реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Цикличность в истории монотеистических религий

реферат
p align="left">Первоначально иудаизм был распространен на весьма скудной территории и почти не выходил за пределы небольшой страны: Палестины. Проповедовавшееся иудаизмом положение о религиозной исключительности евреев не способствовало распространению религии. Вследствие этого иудаизм, не считая незначительных исключений, всегда был религией одного еврейского народа. Однако своеобразие исторических судеб еврейского народа привело к расселению последователей иудаистской религии по всем странам мира[2.5].

2.3 Краткая история христианства

Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе спасителя. Несмотря на гонения, новая религия получила очень быстрое распространение, в первую очередь, среди рабов.

Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов[2.5].

Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.

Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.

Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло из себя не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ[2.5].

Конец гонениям на христиан в Римской империи положил в начале IV века император Константин, который сделал религию государственной.

В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии.

До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии.

Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов.

В 1054 г. произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь, которая, в свою очередь, раздробилась на множество церквей[2.5].

В XIII - XIV веках христианство распространяется среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Сегодня христианство является крупнейшей мировой религией, имеющей около 2 миллиардов последователей[2.5].

Были в истории христианства и не самые приятные моменты.

В IX-X вв. в христианской Европе резко усиливается власть епископов. Вследствие этого начинается преследование инакомыслящих, вылившееся спустя два столетия в священную инквизицию. Инквизиция (от лат. inquisitio -- розыск) - особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном они вели борьбу с инакомыслием (ересями). Инквизиционный процесс отличался особой системой доказательств, судья и следователь совмещался в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре.

В конце X в. начинаются печально известные Крестовые походы.

Крестовые походы - походы на Ближний Восток (1096-1270), организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против «неверных» (мусульман), освобождения гроба Господня и святой земли (Палестины). Однако, несмотря на все религиозные цели, крестовые походы преследовали одну главную цель - обогащение и завоевания.

Итак, в 1096 году бедняки Европы двинулись в Палестину, надеясь захватить там огромные богатства. Толпы крестьян, с семьями и скарбом, плохо вооруженные, под руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на Восток. При этом они отметили свой путь грабежами (полагая, что, поскольку они воины Божьи, то любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их глазах евреи из ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они были истреблены турками. В том же году, осенью в Палестину двинулось войско рыцарей.

Всего в истории насчитывается 8 крестовых походов, которые охватывают промежуток времени, продолжительностью в 174 года.

Крестовые походы сопровождались разграблением местного населения, а порой и его беспощадным уничтожением. Кульминацией грабительской сущности походов стало разграбление христианского, но православного Константинополя - столицы Византии.

После Реформации в Европе христианство постепенно утверждает себя в качестве нравственной основы для огромного количества людей, населяющих земной шар.

В чем заключается сущность данной идеологии?

Бог, согласно христианским догматам, существует в трех лицах (Троица), или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Для христиан Троица является главным объектом веры и поклонения. Отцы церкви утверждают абсолютную непознаваемость сущности Бога человеческим разумом[2.5].

Христианская мифология основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо.

В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Христианство (в меньшей степени это касается протестантизма) характерно наличием строгих заповедей и правил, установленных для его приверженцев. Последователи христианства должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение всех правил христианам обещано воздаяние в загробном мире. Основной закон христианства - «каждому воздастся по его вере».

В ходе формирования христианства данная религия оно распалась на три основные ветви. К этим ветвям относятся католицизм, православие, протестантизм, в каждой из которых началось формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии[2.5].

2.4 Возникновение и развитие ислама

Ислам является одной из трех мировых религий. В историческом аспекте мусульманство - самая молодая мировая религия, т.к. ее появление относится к раннему средневековью.

В момент своего возникновения ислам был религией, впитавшей в себя элементы ряда религий Аравийского полуострова. Основное влияние на первоначальный ислам оказали доисламские древние верования и культы, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.

Основателем ислама считается пророк Мухаммед - исторически достоверная личность.

В 610 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Этот год можно считать годом возникновения ислама. Хотя ни первая, ни последующие проповеди Мухаммеда в Мекке не принесли ему успеха, ему удалось набрать некоторое количество приверженцев новой религии. Проповеди того периода касались преимущественно не реальной жизни, а души, и потому не могли вызвать большой интерес у населения. Со стороны правящих кругов как к проповеди, так и к самому Мухаммеду, сложилось враждебное отношение[2.5].

После смерти богатой жены положение Мухаммеда в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден перебраться в Медину. Выбор новой базы был удачен, так как Медина была конкурентом Мекки во многих отношениях, прежде всего в торговле. Часто происходили военные стычки между населением этих районов. Реальные интересы людей определили идеологическую атмосферу, в которой нашла поддержку проповедь новой религии. Проповеди того периода (мединские суры) исполнены уверенности и категоричности.

Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда и помогли ему в 630 году захватить власть в Мекке.

К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, охватывающее весь Аравийский полуостров[2.5].

Вскоре после смерти Мухаммеда в исламе возникла политическая партия шиитов, которые признавали законным преемником Мухаммеда его зятя Али и отвергали династию Омейядов. Постепенно шииты преобразовались в религиозное направление и откололись от основного течения ислама. Сторонники ортодоксального ислама стали называться суннитами.

В 30-х годах VII века халифат нанес своим главным противникам - Византии и Ирану - сокрушительное поражение. В 639 году начался поход в Египет, завершившийся полным его завоеванием.

После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али трон халифата заняла династия Омейядов. В первый же год правления династии столица халифата была перенесена в Дамаск, и Мекка и Медина перестали быть политическими центрами государства[2.5].

В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году была совершена переправа через Гибралтар, и за три года Пиренейский полуостров оказался в руках арабов. Однако при дальнейшем продвижении на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановились.

В VIII - IX веке в исламе возникло мистическое течение - суфизм.

В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.

В начале X века ухудшившееся финансовое положение халифата позволило многим эмирам получить большую самостоятельность. В результате к началу X века от халифата откололись Северная Африка, Испания и восточные территории от Ирана до Индии[2.5].

Сегодня ислам переживает не самые легкие времена.

Средства массовой информации всего мира, сегодня все чаще и чаще употребляют термин «исламская угроза»[1.1; С.74]. Под этим подразумеваются события, происходящие в Чечне, атака террористами 11 сентября 2001 года Нью-Йорка, события в развлекательном комплексе «Норд-Ост», атака исламистами ряда зданий в индийском городе Мумбаи, беспорядки по всему миру, связанные с карикатурным кризисом и многое другое.

Однако правомерно ли употребление подобно термина?

Чтобы ответить на этот вопрос попробуем разобраться в основных идеологических принципах мусульманства.

Основным источником исследования и описания ислама является Коран - исторический документ, составленный ближайшими последователями Мухаммеда после его смерти по его высказываниям. Хотя, по преданиям, высказывания Мухаммеда записывались при его жизни специальными писцами на пальмовых листьях, есть основания полагать, что в Коран входят высказывания, к которым Мухаммед не имеет никакого отношения.

Основные догматы ислама - поклонение единому всемогущему богу Аллаху и почитание Мухаммеда пророком Аллаха. Иисус Христос ставится Кораном на очень высокое место в ряду пророков, однако его божественная природа отрицается. Религиозная литература ислама, созданная в последующие периоды, делится на Сиру - биографическую литературу, посвященную Мухаммеду, и хадисы - предания, описывающие реальные или вымышленные периоды жизни Мухаммеда. В IX веке шесть сборников хадисов были отобраны в Сунну - Священное предание ислама[2.5].

В исламе существует пять основных столпов:

· Шахада - вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Муххамед есть посланник Аллаха

· Салат - пятикратное ежедневное совершение молитвы

· Закат - милостыня в пользу бедных

· Сауи - пост в месяц рамадан

· Хадж - паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы раз в жизни[2.5].

Вся правовая система ислама заложена в особом своде правил - шариате.

Так же как иудаизм и христианство, ислам стоит на позиции предопределения всего происходящего по воле бога. Ислам признает грядущий конец света и Страшный суд. В отличие от христианства, эти события не связываются с появлением мессии.

Наряду с Аллахом в Коране упоминается противостоящий ему злой бог, именуемый либо Шейтаном, либо Иблисом. Мусульмане признают бессмертие души и загробную жизнь.

Обстоятельно разработаны в исламе картины ада и рая. Эти места предназначены не только для воскресших, прошедших Страшный суд, но и для покойников, прошедших некий промежуточный суд и ожидающих окончательного расчета после воскрешения[2.5].

Ад в представлении мусульман расположен под семью землями. Сам ад тоже состоит из семи этажей. Чем больше провинился грешник, тем на более глубокий этаж он заточается. Ассортимент адских мучений состоит из всего набора доступных воображению. Рай - это семь этажей садов, которые разделены между собой сотнями ступеней, расстояние между которыми составляет 50 лет пешего пути. Главная утеха праведников - гурии и вечно юные мальчики, обносящие всех немыслимо вкусными яствами и питьем.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.