реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Значение художественной литературы в становлении школьников - (реферат)

реферат
p>Интересная идея классифицировать виды анализа принадлежит З. Я. Рез. Исследователь выдвигает вопрос о возможных основах классификации: в зависимости от того, какие компоненты произведения выбраны для более основательного рассмотрения; от характера отношения к тексту (разбирается подробно, сжато, выборочно, целиком) и в зависимости от способа организации анализа учителем. Ниже предлагается классификация видов анализа, в основе которой лежит постепенное совершенствование художественного восприятия. Условно можно выделить три вида анализа.

I - связан с учетом специфики непосредственного восприятия. Чаще всего он используется на первых этапах изучения текста, а также в аудитории, не владеющей в достаточной степени читательскими умениями.

II - учитель предполагает наличие этих умений у школьников, что дает возможность сократить время, отводимое на реализацию первого вида анализа, и увеличить объем работы, связанный с формированием образных и понятийных обобщений.

III - основной целью имеет совершенствование деятельности ученика, направленной на овладение способами изучения литературы, и шире - общения с искусством. Итак, углубление восприятия учениками литературного произведения является результатом сложного воздействия всего процесса преподавания литературы на учащихся. Следует поставить также вопрос об этапах восприятия произведения в соответствии с этапами его изучения, о которых шла речь в третьей главе. На первом этапе изучения произведения опасна поспешность, отрыв от непосредственного восприятия, стремление сделать преждевременные выводы. На вводных и ориентировочных уроках особенно важно мотивировать направленность анализа, создать интерес к работе.

На втором этапе, когда учащиеся анализируют образы, композицию, опорные эпизоды или комментируют строки поэтических произведений, учитель ведет их к постижению глубины авторского замысла, к пониманию как конкретного, так и обобщенного смысла событий, образов, а также специфики художественной манеры автора. Основной задачей третьего этапа - заключительных уроков - является воссоздание целостности восприятия произведения искусства слова в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного, а также активизация умений и навыков школьников.

Соотнесенность этапов изучения с этапами восприятия - это и есть реальный учет знаний психологии восприятия ученика в школьном курсе литературы. Учитель ведет ученика от первоначального восприятия к восприятию углубленному, в котором должна сохраниться эмоциональность непосредственного восприятия. И хотя на уроках литературы порой трудно бывает определить, где кончается чтение и начинается анализ, где кончается один этап изучения текста и начинается другой, принципиальное деление на три этапа чрезвычайно важно, ибо на первом создается установка на осознанное отношение к произведению, на втором анализируется сам текст, на третьем делаются выводы и обобщения, совершенствуются умения и навыки анализа.

Следует учитывать особенности восприятия читателем различных родов литературы, что поможет четче раскрыть характер первоначального восприятия и его последующего углубления. Основной особенностью восприятия лирики является сила непосредственного эмоционального впечатления. Учащиеся V-VII классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики VIII-IX классов, когда у многих подростков наступает временная "глухота" к лирической поэзии. В X-XI классах интерес к лирике возвращается, но уже в новом, более высоком качестве. Наибольшую сложность представляет восприятие не только конкретного, но и обобщенного смысла поэтических образов, а также эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы.

На уроках лирики учеников вводят в мир авторских мыслей и чувств; важно не торопиться совершить переход от единичного к обобщенному значению поэтического образа.

Научить школьника воспринимать лирическую поэзию - так можно сформулировать одну из важнейших целей школьного изучения литературы.

Трудность восприятия драмы связана с отсутствием авторской речи, особым значением речи персонажей, концентрированностью мыслей и чувств, соотнесенностью драмы с необходимостью сценического воплощения и той иллюзией действительной жизни, подлинный смысл которой часто ускользает от учащихся. В работе с учащимися используются такие методы работы, как выразительное и комментированное чтение, чтение по ролям, знакомство со сценической историей спектакля, беседа о просмотренном спектакле; чаще, чем при изучении других родов литературы, применяются технические средства обучения. Выразительное чтение, устное словесное рисование помогают усилить сопереживание и эмоциональное восприятие пьесы.

Произведения эпических жанров - а им отведено больше всего места в программе также представляют определенную трудность для учащихся как средних, так и старших классов. Школьники средних классов в основном воспринимают сюжет и образы; старшеклассники воспринимают, кроме этого, композицию, идейное содержание, а также отдельные особенности стилевой манеры автора. Многочисленные наблюдения показывают, что даже учащиеся X-XI классов при самостоятельном разборе эпических произведений не улавливают их основные особенности: особого значения авторского мировосприятия, "взаимосцепления" отдельных частей и образов произведения и специфики художественного слова в эпосе (его конкретности, изобразительности и соотнесенности с "голосом" автора).

Эпический способ художественного воспроизведения действительности основан на изображении внешнего по отношению к писателю мира. Важно добиться постижения учащимися единства всех компонентов произведений малой, средней и большой эпической формы. Жанр произведения выступает как одно из важнейших средств раскрытия его содержания.

В развитии русской прозы известный литературовед В. В. Кожинов разграничивает два потока. К первому он относит М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, которые тяготели к непосредственной изобразительности слова в прозе. Ко второму - Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, прозу которых Кожинов называет "многоголосой", построенной на взаимодействии "голосов" автора и персонажей (Кожинов В. В. Происхождение романа. - М. , 1963. - С. 289).

Читатель-школьник чаще всего и больше всего общается с художественным миром прозаического произведения. Опыт изучения прозаических произведений в VI-IX классах является основой всей последующей работы в старших классах. Постижение учащимися любви к человеку и природе должно помочь сформировать деятельностные качества личности, стремление внести прекрасное в отношение к товарищам, в стиль поведения, во взаимоотношения с членами семьи, в восприятие природы, памятников культуры, быта. Дело не только в насыщении школьников самой высокозначимой художественно-эстетической информацией. Формирование духовного мира личности предполагает расширение различных сфер деятельности, в том числе художественно-эстетической. Именно в самостоятельной деятельности в наибольшей степени раскрывается и читательское восприятие школьников. Многочисленные проведенные исследования показали, насколько восприимчивы школьники к прекрасному, какие богатые возможности духовного роста и эстетического развития во многом еще не использованы.

От того, как проводится анализ литературного текста, как влияют занятия по литературе на самостоятельное чтение учащихся, - в значительной степени зависит развитие духовного мира учащихся. Рассмотрим на отдельных примерах работы с учащимися старших классов процесс формирования их читательской культуры. Изучение поэзии Н. М. Рубцова в VIII классе откроет учащимся красоту образов родины и природы, ее лесов и полей, души человека и вселенной: Тихая моя родина!

    Ивы, река, соловьи....
    Мать моя здесь похоронена
    В детские годы мои.
    - Где же погост? Вы не видели?
    Сам я найти не могу.
    - Тихо ответили жители:
    - Это на том берегу.
    Тихо ответили жители,
    Тихо проехал обоз.
    Купол церковной обители
    Яркой травою зарос....
    С каждой избою и тучею,
    С громом, готовым упасть,
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.

Обращаем внимание на повторяемость слов "тихая", "тихо" - в семидесятые годы появился термин "тихая поэзия"; но помимо этого "тихого" видения мира, поэт чувствует "жгучую связь" со всем, что его окружает.

Рубцов рос сиротой, после детдома - работа на траловом заводе, морская служба и личные неурядицы, наконец, ранняя смерть - это вехи его жизненного пути. Он навсегда остался добрым и сердечным. Его поэтическое чувство отражено в самой природе его стиха. В подлинно народных традициях он создает свою последнюю книгу стихов "Подорожники", которую не успел закончить:

    Топ да топ от кустика до кустика
    Неплохая в жизни полоса.
    Пролегла дороженька до Устюга
    Через город Тотьму и леса.

Его единение с природой ничто не может нарушить - это иная, по сравнению с суетной, жизнь:

    Разве что от кустика до кустика
    По следам давно усопших душ
    Я пойду, чтоб думами до Устюга
    Погружаться в сказочную глушь.

В стихотворении "Журавли" звучат мотивы, приближающие поэзию Рубцова к лучшим традициям русской классики:

    Меж болотных стволов красовался восток огнеликий....
    Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!
    И разбудят меня, позовут журавлиные крики
    Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали....
    Широко по Руси предназначенный срок увяданья
    Возвещают они, как сказание древних страниц.
    Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
    И высокий полет этих гордых прославленных птиц.
    Широко на Руси машут птицам согласные руки.
    И забытость болот, и утраты знобящих полей
    Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,
    Далеко разгласит улетающий плач журавлей....
    Вот летят, вот летят.... Отворите скорее ворота!
    Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
    Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа
    Оттого, что - молчи! - так никто уж не выразит их....

Поэт сам чувствует эту связь, его метафоры ("Я люблю судьбу свою.... ") обретают особую силу поэтического обобщения:

    Сколько было здесь чудес,
    На земле святой и древней,
    Помнит только темный лес!
    Он сегодня что-то дремлет.
    От заснеженного льда
    Я колени поднимаю,
    Вижу поле, провода,
    Все на свете понимаю!
    Вон Есенин
    на ветру!
    Блок стоит чуть-чуть в тумане
    Словно лишний на пиру
    Скромно Хлебников шаманит.
    Неужели и они
    Просто горестные тени?
    И не светят им огни
    Новых русских деревенек?

Выразительное чтение стихотворения "Звезда полей", раздумья над особой проникновенностью видения поэтом мира, "всех городов, поднявшихся вдали", родины, окутанной сном, "всех тревожных жителей земли" - углубляют восприятие текста:

    Звезда полей во мгле заледенелой,
    Остановившись, смотрит в полынью.
    Уж на часах двенадцать прозвенело,
    И сон окутал родину мою....
    Звезда полей! В минуты потрясений
    Я вспоминал, как тихо за холмом
    Она горит над золотом осенним,
    Она горит над зимним серебром....
    Звезда полей горит, не угасая,
    Для всех тревожных жителей земли,
    Своим лучом приветливым касаясь
    Всех городов, поднявшихся вдали.
    Но только здесь, во мгле заледенелой,
    Она восходит ярче и полней,
    И счастлив я, пока на свете белом
    Горит, горит звезда моих полей....

Что же является центральным образом всего "стихотворения? Образ звезды полей, она "во мгле заледенелой" "восходит ярче и полней", она "горит над золотом осенним", "она горит над зимним серебром". Уроки по лирике Н. М. Рубцова открывают для школьников неповторимую образность его поэтического мира, учат воспринимать и любить поэзию.

    * * *

В анализе пьесы А. Н. Островского "Гроза" учащимся следует овладеть такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, выразительное и комментированное чтение текста и др. Вводная лекция об Островском подготовит понимание проблематики, идейной направленности пьесы, написанной незадолго до крестьянской реформы и отразившей нарастание протеста против деспотизма и духовного рабства.

Начинаем работу над текстом с комментированного чтения афиши и первого явления первого действия, являющегося экспозицией пьесы. Учащиеся обдумывают следующие вопросы:

    Как воспринимает красоту природы Кулигин?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.