p align="left">Незадолго до своего настоятельства в Белобережской пустыни отец Леонид временно пребывал в Чолнском монастыре Карачевского уезда, где в то время поселился схимонах Феодор, ученик старца Паисия. Тогда же отец Леонид имел общение с ректором Севской Духовной Семинарии архимандритом Филаретом (Амфитеатровым). Первый Оптинский старец преподобный Лев. http://www.odos.ru/13/13-sobor-opt.php. (30.05.2008) В 1805 году схимонах Феодор переселился от людской молвы из Чолнского монастыря в Белобережную пустынь и был с любовью принят своим учеником -- строителем отцом Леонидом, но через 4 года он вместе со своим сподвижником иеросхимонахом Клеопою уединился в глуши леса, в двух верстах от обители, где в 1808 году к ним присоединился и отец Леонид, сложив с себя настоятельские полномочия. Здесь-то он и принял пострижение в схиму с прежним именем Лев. Но так как к келье отца Феодора стали стекаться тысячи посетителей, то подвижники были вынуждены переселиться на Валаам, где старцы определили отца Льва смотрителем скита. Здесь они прожили около шести лет, и, как везде, к их келье стекалось много монашествующих и мирян в поисках духовного руководства и поддержки. Однако на Валааме старческое руководство было новостью, и не все могли вместить духовную пользу этого делания. Новгородским митрополитом было назначено расследование, которое выявило невиновность старцев и их духовную мудрость, превосходящую разум человеческий, и хотя священноначалие приказало отцу настоятелю примириться с подвижниками и всячески опекать их под страхом собственного увольнения, старцы сочли необходимым покинуть Валаам во избежание быть предметом соблазнов. В 1817 году они переселились в Александро-Свирский монастырь под Петербургом, где с ними произошел такой случай. В 1820 году государь император Александр I, проезжая недалеко от монастыря, неожиданно решил посетить обитель и познакомиться с отцами Львом и Феодором. Прозорливые старцы предупредили о неожиданном визите отца настоятеля, и тот вышел встречать монарха к святым вратам. В 1822 году старец Феодор скончался, имея к тому времени отца Льва не только своим учеником, но и духовником, и отец Лев получил приглашение Калужского епископа Филарета (Амфитеатрова) перейти в Оптину пустынь. Однако в Александро-Свирском монастыре преподобного Льва очень любили и уважали, а потому целых пять лет насильно удерживали, и только в 1828 году он был беспрепятственно отпущен. Поклонившись святыням Киева, старец Лев по дороге посетил Площанскую пустынь, где промыслительно познакомился с иеросхимонахом Макарием, будущим преподобным старцем Оптинским, который стал его духовным учеником. Прожив там около полугода, в 1829 году преподобный Лев вместе со своими шестью учениками прибыл в Оптинский скит, поселившись в отдельном флигеле за стенами скита, в домике на выделенном под пасеку месте. Жизнь старца Льва протекала праведно и безукоризненно, и если отличалась от обычной монастырской жизни, то только чрезмерными трудами в служении ближним. В 2 часа по полуночи начиналось у старца с учениками утреннее правило. Читались утренние молитвы, полунощница, двенадцать избранных псалмов, канон дневному святому с поучением из Пролога и первый час. Третий и шестой часы с изобразительными читались отдельно во время ранней обедни. Вечернее правило, состоявшее из девятого часа и двенадцати избранных псалмов с тремя канонами и акафистом, отправлялось в те же часы, что и в монастыре вечерня. Старец выслушивал это правило у себя в келлии. После вечерней скитской трапезы прочитывалось повечерие, вечерние молитвы, две главы из Апостола и одна глава из Евангелия. На это вечернее правило перед отходом ко сну в келлию старца собирались скитские братия для откровения помыслов. Через каждые две недели старец приобщался Святых Христовых Таин в скитской церкви, куда он, уже по переводе в монастырь, сначала ходил, а в последние годы ездил в телеге. Время молитвенных правил было единственным свободным среди дня временем старца отца Льва. Остальное же, за исключением краткого послеобеденного отдыха, и то не в положенные часы дня, а когда случалось, всегда посвящалось им на служение ближним. Ночной легкий сон старца вместе с дневным отдохновением в продолжении суток длился не более трех часов; но часто и ночной отдых прерывался приходившей к нему по крайней надобности братией.Жития преподобных старцев Оптиной пустыни http://www.russian-inok.org/books/optinskie.html, (28. 05. 2008) При деятельной поддержке преподобных Моисея и Антония преподобный Лев стал основателем старчества в Оптиной пустыни. Вскоре отец Моисей поручил духовному руководству старца Льва всю оптинскую братию и паломников. Однако в 1836 году по клеветническим наветам стали считать предосудительным всегдашнее стечение к старцу Льву множества монашествующих и мирян обоего пола, и по воле епархиального начальства старец Лев был переведен из своей келлии вначале в скит, а затем в сам монастырь. Старцу запрещено было принимать посетителей-мирян, но при каждом удобном случае отец Лев возобновлял прием и не прекращал проповеди. К нему продолжали обращаться за наставлением и скитские братья, и богомольцы разных сословий. Некоторые ученики и ученицы старца отца Льва сознавались, что пред другими старцами, строгими на вид и серьезными в обращении, души их невольно сжимались, и они не могли свободно им исповедать сокровенные душевные свои немощи. Напротив, простое, открытое, свободное обращение преподобного Льва развязывало их души, и они перед ним легко и свободно высказывали даже то, в чем иногда и перед собою им трудно было сознаться. Не слишком старец остерегался, где нужно было затронуть самолюбие своих духовных детей. Напротив, все его обращение с ними направлено было к искоренению этого скрытого, но губительного порока. Прикрывая свою духовную мудрость и смиряя себя, он в то же время умел смирять и других. и любящая душа и отеческая заботливость о спасении духовных его детей. Особенно же старец увещевал своих учеников хранить между собою взаимную любовь, мир и единомыслие. Часто он повторял трогательные слова Христа: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). И это были его любимые слова к близким своим ученикам Оптинские старцы http://www.4oru.org/slovo.1157.1.html (20.05.2008). Преподобный Лев предвидел свою кончину. В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Таин. Преставился преподобный Лев 11/24 октября 1841 года. Мощи старца были обретены 27 июня /10 июля 1998 года вместе с мощами других шести Оптинских старцев и в настоящее время пребывают на солее храма-усыпальницы Владимирской иконы Божией Матери напротив мощей его ученика преподобного старца Макария. § 2. Оптинский старец Амвросий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (в миру - Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича и жены его Марфы Николаевны. Перед рождением младенца к деду его, священнику этого села, съехалось много гостей. Родительница, Мария Николаевна, была переведена в баню. 23 ноября в доме о. Феодора была большая суматоха, - и в доме был народ, и перед домом толпился народ. В этот день, 23 ноября родился Александр - будущий старец Оптиной пустыни - преподобный Амвросий ОптинскийЖития преподобных старцев Оптиной пустыни http://www.russian-inok.org/books/optinskie.html, (28. 05. 2008).. У Михаила Федоровича было восемь человек детей: четыре сына и четыре дочери; Александр Михайлович был шестым из них. В детстве Александр был очень бойким, веселым и смышленым мальчиком. По обычаю того времени учился он читать по славянскому букварю, часослову и псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видел и не слышал ничего худого, т.к. воспитывался в строго церковной и религиозной среде. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учился он хорошо и по окончании училища, в 1830 году, поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И здесь учеба давалась ему легко. Иеросхимонах Амвросий, М., 1892 - с 8 Во время тяжелой болезни он дал обет оставить мир и уйти в монастырь. Однако в 1836 г., с отличием окончив семинарию, Александр Гренков занялся преподавательской деятельностью, сначала в качестве домашнего учителя, а с 1838 г. -- в должности преподавателя греческого языка Липецкого духовного училища. Летом 1839 г. он вместе со своим другом Павлом Покровским посетил в Троекурове известного затворника старца Иллариона Мефодьевича Фокина, который благословил его на поступление в Свято-Введенскую Оптину пустынь. Тем же летом друзья посетили Свято-Троицкую Сергееву лавру с целью испросить благословения на иноческий путь у игумена Русской земли преподобного Сергия Радонежского. Побывали они и в Хотьковском женском монастыре, где Александр Михайлович долго беседовал со старицей Марфой, жившей в затворе. Письма великих Оптинских старцев. М, 2003. - с 356 Только в октябре 1839 г. он тайно, не предупредив начальство, буквально бежал из мира в Оптину пустынь. Знал об этом лишь его ближайший друг Павел Покровский, впоследствии также принявший пострижение в Оптиной пустыни с именем Платона. Оптинский старец Лев (Наголкин) принял липецкого учителя и благословил его остаться в обители. 2 апреля 1840 г. консисторским указом Александр Гренков был зачислен в число оптинской братии. Первое время Александр Михайлович нес послушание на кухне. В 1841 г. его определили келейником к старцу Льву, который перед своей кончиной, последовавшей в том же году, передал его старцу Макарию (Иванову). Летом 1841 г. послушник Александр был пострижен в рясофор, а 29 ноября 1842 г. -- в мантию и наречен Амвросием во имя святителя Амвросия Медиоланского (память 7 декабря). 2 февраля 1843 г. он был рукоположен в диакона, 9 декабря 1845 г. в иеромонаха, но уже 29 марта 1846 г. вследствие тяжелой болезни, продолжавшейся до лета 1848 г., был исключен из штата Оптиной пустыни и оставлен на ее призрении. После своего выздоровления (далеко не полного) отец Амвросий, постриженный во время своей болезни в схиму, помогал старцу Макарию в духовном окормлении монастырской братии, а также монашествующих и мирян, приходивших и приезжавших в Оптину пустынь. В эти же годы иеросхимонах Амвросий принимал участие и в подготовке ряда оптинских изданий. Им, в частности, был выполнен перевод «Лествицы» преподобного Иоанна (М., 1862). В дальнейшем преподобный Амвросий Оптинский продолжал издательское дело, начатое старцем Макарием при поддержке Киреевских и скитской братии. 7 сентября 1860 г. второй великий оптинский старец иеросхимонах Макарий скончался. С этого времени начинается открытое всему миру старческое служение преподобного Амвросия, продолжавшееся более тридцати лет. Многое пришлось претерпеть старцу и его помощницам, но уже 1 октября 1884 г. состоялось освящение храма и торжественное открытие Шамординской Казанской женской общины. Преподобный Амвросий часто приезжал в эту новоустроенную обитель, советом помогая насельницам в их домостроительной деятельности и, главное, духовно окормляя шамординских монахинь. Здесь в Шамордине 10 октября 1891 г. и завершил свой земной путь преподобный старец Амвросий. Тело его перенесли в Оптину пустынь и там предали земле у Введенского собора, рядом с могилками других великих оптинских старцев. После своей кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России и за ее пределами, исцеляя больных, помогая страждущим, наставляя их на путь спасения. Память о великом оптинском старце хранилась и хранится русским народом. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 27 июня (10 июля) и 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Введенском соборе обители. Письма великих Оптинских старцев. М., 2003. - с. 360. §3. Преподобный Макарий, старец Оптинский Преподобный старец Макарий, в миру Михаил Николаевич Иванов, родился 20 ноября 1788 года в семье дворян Орловской губернии Дмитровского уезда и был назван Михаилом в честь святого благоверного князя Михаила Тверского. В семье, кроме Михаила, было три брата: Алексей, Павел, Петр и сестра Варвара. Но именно к старшему, Михаилу, мать их, женщина богобоязненная и смиренная, питала особую любовь и часто говорила: «Сердце мое чувствует, что из этого ребенка выйдет что-нибудь необыкновенное». Поведение Михаила с самого детства было и впрямь необычным: в отличие от своих братьев и сверстников, мальчик был тих, кроток и молчалив. Питая сильную привязанность к матери, он почти не отходил от нее, как бы предчувствуя, что недолго ему оставалось быть с ней: когда мальчику было девять лет, Елизавета Алексеевна скончалась от чахотки. Жили они тогда в окрестностях города Калуги, близ Лаврентьева монастыря. Похоронив жену, Николай Михайлович переехал с детьми сначала в село Щепятино Дмитровского уезда, а затем в город Карачев Орловской губернии, где жила его сестра Дарья Михайловна, которая и взяла на себя воспитание осиротевших племянников. Здесь же, в Карачеве, Михаил получил школьное образование. Оптинские старцы http://www.4oru.org/slovo.1157.1.html (30.05.2008) Четырнадцати лет от роду вынужден был он в силу обстоятельств поступить бухгалтером в Льговское уездное казначейство. В отправлении этой трудной для своего возраста должности юноша проявил большое усердие. Отличаясь точностью исполнения возложенных на него обязанностей, он обратил на себя особое внимание губернского начальства и уже через три года получил назначение на должность начальника стола счетной экспедиции в Курске..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|