p>Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 0; 1
7 Другие возможные признаки Чувство неполноценности 1 Рисунок очень маленький 0; 1; 2; 3 2 Отсутствуют ноги, руки 0; 2 3 Руки за спиной 0; 1 4 Непропорционально короткие руки 0; 1 5 Непропорционально узкие плечи 0; 1 6 Непропорционально большая система веток 0; 1 7 Непропорционально крупные двумерные листья 0; 1 8 Дерево, умершее от гниения 0; 1 9 Другие возможные признаки Враждебность 1 Отсутствие окон 0; 2 2 Дверь – замочная скважина 0; 1 3 Очень большое дерево 0; 1 4 Дерево с краю листа 0; 1 5 Обратный профиль дерева, человека 0; 1 6 Ветки двух измерений, как пальцы 0; 1 7 Глаза – пустые глазницы 0; 2 8 Длинные, острые пальцы 0; 2 9 Оскал – видны зубы 0; 1 10 Агрессивная позиция человека 0; 2 11 Другие возможные признаки Конфликтность 1 Ограничение пространства 0; 1; 2; 3 (фрустрация) 2 Перспектива снизу (взгляд червя) 0; 1; 2; 3 3 Перерисовывание объекта 0; 2 4 Отказ рисовать какой-либо объект 0; 2 5 Дерево, как два дерева 0; 2 6 Явное несоответствие качества одного из рисунков 0; 2 7 Противоречивость рисунка и высказываний 0; 1 8 Подчеркнутая талия 0; 1 9 Отсутствие трубы на крыше 0; 1 10 Другие возможные признаки Трудности 1 Отсутствие двери 0; 2 Общения 2 Очень маленькая дверь 0; 1 3 Отсутствие окон 0; 2 4 Излишне закрытые окна 0; 1 5 Окна – отверстия без рам 0; 1 6 Выделенное лицо 0; 1 7 Лицо, нарисованное последним 0; 1 8 Отсутствие основных деталей лица 0; 2 9 Человек, нарисованный схематично, из палочек 0; 2 10 Дом, человек в профиль 0; 1 11 Дверь без ручки 0; 1 12 Руки в оборонительной позиции 0; 1 13
Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 0; 1
14 Другие возможные признаки Депрессивность 1 Помещение рисунков в самый низ листа 0; 1; 2; 3 2 Вид дерева или дома сверху 0; 1 3 Линия основания, идущая в низ 0; 1 4 Линия, слабеющая в процессе рисования 0; 2 5 Сильная усталость после рисования 0; 2 6 Очень маленькие рисунки 0; 2 7 Другие возможные признаки
При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности. Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию центральной нервной системы. Существует 5 показателей органического поражения центральной нервной системы: 1. Двойные линии в рисунке; 2. Несоединенные между собой линии; 3. Сильный уклон нарисованной фигуры; 4. Очень большая голова или 5. Неадекватно выделенная в рисунке человека. Присутствие более 5 признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение центральной нервной системы. Наличие органической дисфункции центральной нервной системы еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети могут скоро уставать, быть менее внимательными. В результате проведенного исследования и количественной оценки теста мы получили данные по симптомокомплексам, которые представили в виде таблицы: Таблица 2: Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексов
Симптомокомплекс Количество детей по уровню Высокий Средний Низкий чел. % Чел. % Чел. % Незащищенность 7 24% 22 76% Тревожность 2 7% 5 17% 22 76% Недоверие к себе 7 24% 22 76% Чувство неполноценности 4 14% 25 86% Враждебность 6 21% 23 79% Конфликтность (фрустрация) 6 21% 23 79% Трудности общения 5 17% 24 83% Депрессивность 7 24% 22 76% Мы имеем следующие результаты:
В таблице 2 находятся следующие полученные данные : по симптомокомплексу “незащищенность” - 24% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 76% детей–низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу “тревожность” - высокий уровень тревожности имеют 7% детей, средний уровень тревожности имеют 17% детей и низкий уровень–76% детей группы. 24% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу “недоверие к себе” и 76% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “чувство неполноценности”: 14% детей имеют средний уровень выраженности, 86% детей–низкий уровень. 21% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу “враждебность” и 79% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “конфликтность (фрустрация)” имеют средний уровень 21% детей и низкий уровень имеют 79% детей. По симптомокомплексу “трудности общении” имеют средний уровень 17% человек и низкий уровень–83% человек. И по симптомокомплексу “депрессивность” имеют средний уровень 24% детей и 76% детей из всей группы имеют низкий уровень. Анализируя таблицу количественной обработки данных по симптомокомплексам, мы увидели некоторую взаимосвязь уровня тревожности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высоким и повышенным уровнем тревожности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности. Анализируя рисунки некоторых детей, мы получили следующие результаты: Например, анализ рисунка Ярослава Ч. показал нам наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (мальчик имеет неблагоприятную статусную категорию). Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисовании сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда рисовал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка. В некоторых рисунках дети изображают военную тематику, человека в агрессивной позе, кисти рук в виде кулаков, что говорит о наличии у некоторых детей агрессивных тенденций, например рисунок Саши Ч. , Димы Д. , Леши Д. При анализе рисунка Вовы В. Заметно проявление у мальчика агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в руках держит шпаги). На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. Мы предполагаем, агрессивность мальчика выражается в стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе, как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, что возможно и является причиной возникновения трудностей в общении с другими детьми группы. По результатам социометрического исследования видно, что Вова В. имеет только два выбора из всех детей группы, мальчик имеет неблагополучную статусную категорию и из этого мы также можем сделать вывод, что у мальчика возникают трудности в общении с другими детьми. Следствием агрессивности может являться и то, что большинство детей испытывают по этой причине к мальчику негативные эмоции и отрицательно их оценивают и следовательно не принимают Вову В. в свой круг общения. В группе при проведении наблюдения за детьми у Вовы В. проявлялись в поведении признаки агрессии по отношению к другим детям. Дети часто жаловались на него (“Вова обижает меня.... ”, “А Вова толкается.... ”). Также в рисунках многих детей наблюдаются элементы демонстративности. Особенно это видно на рисунках девочек Леры Т. , Ярославы Я... Девочки изображают принцесс в пышных платьях, с коронами; на платьях множество разнообразных, необычных форм кармашков, нашивок, украшений. Такая степень декорированности фигуры свидетельствует о преобладающих демонстративных тенденций у детей. Демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях в семье, а иногда и в группе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|