.

В Ветхом Завете сказано, что после грехопадения они друг на друга посмотрели и устыдились своей наготы. Наготы своей можно устыдиться, только если чужие глаза на тебя смотрят. Когда ты один, ты не стыдишься своей наготы. А здесь вдруг случилось что-то очень страшное. Вместо того чтобы видеть друг друга в полной славе, они вдруг увидели друг в друге - другого, чужого, иного, и их двоица разбилась. И вот то, что было двоицей, стало теперь двумя особями, - не двумя лицами, которые именно как лица глядят и видят друг друга, а особями, которые обособлены друг от друга. В этом заключается и падение, и расторжение чуда взаимной любви, чуда видения друг в друге совершенной красоты, которую Бог вложил в каждого из них. Но сразу после грехопадения они познают свое падшее состояние, в котором они оказались, ослушавшись Бога, как зло. И в силу этого утраченное ими и недоступное теперь райское состояние осознается ими как добро.

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт.3.7,8). Познав зло, Адам и Ева познали стыд. Чувство стыда обличает их в том, что они совершили нечто не должное, не доброе. Они почувствовали, что сделались иными - не такими, какими они должны быть. Отныне они познают свое состояние, свое бытие в противопоставленности идеальному должному состоянию и бытию. И поскольку они ему не соответствуют, они, стыдясь быть такими, какими они стали, прикрывают друг от друга и от себя самих свою наготу смоковными листьями и скрываются от зовущего их к Себе Творца за райскими деревьями. Познание добра и зла ответственно за то, что свобода порабощена этическим долженствованием, "категорическим императивом". В крайнем случае, если и осталась какая-то свобода, то это только свобода выбирать между добром и злом, которые неподвластны человеку. Свобода оказывается выброшенной "по ту сторону добра и зла". Она осталась там, в Эдеме, где человеку была дана власть вовсе не вызывать зло к бытию. Там, где Творец всего сущего сотворил все "добро зело".

Отныне путь познания проходит там, где человек обречен мыслить и ощущать себя и мир в категориях противопоставленности, оппозиционности добра и зла. В категориях противоречия, борьбы, выбора, антитезы: добро и зло, Бог и диавол, рай и ад, да и нет. Цельное человеческое познание дало трещину и обрекло человека, утратившего способность пребывать над противоположными полюсами бытия, то есть пребывать в Боге, на колеблющуюся двойственность существования, зыблющуюся двусмысленность состояния.

Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой. Преступив запрет Господа, Адам и Ева стали грешниками. С этих пор человек низвергнут в пучину противостояний, противоречий, противоборств и обременен этой "противопоставленностью... как постоянно повторяющейся редукцией к состоянию “нет” и его безнадежной перспективе".

Начались первые труды обыденной суровой жизни, и здесь же явилось первое поколение "рожденных" людей. "Адам познал жену свою Еву, и она зачала и родила сына, которому дала имя Каин, что значит: приобрела я человека от Господа". При первом рождении Ева переживала совершенно новые, неизвестные ей состояния - беременность и болезненность родов. Последствием их явилось новое, дорогое для неё существо, которое привело ее в восторг, выразившийся в самом его наименовании, в котором, очевидно, выражается память об обетовании Божием касательно Семени жены. Но она жестоко ошиблась, предполагая в своем первом сыне начало избавления от постигшей ее кары: в нем явилось для неё лишь начало новых, неизвестных еще ей страданий и горя. Впрочем, Ева скоро сама поняла, что она слишком рано стала лелеять себя надеждой на исполнение обетования, и потому, когда родился у неё второй сын, она назвала его Авелем, что значит призрак, пар.

Теперь уже первые люди не одни: образовалось семейство, а вместе с ним стали вырабатываться и новые отношения. С приращением семейства увеличились потребности, для удовлетворения которых понадобился усиленный труд. Уже с первых дней нового положения, в которое люди поставлены были грехопадением, потребности оказались разнообразными: требовалось добывать пищу и одеяние. Соответственно этому произошло у первых людей и разделение труда: первый сын Каин стал обрабатывать землю, для удовлетворения первой потребности питания, а второй - Авель стал заниматься скотоводством, для добывания молока, а также и шерсти, и шкур. Выбор рода труда и занятий первых братьев, конечно, зависел от различия их характеров и склонностей.

2. Каин и Авель

Первого сына Адам и Ева назвали Каином, а второго - Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.

2.1 Каин

Первым человеком, зачатым и рожденным от прародителей, был Каин - первый человекоубийца на земле.

КАИН - родив его, Ева сказала "приобрел я человека от Господа", ведь Каин - проклятый братоубийца, приобретение, которое не стоило и приобретать: само имя "Каин" значит „приобретение", потому что Каин - тот образ мысли, который исполнен глупости, а вернее, нечестия; ведь вместо того, чтобы счесть все вещи собственностью Бога, он решил, что они принадлежат лично ему. Слова Ветхого Завета "и еще родила брата его, Авеля" означают, что Каин некоторым образом отнялся. Его имя значит „обладание", и они с Авелем, „возводящим все к Богу" олицетворяют две несовместимые и враждебные друг другу точки зрения; хотя обеих вынашивает одна мать - душа, но едва они появятся на свет, их нужно разлучить, ибо враги не могут сосуществовать ни одного мгновения.

Занятие Каина названо после занятия Авеля, потому что порок старше добродетели, но в значимости и достоинстве уступает ей; земледелие Каина означает, что он отдает все лучшее себе самому и своему уму. Его себялюбие сказалось в том, что дар Господу он принес только "спустя несколько времени" и только "от плодов".

Здесь можно отметить, что Каин, рожденный после грехопадения, родился в этот мир как следствие и мутация греха.

Если первый человек Адам был сотворен "по образу Божию", то Каин был рожден по подобию Адама. Как и в Послании сказано: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили". Мутации греха через кровь наших прародителей вошли в каждого из нас от начала нашего индивидуального бытия. Каин и Авель родились в этот мир, наделенные ужасной греховной мутацией сознания.

Имя "Каин" происходит от древнееврейского глагола "канна" ("приобретать") с дословного перевода - "приобрела я". Ева, родив Каина, восклицает именно эти слова: "приобрела я…".

Каин - полная противоположность своему брату Авелю. Его имя также означает "металлическое копье". Он оберегает, охраняет свое добро, он же строит и первый город - крепость для своего сына. Его назначение - не жертвовать, а собирать и даже отбирать… Земледелец уже при жизни поглощен интересами, связанными с прахом, в который он должен будет и возвратиться. Сказано: "в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт.3, 19). Здесь для Каина земледелие есть не только "память смертная" как ожидание суда, но, прежде всего, направленность к материальному, заземленному, не способному подняться над повседневностью. Пот тела для него важнее жертвенной крови; он настоящий "аммей ха-арец" (человек земли, простолюдин).

Каин приносит жертву "от плодов земли дар Господу". Эта характеристика его священнодействия слишком лаконична. В ней мы видим некую незавершенность и срезанность. Он слишком зависим от своих занятий не может возвысится над ними.

Каин не считает себя грешником, и это есть начало его конца. Зависимость его от земли подпитывала и развивала его полуязыческие суеверия и представления. Поэтому сказано далее: "а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его" (Быт.4,5).

Что означают слова: "призрел" и "не призрел"? Древние истолковывали их так: в случае с Авелем - снисхождение небесного, благодатного огня на жертву; в случае с Каином - он так и не смог разжечь жертвенный костер.

Просчет Каина стал очевидным и для него самого, и он "сильно огорчился, и поникло лице его". Без сомнения, это было осознание собственного заблуждения и даже раскаяние.

Главная проблема Каина - он обрядовер. Ему кажется, что со стороны Бога нет оснований к непринятию его (Каина) жертвы.

Сердечное внимание, прежде всего в культе, должно превозноситься над рассудочным.

Иногда верующий человек ждет благословения там, где работали только его руки, а сердце его молчало. О таком состоянии сказано: "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все".

"И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?" (Быт.4,6).

Огорчение Каина было столь велико, что и лицо его не могло скрыть. Не могло оно скрыть и его действительного греховного состояния. Глаза убийцы всегда наполнены злом и смертью, еще до совершения преступления. Ибо любое преступление совершается изначала в сердце человека и лишь потом реализуется в его жизни (как некий поступок, или действие). Господь Иисус Христос учил: "ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека". И Бог спешит остановить Каина, стоящего в преддверии адских врат, погребальных врат. Любой убийца убивает, прежде всего, самого себя, свою бессмертную душу. Грех легче остановить, когда он еще в зачаточном, младенческом (мысленном) состоянии, как некая склонность, - и здесь надо начинать борьбу с ним. Господь обращается к Каину со словами: "если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт.4,7).

Праведный человек обращен к небесному отечеству, мыслит и живет, опираясь не на земные принципы. Зло, напротив, замыкается на земном и как бы ставит человека перед вратами ("у дверей") смерти. От каждого греховного поступка веет могилою. Грех - суицидален, он и "влечет" к себе как некая предрасположенность к самоуничтожению и саморазрушению. Но человек призывается Богом к тому, чтобы господствовать над грехом, ослаблять и покорять его. Но, увы, Каин оказывается неспособным воспринять Господни предостережения. Он продолжает идти дорогою греха, влекущего его к себе.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.