носоглотка, и напряженное внимание.
Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно
получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и
действия, выполнение которых становится в определенных условиях
потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия
человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо,
влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со
стороны других людей. На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по их
мнению, выражение - это жест, закреплённый долгим повторением. Идея и
внешний образ тесно связаны между собой.
В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно
считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность
выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.
Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между
рядами фактов - особенностями почерка и характером.
Общие понятия о характере
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности,
выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его
поведении, в его поступках.
Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и
малоизменяемым. Темперамент на форме проявления характера, своеобразно
окрашивает те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается
в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.
Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С
другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера:
человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны
своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно
связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами
характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом,
желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная
с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой
требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.
Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не
падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять
инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что
формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность,
решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же
деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в
процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с
одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта
характера.
Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами
нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Существует разделение черт личности человека на мотивационные и
инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность,
поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер
можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше
зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было
сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда
цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли,
т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера
человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки
человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как
определенные характерологические черты могут проявиться рациональность,
расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры
характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на
достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность,
последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство
отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с
темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят
чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом:
экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность –
импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание
всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к
определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.
Типология характера.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались
на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних
из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена
немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную
попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э.
Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей.
Основные из них следующие:
1.Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на
протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее
устойчивый.
2.Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не
являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие
выявлять и строить типологию характеров.
3.Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть
разделена на группы.
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа
строения тела или конституции человека: 1)астенический, 2)атлетический и
3)пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера
(впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора
не было).
1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела,
среднем или выше среднего ростом. Астеник – это обычно худой и тонкий
человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на
самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки,
удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и
слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-
мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.
2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой
человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной
грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела
(головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах
и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой
шеей, сидящей между плечами.
Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти
подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным
образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например,
маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне
выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны
астеники и атлетики.
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она
содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии
дейсвительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела
имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями
соответствующих черт характера. Более поздние классификаторы характеров
строились в основной на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит
известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена
на основе наблюдений за подростками.
Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных
черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы
отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в
подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор
классификации так: «при действии психогенных факторов, адресующихся к
«месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения
адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его
характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют
свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно
если возникнет заболевание).
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил
Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью,
общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они
всегда вносят много шума. Любят неспокойные компании сверстников. При
хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную
дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее,
приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко
возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений,
но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проводят. Подростки
гепертивного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком
самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на
окружающих впечатление.
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонны
к апатии. Подростки данного типа предпочитают находится дома одни, вместо
того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже
незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне
раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до
подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-
три недели.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно
зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения
могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно обороненное
слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузится в уныние
и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных
неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от
сиюминутного настроения. Такие подростки, находясь в подавленном
настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто
может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.
Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной
мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной
работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему.
Эти подростки не любят больших компаний, азартных и подвижных озорных
игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях, отчего часто
производят впечатление замкнутости. Они отличаются послушанием и
обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у
таких подростков могут возникать трудности в общении со сверстниками, а
также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков
довольно рано формируется чувство долга. Они разборчивы в выборе друзей,
обнаруживают большую привязанность к дружбе, обожают друзей, которые
старше их по возрасту.
6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и
ранним интеллектуальных развитием, склонностью к размышлениям и
рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие
подростки, однако, нередко бывают сильны только на словах, а не на деле.
Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.
7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является
замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают
быть одни, находиться в компании взрослых. Душевное одиночество даже не
Страницы: 1, 2, 3
|