p align="left">Ученые монахи, пробыв около двух лет, перешли затем в Богоявленский монастырь, в Спасский монастырь и способствовали созданию первой академии, которая дала впоследствии две ветви: Московскую духовную академию и Московский государственный университет. Новый период в истории Андреевского монастыря начался в августе 1992 года. 14 августа вышел указ Патриарха Всея Руси Алексия II о переводе в Андреевский монастырь Синодальной библиотеки. В монастыре работает воскресная школа, где учится около 30 детей разного возраста. Библиотека монастыря взаимодействует и с государственными светски-ми библиотеками: учебными, юношескими. Монастырская библиотека помо-гает им в комплектовании духовной литературой -- за собственный счет -- монастыря. В соответствии с программой комплектования библиотека стремится ох-ватить как библиотеки светские, так и библиотеки ученых заведений Русской Православной церкви. В данный момент библиотекой установлены тесные отношения с Ассоциацией богословских библиотек. В Венгрии проходила встреча по вопросам взаимодействия библиотек стран Восточной Европы. Библиотека входит в состав ИФЛА. В настоящее время библиотека активизирует связи со специальной библиотечной богословской ассоциацией. ( стр. 18 - 22) Книжное обозрение учебной библиотеки Православного Свято-Тихоновского Богословского института, расположенного в г. Москве стало пополняться после открытия этого крупного учебного заведения в 1991 году. Библиотека, как структурное подразделение института была организована в 1992 году и в настоящее время это крупный информационный библиографический центр. Отбор литературы в фонд ведется в соответствии с потребностями преподавателей и студентов богословско-пастырского, катехизаторского, педагогического, историко-филологического факультетов. В структуре фондов библиотеки существует фонд иностранной литературы. В 1998 году был издан библиографический указатель книг на русском и церковно-славянском языках за 1918 - 1993 годы «Православие», подготовленный библиографами РГБ при участии преподавателей института и сотрудников библиотеки. Подробная информация о данном указателе будет даваться ниже. Большинство библиотек среднего и низового уровня -- епархиальные, монастырские, храмовые, а также библиотеки благочинические, епархиальных духовных училищ, православных гимназий, воскресных школ -- воссоздаются заново. Данный процесс продолжается и в настоящее время. 3.2 Православная библиотека наших дней В своем интервью директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Борис Даниленко говорил о том, что необходимо созда-вать уголки православной литературы в светских библиотеках города, рай-она, в больницах и т. д. Такой опыт уже существует. Роль своеобразного клуба, занимающегося духовным просвещением, выполняет библиотека православной культуры «Благовест», созданная, в Кирове (Вятка) результатом созидательных усилий администрации города, Вятской епархии (архиепископ Вятский и Слободский Хрисаиф), муниципально-го учреждения «Библиотека» весной 1998 года. В наследство от библиотеки № 22 она получила не только помещение и фонд славянской литературы, но и коллектив высокопрофессиональных сотрудников, посвятивших многие годы своему делу. Не отвергли здесь и преданных библиотеке-предшественнице друзей-читателей, у которых появи-лась возможность включить в круг своего чтения православную литературу. Каждую субботу в «Благовесте» проходят встречи со священником Свято-Серафимовской церкви отцом Павлом, который по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисаифа шефствует над «Благовес-том». Тематические беседы, православные видеофильмы вызывают живой интерес. Человеку, едва почувствовавшему тягу к вере, сложно иногда сразу прийти в храм, обратиться к священнику. Прийти в библиотеку, которая внешне является светским учреждением, а по существу православным, психологически проще. И в том смысле значение такого учреждения трудно переоценить. Много работает библиотека со школьниками. Проводятся беседы, встречи: «Пушкин и православие», «По православным мотивам в «Преступлении и наказании» Достоевского» и др. Катастрофически увеличивается число детей с отклонениями в умственном развитии. А им особенно необходимо слово Божье. Поэтому из важнейших дел «Благовеста» стало сотрудничество с коррекционной школой. Биб-лиотека планирует провести цикл встреч читателей с православными медиками. Самая насущная из проблем -- недостаточный объем книжного фонда: большинство пользующихся спросом книг имеется лишь в одном экземпляре. С периодикой положение лучше, оформлена подписка на два десятка православных журналов и газет. Первая в Кирове православная библиотека «Благовест» не одинока -- в городе открыты православные детсад и гимназия, проводит набор первых слушателей вятский филиал Московского Православного Свято-Тихоновского богословского института. ( стр. 90 - 91; стр. 25). Этот процесс продолжался в частности на Ставрополье. Новая, непохожая на другие категория читателей появилась в библиотеке города-райцентра Изобильного. С открытием в ее стенах специального отдела православной литературы сюда обращаются прихожане и клир местных церквей. Не имеющий пока аналогов ни в одной из библиотек края отдел открыт при ак-тивном участии благочиния Изобильненского округа Ставропольской епар-хии. И рассчитан на всех, кто интересуется историей христианства, православной культурой, духовным наследием отцов церкви. Тем более, что значительную часть собрания из 400 томов составляют богословские и философ-ские труды, а также публицистика. Но для верующих новшество представля-ет особую ценность: если Библия у многих из них есть дома, то другие церковные книги, включая богослужебные, в большом дефиците. ( стр. 4) Очевидно, что названные нами примеры к настоящему времени не единичны, поскольку процесс возникновения таких библиотек или отделов при библиотеках продолжается. 3.3 Опыт работы государственных библиотек по проблемам религии и церкви В предыдущих параграфах было сказано, как изменилось отношение и религии и рассмотрена роль библиотек в духовно-нравственном обновлении общества. Была дана краткая характеристика деятельности библиотек религиозных организаций и учебных заведений. Здесь следует сказать о том месте, которое занимают государственные, т.е. светские библиотеки в непростом процессе преображения общества, возрождения религиозной жизни России. Перед большинством библиотек с начала 90-х годов встала задача определить свои позиции в обслуживании книгами религиозного характера. Вопрос стоял не в том, чтобы сделать это направление приоритетным, а в том, чтобы предоставить возможность удовлетворять все духовные интересы, в том числе и религиозные. Но в этот момент решить эту задачу было очень сложно, поскольку литературы по соответствующей тематике в библиотеках не было. Между тем, поток религиозной литературы, издаваемой и светскими, и религиозными организациями, постепенно увеличился. И, конечно, в на-стоящее время многие массовые библиотеки уже нашли пути решения этого вопроса. Многие библиотеки активно используют издания зарубежных миссио-нерских обществ, установив с ними как прямые контакты, так и через анало-гичные отечественные организации. В каждом регионе существуют религиозные общества, организации, объединения, которые готовы оказать помощь. ( , с. 64) Одной из форм сотрудничества библиотек и церковных организаций является проведение научных конференций и семинаров. Библиотеки разных типов и разного уровня значительное внимание уделяют различным видам массовой работы с читателями, используя установившиеся связи с религиозными деятелями и организациями. При библиотеках действует уже немало курсов, кружков, связанных с религиозной тематикой. Одно из новшеств -- открытие специальных залов религиозной литературы, о которых будет сказано далее. Подобные инициативы наблюдаются как в регионах, так и в Москве и Санкт-Петербурге. Такие залы посещаются духовными особами и окропляются святой водой. На страницах специальной печати освещается опыт целого ряда библиотек. Разумеется, какие-то формы работы во всех библиотеках повторяются, но в то же время, каждая библиотека может привнести что-то свое. С этой точки зрения заслуживает внимание исследование «Библиотека и формирование духовных интересов молодежи» ( ), предпринятое коллективом библиотечного факультета Тамбовского государственного института культуры (ныне факультет университета) с помощью студентов старших курсов заочного и дневного отделений в начале 90-х годов. Оно было проведено на базе городской ЦБС, ОУНБ им. А.С. Пушкина, ОДБ и ОЮБ им. С.Н. Сергеева-Ценского. При проведении этого исследования изучался процесс комплектования библиотек литературой по проблемам религии и церкви, анализировалось влияние различных форм и методов работы на восприятие читателями литературы и произведений искусства религиозной тематики. B условиях переоценки фактов и явлений истории нашего общества и общественных отношений с одной стороны и разрушающего влияния средств массовой информации на развивающуюся личность ребенка, подростка с другой, важной социальной задачей становится утверждение общечеловече-ских ценностей в сознании будущего гражданина России. Возрождение брат-ской любви и милосердия друг к другу, которые бы врачевали смятенную душу, утверждали бы подлинный смысл и цель жизни, является тем самым главным для педагога, что необходимо донести до ребенка, подростка. ( , с. 49) Тысячелетние христианские устои, разрушенные в стране более 80 лет назад, возрождаются вновь. Немало в этом направлении делают сотрудники Курской областной детской библиотеки. Они устраивают обзоры религиозной литературы, библейские чтения, праздники славянской культуры и письменности и другие мероприятия. Чтобы понять литературу о религии, Библию, церковную архитектуру, духовную музыку, нужны специальные знания. Работники библиотеки обратились за помощью в Духовную семинарию г.Курска. Ректор Владыка Иоанн оказал помощь в установлении сотрудничества и всестороннюю поддержку. С его благословения с читателями библиотеки сегодня общаются лучшие семинаристы. Они воспитывают детей в атмосфере терпимости, любви к ближнему. В библиотеке создан читательский клуб общения «Диалоги о духовности и нравственности». Уже состоялись первые встречи с семинаристами, которые были посвящены великому празднику Рождества Христова. Были встречи, которые проходили в необычной обстановке, например в стенах Воскресенско-Ильинского храма. Подобные встречи -- это только начало совместной деятельности, замечает автор, но отрадно, что уже есть нравствен-ное и духовное взаимопонимание. ( , с. 62 - 64) В этом направлении работают и другие детские библиотеки, в том числе и школьные. Интересный опыт накопила ЦБС города Долгопрудного Московской области. ( , с. 49) Ориентируясь на православную традицию, там уже несколько лет в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями города занимаются духовно-нравственным воспитанием детей. В одной из школ города Долгопрудного есть опыт преподавания основ религии, ее истории, христианской этики и морали, библиотека же помогает закрепить новые знания своими средствами. В ней дети могут дополнить полученные на уроках сведения, читая амографическую литературу (Жития Святых), повесть Л.Чарской о Сергии Радонежском «Один за всех», ознакомиться с Библейскими историями, «Молитвословом для самых маленьких» и др. Библиографическая игра знатоков Библии. Совсем недавно такое восприняли как неуместный каламбур, ныне это реальность, что подтверждает опыт Центральной городской библиотеки им. А.П. Гайдара (г. Москва). С помощью игры библиотекари учили ребят ориентироваться в главных событиях и персонажах книги книг, понимать, какую трактовку получает библейский сюжет в картинах западноевропейских мастеров, к каким библейским мотивам восходит то или иное известное выражение. Разговор о Библии строился в виде вопросов, на которые ребята при помощи словарей, справочников, энциклопедий находили ответы. «С любовью, милосердием и литературой». Под таким названием весной 2000 года прошел семинар для сотрудников школьных библиотек «Библиотека и нравственное воспитание в контексте православных традиций», подготовленный ОДБ г. Волгограда. ( , с.15) Посвящен он был 2000-летию Христианства, а также переоценке роли религии в истории России, которая оказывает все большее влияние на нравственное и духовное развитие человека. Тон семинару задало выступление преподавателя Пастырско-педагогического училища С.Попова. Библиографом был подготовлен обзор выставки «Православие и нравственное воспитание детей». Прошедший семинар поможет библиотекарям в работе с читателями-детьми. О детской библиотеке № 72 им. Ухтомского г. Москвы рассказывает статья З.Дутовой. ( , с.63 - 64) В своей работе библиотека использует различные формы подачи информации. Постоянно действует книжно-иллюстрированная выставка «Народные праздники Руси», разделы которой меняются в зависимости от времени года («Рождество», «Святки», «Крещение»). Привлекают внимание также и фотовыставки «Лики святой Руси» (по церковным календарям); «Снежная летопись новогодних традиций»; «Золотые купола России»; «Легенда о Христе»; «Библия -- вечная книга»; «Старинные рождественские сказки». Большое количество читателей собирают мероприятия «Народные приметы и календарь», «О книге книг», «Масленица семь дней гуляет», «Новый год идет по свету...» и др. Все эти мероприятия направлены на формирование у посетителей потребности в художественном чтении. Это еще раз подтверждает, что библиотеки сегодня могут стать центром культурного и духовного общения детей и родителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|