реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Влияние алкоголя на организм подростка. Лечение алкоголизма

реферат

индивида в отношении алкоголизации:

- так называемой "абстинентной культуре" соответствует установка на полное

воздержание;

- "допускающая" установка соответствует "либеральной культуре" , однако при

этом запрещается откровенное пьянство;

- "двусмысленная и противоречивая алкогольная установка - "амбивалентная

культура";

- "патологическая культура" – алкогольная установка, допускающая любые

проявления пьянства.

Причины пьянства в особенностях процесса социализации, деформировавших

культурные нормы поведения, в том числе и потребления алкоголя.

2. ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Анализируя в целом современные зарубежные и отечественные исследования по

проблеме алкоголизации молодежи, можно отметить ряд характерных

особенностей. Многие полученные в этих работах данные позволяют выявить

динамику алкоголизации, оценить эффективность проводившихся мероприятий по

борьбе с употреблением алкоголя детьми и подростками. Изучение причин

алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе

влияния микросоциальной среды – родителей, друзей, товарищей – и изучении

внешнего влияния традиций, обычаев. С другой стороны, психиатры и психологи

пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно

внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной

личности). В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленные теории

происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая,

эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину

алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к

подсознательным стремлениям человека ("потребность саморазрушения",

оральная фиксация, латентный гомосексуализм). Социальный подход к

алкоголизму как общественному пороку по существу подменяется

модернизированными вариантами фрейдизма, социальной экологии и т. п.

Попытки некоторых западных ученых дать объективный анализ алкоголизма как

социального явления не идут дальше реформаторских предложений. Чаще всего

они не раскрывают социальной обусловленности алкоголизма, его зависимости

от общественных отношений.

Анализ употребления пива школьниками трех городов обнаруживает одну

существенную деталь. Во всех трех возрастных группах среди мальчиков

лидировали представители Инты, а среди девочек – Петербурга. Школьницы

крупного города больше "эмансипированы" в вопросах алкоголизации, чем их

сверстницы из менее урбанизированных регионов.

Важным звеном в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к

алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе

сверстников. Как видно из иллюстраций, во всех трех городах школьники

примерно в равной степени начинают с возрастом приобщаться к алкоголизации

в компании друзей. В отношении употребления спиртных напитков в семье

картина противоположная. И у мальчиков, и у девочек наглядно прослеживается

прямая зависимость частоты алкоголизации в семье от "уровня урбанизации" (с

максимальными показателями во всех возрастных группах по Петербургу).

Тот факт, что дети из семей, соблюдающих "сухой закон", по отношению к

детям из семей, не соблюдающих его, менее осуждали пьянство (t=3,4) и чаще

встречали затруднения в его квалификации (t=3,8), возможно, объясняется

отсутствием в их семьях "алкогольной практики". Наибольшая частота

квалификации пьянства как нормального явления встречалась в семьях с

преимущественным употреблением спиртных напитков по выходным дням, что,

возможно, являлось следствием своеобразной адаптации детей к семейным

выпивкам, еще не достигшим уровня асоциальности, как в семьях с ежедневным

потреблением, где этот показатель наименьший (t==2,1). Дети из семей с

ежедневным употреблением спиртных напитков, так же, как и дети из семей,

соблюдающих "сухой закон", имели равные показатели безразличного отношения

к проблеме пьянства (t=1,3).

С возрастом изменялись оценки учащимися состояния опьянения окружающих.

Частота случаев квалификации пьянства как нормального явления имела у

мальчиков прямую корреляцию с увеличением возраста (г=+0,99; р&lp;0,01).

Юноши в 16 лет с меньшим осуждением, чем девушки, относились к пьянству

окружающих (t=4,3). В наибольшей степени затруднялись однозначно выразить

свое отношение к пьянству дети 9 лет (в равной мере девочки и мальчики).

Но, начиная с 13 лет, девочки определеннее мальчиков выражали свое

отношение к пьянству окружающих: у них число неопределенных ответов было

примерно в два раза меньше (t=3,6). Надо заметить, что девочки вообще более

однозначно высказывались по всем предложенным вопросам, чем мальчики.

На фоне рассмотренных общих оценок алкоголизации учащимися представляет

интерес вопрос о том, в каких ситуациях, в каких пределах они считают

допустимым собственное употребление спиртных напитков. Из иллюстрации

видно, что число девочек 16-17 лет, положительно оценивающих употребление

алкогольных напитков по праздникам, превосходило соответствующие показатели

у мальчиков, их сверстников (t=2,3).

Таким образом, алкогольные обычаи микросреды во многом определяют

алкогольные установки детей, их оценки пьянства окружающих, отношение к

возможности собственной алкоголизации и ее динамику. Они являются первым и

наиболее важным звеном в развитии алкоголизации у подростков, основой

"социальной толерантности" к пьянству.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что

уровень потребления спиртного выше в. среде подростков, состоящих на учете

в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт

знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием

оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль

алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих

соответствующую форму потребления спиртного и опьянения. Задачей дальнейших

социально-психологических исследований будет разработка системы методов

вероятностного прогнозирования алкоголизации для тех или иных типов

подростков группы риска.

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ И ХАРАКТЕРА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей

рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной

среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы

распространенности и характера ранней алкоголизации.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в

возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить

при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет. При анализе

алкоголизации несовершеннолетних мы исходили из важного в методологическом

плане положения о том, что употребление спиртных напитков подростками

необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения (Личко,

1977). Это требует более широкого и глубокого подхода к рассматриваемой

проблеме, не ограничивающегося рамками социальной и клинической наркологии.

В таблице 1 приводится качественный состав спиртных напитков, употребляемых

молодежью. Как видно из таблицы, мальчики чаще девочек употребляют основные

виды спиртных напитков, причем с возрастанием их крепости эта разница

становится существенной. Среди городских школьников распространено

потребление преимущественно слабых алкогольных напитков – пива, вина,

учащиеся же сельских школ более знакомы со вкусами крепких спиртных

напитков. В 20-30-е гг. можно было встретить достаточно широкое

употребление школьниками самогона: в 1,0 – 32,0%, у мальчиков и 0,9 – 12% у

девочек. С возрастом увеличивалась частота употребления водки.

Практически во всех социально-гигиенических и клинико-социальных

исследованиях алкоголизации молодежи использовался метод опроса в различных

модификациях – от заочной анкеты до интервью по телефону и клинического

интервью.

Наиболее трудносопоставимы между собой данные о распространенности и

частоте употребления алкогольных напитков среди молодежи, так как авторы не

только различных стран, но даже одной и той же страны в один и тот же

исторический период использовали качественно отличные друг от друга методы

выявления употребляющих и не употребляющих алкоголь, различные

классификации по возрасту и т. д.

По возрастным группам в литературе можно встретить данные об употреблении

алкоголя детьми от первых месяцев жизни (Brunon, 1899) до молодых людей 20-

25 лет (Никольский, 1910).

Критерием начала алкоголизации служила различная глубина опьянения. Так, М.

Плотников (1890) учитывал тех, которые "пробовали и бывали пьяны", А. М.

Коровин (1910) - "напивавшихся", Б. С. Сигал (1928) - "напивавшихся

допьяна", Е. С. Скворцова (1978) – "знакомых со вкусом алкоголя" и т. д.

Вследствие такого разнопланового подхода к оценке частоты и

распространенности алкоголизации подростков сильно затруднено обобщение

данных. Можно, однако, констатировать более раннюю и широкую алкоголизацию

детей в. XIX в. , что во многом являлось следствием менее критичного

отношения к ней взрослых. За последние сто лет изменяется стиль и язык

исследований – от преимущественно публицистической драматизации вопросов

детского пьянства к попыткам глубокого научного анализа. В работах

последних десятилетий все строже систематизируются получаемые показатели,

растет репрезентативность выборок, формируется сравнительный подход к

оценке алкоголизации различных возрастных групп.

О росте употребления алкогольных напитков подростками и молодежью в

последние десятилетия красноречиво свидетельствуют многолетние панельные и

сравнительные исследования, проведенные в США, Канаде, ФРГ и других

странах. Например, данные панельного исследования в штате Калифорния (США)

за 7 лет показали значительное увеличение употребления алкоголя учащимися

(В1ас1с1ог 1974). Процент учеников, употреблявших алкоголь в течение

последнего года, составил еле дующий динамический ряд: 1968 – 65%, 1969 –

73, 1970 – 74, 1971 – 77, 1972 – 81, 1973 – 85, 1974 – 86%.

С 1967 по 1974 г. Shuder (1976) провел опрос 1004 подростков относительно

потребления ими алкоголя. Среди подростков 16-18 лет, происходящих из

семей, где старшие потребляли алкоголь, 94% регулярно пили алкогольные

напитки, остальные 6% имели к нему отчетливую склонность; соответствующие

данные для девушек были 68 и 32%. Важным отрицательным фактором была

безнадзорность детей. Среди подростков 16-18 лет, чьи родители не находили

времени для общения с ними, 65% юношей и 62% девушек регулярно принимали

алкоголь. Автор обращает внимание на то, что родители часто не подозревали

о том, что их дети злоупотребляли спиртными напитками. Относительно

регулярного потребления алкоголя детьми вне праздников многие родители не

были информированы (в 58% случаев для возраста 10-14 лет, в 35% случаев для

возраста 14-16 лет, в 11% случаев для возраста 16-18 лет).

Таким образом, темп роста употребления алкогольных напитков среди девочек

(девушек) идет быстрее, чем у мальчиков (юношей). Девушки, как

свидетельствуют исследования зарубежных авторов, по всем показателям

употребления (дозе, частоте, крепости напитков и т. д. ) догоняют юношей.

Несмотря на разноплановость критериев выявления злоупотребляющих алкоголем

и больных алкоголизмом в подростково-юношеском возрасте, данные различных

авторов все-таки позволяют судить о том, что их число достаточно велико

(табл. 2). Анализ материалов, приведенных в таблице, свидетельствует, что

за последние 100 лет независимо от уровня употребления и злоупотребления

спиртными напитками показатели распространения собственно алкоголизма у

молодежи сохраняются на достаточно стабильном уровне, не превышающем 5%

больных до 20 лет и 8-10% больных до 25 лет (от общего числа взятых на

учет). Этот факт имеет принципиальное значение, так как свидетельствует о

динамике возникновения и развития ранних форм алкоголизма в целостной

структуре алкогольной заболеваемости.

Многие исследователи констатируют тенденцию к увеличению потребления

алкогольных напитков и росту заболеваемости хроническим алкоголизмом в

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.