реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Учение о физиологии

реферат

соответствует силе раздраженния.

Значительный прогресс в психологии был связанн с попытками ввести

количественные оценки в изучение различных психических явлений. Заслуга

здесь принадлежит лейпцингскому профессору анатомии и физиологии Э. Веберу

(1804-1891), много работавшему в области изучения тактильной

чувствительности. Особо известны его эксперименты, относяшиеся к

различительной чувствительности. Так, им было обнаружено, что наименьшее

восринимаемое различие находится в постоянном отношении с весом, каков бы

нибыл этот последний.

Обобщение в этой области принадлежало другому лейпцингскому учёному,

врачу, а затем физику- Т. Фехнеру (1801-1887), который стремился найти

зависимость между интенсивностью стимуляции и интенсивностью ощущения. Свои

исследования по этому вопросу он изложил в книге « Элементы психофизики».

Фехнером был сформулирован закон, известный теперь как закон Вебера-

Фехнера. Согласно ему, прирост ощущения ([pic]) пропорционален приросту

логарифма интенсивности([pic]) :

[pic],

где С-коэффициент пропорциональности.

Другой подход, также приведший к проникновению в психологию

количественных методов, был связан с изучением явления, которе впоследствии

получило название «время реакции». Было обнаружено, что реакция на

раздражитель не возникает сразу, а несколько запаздывает, причём это

запаздывание не одинаково. Это наблюдение было сделано в связи со

сравнением моментов, в которые разные наблюдатели отмечали прохождение

звезды через координатную сетку телескопа. Первоначально это привело даже к

тому, что один из ассистентов Гринвичской обсерватории был уволен, т.к. по

мнению директора обсерватории, он отмечал прохождение звезды через меридиан

с опозданием на десятую долю секунды. Это произошло в конце 18 столетия, и

лишь спустя четверть века в результате систематических нблюдений другого

астронома было установлено, что каждый человек имеет своё индивидуальное

время реакции.

Большая работа по изучению времени реакции, а также по внедрению в

психологию других способов количественного изменения реакций была проведена

профессором психологии Лейпцигского университета В. Вундтом(1832-1920),

ранее занимавшимся физиологией. Он считается основателем экспериментальной

психологии, явившейся одной из предтеч учения о высшей нервной

деятельности.

Как уже было сказано, в становлении высшей нервной деятельности наряду

с экспериментальной психологией немалую роль сыграла также и

зоопсихология, возникновение кторой связано с именем Ч. Дарвина(1809-1882),

а именно с его трудом «Выражение эмоций у животного и человека».

Действительно, установив непрерывность эволюционого процесса образования

видов, Дарвин усмотрел элементы общности между психикой человека и

животных, показав, в частности, что эмоциональное проявление человека,

можно рассматривать как дальнейшее развитие функций животных, имеющих

полезный характер.

Конец 19 и начало 20 века было периодом расцвета экспериментальной

психологии и вместе с тем её кризиса. Найчный подход к исследованию психики

открывал широкие перспективы изучения фунций мозга, но доминирование

взгляда на психику, как на особое явление, не имеющее ничего общего с

физиологическими процессами, препятствовало этому. Психике человека

приписывали таинственные особенности, будто бы не познаваемые объективным

путём, а животных наделяли чувствами и переживаниями, свойственными

человеку. Противоречия между аучными фактами и уморительными объяснениями

их привели к распаду психологии нанесколько направлений, пытавшихся

преодолеть кризис, возникший в недрах науки.

Против антроморфизма и интроспекции зоопсихологов и психологов

выступили Л.Морган, автор книги «Привычки и инстинкт»(1899), а также Ж. Лёб-

автор теории тропизмов. Ж.Лёб считал, что понятия, применяемые при

описании поведения организма, должны быть объективными. Согласно его

теории, поведение животных, подобно движению планеты, определяется внешними

силами, организмы бездушны и, как всякая материя, подчиняются физико-

химическим законам. Лёб считал, что трофизмы, возникающие под влиянием

внешнего воздействия у растений и низших животных, служат главным

механизмом поведения животных. Однако Лёб был вынужден признать наличие у

высших животных ассоциативной памяти, представляющей нервные следы

предыдущих поведенческих реакций. Сходной точки зрения придерживался

психолог Г.Дженнингс, но, в отличие от Лёба, он пользовался введённым

Сенсером понятием « проб и ошибок». Он считал, что в результате проб и

ошибок животное выучивается находить правильное решение задачи. В общем это

было научное стремление к познанию первопричины поведения животных, его

физико-химически основ, но оно доводилось до абсурда стиранием качественных

особенностей живого и неживого.

Особенно значительным событием в экспериментальной психологииконца 19

века было появление нового направления- бихевиоризма. Один из

основоположников бихевиоризма-американский психолог Э.Торндайк(1874-1949)-

изучал поведение цыплят, кошек, собак и обезьян объективным путём. Животное

помещалось в ящик и могло выйти из него к пище или на свободу, выучившись

открывать дверцу. В результате наблюдений Торндайк сформулировал три

главных закона обуения-пользы, эффекта и упражнения. Суть этих законов в

том, что полезные действия животного, в силу их связи с приятным чувством в

результате выхода, освобождения из клетки, закрепляются, а вредные,

вызывающие неприятные чувства, исчезают. Полезные действия становятся тем

прочнее, чем больше организм в них упражняется. Трондайк и его

последователи накопили большой и интересный материал относительно скорости

обучения различных животных, длительности удержания навыков и т.д. В

отличие от своих предшественников-психологов, оперировавших понятием

ассоциации идей, Торндайк обратил внимание на ассоциацию между стимулом и

реакцией организма, как основу поведения животного. Хотя Торндайк в своих

объяснениях экспериментальных фактов пытался ссылаться на

нейрофизиологические представления о нервной системе как субстрате

обучения, решения же проблемы обучения сводилось, по существу, только к

констатации того, что животные могут приобретать полезные навыки,

закрепляющиеся в результате упражнения. Бихевиористы, проводя эксперименты,

не обращали внимание на самое главное- на мозговые процессы, возникающие в

результате действия стимула, вследствие которых развивается ответнаая

деятельность организма. При этом бихевиористы не отрицали накличия сознания

и мышления как функции мозга, возможных мозговых механизмов. Однако они не

стремились их изучать, полагая, что это неосуществимо.

Возникновение бихевиоризма было прогрессивным явлением в истории

психологии, нанесшим удар идеалистическим представлениям о психической

деятельности. Это направление показало, что ассоциация- связь не между

идеями, а между стимулом и ответом организма. Это был своего рода научный

протест против адетерминизма и антропоморфизма в психологии. Однако отказ

от изучения нервных механизмов поведения слишком сильно сужал значение

этого научного направления. Противоречие между результатами эксперимента и

попытками их объяснить привели в 20-30х годах к распаду бихевиоризма на

несколько ветвей. Так, одни исследователи считали, что вся психическая

деятельность сводится к операциям, действиям (Б. Скинер), а другие

придавали исключительное значение мотивам, побуждениям, стремлениям

организма к цели (Э. Толмен).

В дальнейшем необихевиористы стали широко пользоваться достижениями

нейо физиологии, биологии, физики, химии и математики и их методиками при

объяснении результатов своих экспериментов.

Несмотря на значительный сдвиг в методическом подходе к поведению

животных, необихевиористы в метологических трактовках экспериментов

недалеко ушли от родоначальников своего направления. Их убеждения остались

позитивистскими: связь стимула и реакции они понимают не как результат

причинно-следственной зависимости, а как корреляционное отношение.

Иной подход к изучению психических явлений связан с направлением,

получившим название гемтальпсихологии. Представителями этого направления

были, главным образом, немецкие психологи: Коффка(1886-1941), В.

Кёллер(1887-1967), К. Левин(1890-1947) и др. Основная идея этих психологов

состояла в том, что восприятие всегда целостно и обучение должно

рассматриваться не как образование ассоциации между стимулом и реакцией, а

как некоторая «реорганизация перцептивной деятельности» (перцепция-

восприятие). С точки зрения гемтальтистов, бихевиористы незаслуженно

упрощают взаимоотношения между восприятием организмом внешней среды и

ответной реакцией организма. Целостное восприятие, по мнению сторонников

этого направления, не может быть выведено из отдельных его частей, в нём

всегда присутствует ещё нечто, что характеризует своеобразие данного

образа, или, пользуясь терминологией Левина, данного перцептивного поля.

Однако гемтальтисты, как и бихевиористы, не пытались связывать свои

представления с конкретным механизмом мозговой деятельности. Идеи

гемтальтпсихологии нашли в дальнейшем некоторое развитие в различных

кибернетических теориях и в попытках машинного моделирования деятельности

мозга, но они почти ничего не дали для изучения его реальной работы.

Предпосылки возникновения учения о высшей нервной деятельности.

Благодаря трудам И.П. Павлова возникла и развилась физиология ВНД,

основная задача которой- изучение закономерностей и механизмов работы

головного мозга.

Мы уже рассмотрели те общие истоки изучения деятельности мозга,

которые были связаны с развитием различных областей психологии, и в первую

очередь с экспериментальной психологией и зоопсихологией. Однако помимо

этих общих предпосылок значительно большее влияние на возникновение учения

о ВНД оказали успехи в физиологии, и в первую очередь в физиологии ЦНС.

Поэтому, говоря о непосредственных истоках павловской теории работы мозга,

следует указать на главные предпосылки.

Первой предпосылкой следует считать работы И.М. Сеченова о центральном

торможении, последствиях (сохранении следов возбуждения) в нервной системе,

суммации подпороговых раздражений, ритмической, электрической активности в

продолговатом мозге и его знаменитую гипотезу о рефлекторных механизмах

мозга.

Второй педпосылкой послужили достижения отечественной и зарубежной

физиологии, сосредоточившей внимание на роли нервной в деятельности

организма, при этом существенную рорль нервной системы в деятельности

организма, при этом единственную роль сыграли клинические наблюдения и идеи

С.П. Боткина(1832-1889). В результате этого формировался «нервизм», т.е.

направление, придающее доминирующее значение нервной системе в регуляции

функций организма, поддержании его целостности и адаптации к среде.

Третьей предпосылкой явился материалистический взгляд на психику,

получившей дальнейшее развитие в трудах русских революционных демокритов

В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена(1812-1870), Д.И. Писарева(1840-

1868), Н.Г. Чернышевского(1828-1889) и др. В борьбе с крепостничеством и

самодержавием они формировали новое мировоззрение, для обоснования

которого находили доказательства не только в общественных, но и в

естественных науках. Для них было очевидно, что представления психологов и

философов-идеалистов о душе, отделённой от тела человека, не подтверждены

опытом, они вытекают не из экспериментов и наблюдений, а из чистого

умозрения. «Сами выдумали,-говорил Герцен,- духовные силы, да удивляются,

что их ни найти нельзя, ни понять нельзя». Весьма резко и с большим

убеждением против идеалистических взглядов на психику выступали все

революционеры-демократы.

Из сказанного следует, что павловское учение зиждётся, главным

образом, на успехах отечественной научной мысли, которая, в свою очередь,

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.