Сам процесс буддийской медитации состоит из двух частей:
1) “аналитическая” медитация;
2) “стабилизирующая” медитация[2].
Первая часть помогает медитирующему различить, увидеть вещи некоторым
более благотворным образом, видеть реальность, а не проекции собственных
фантазий. Это делается для того, чтобы почувствовать. На этом уровне
процесс практики не вербален. Научившись смотреть на мир, чувствуя в себе
подобные благотворные установки, практикующему можно переходить к
стабилизирующей ступени, которая состоит в том, что мы максимально
сосредотачиваемся на том, что он видит.
При занятиях медитацией важно научиться сосредотачиваться, избавиться от
помех, а для того, чтобы удерживать сосредоточение, нужно корректировать
свое внимание, когда оно отвлекается. В разных буддийских традициях это
делается по-разному. Рекомендуется не быть привязанным к единственной
практике.
В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых
можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный
объект, или даже сам ум, процесс мышления. В практиках Махаяны предлагается
концентрировать внимание на ментальных явлениях. В тантре для
сосредоточения используется визуализация самих себя в образе Будды.
Медитативные практики в дзэн-буддизме
Корни дзэн были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришел в Китай из
Индии в 6 веке. Впоследствии, в 12 столетии, учение Дзэн проникло и в
Японию. Дзэн описывали как "особое учение без священных текстов, вне слов и
букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его
природу, и ведет к просветлению".
Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей
природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием
самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати
и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни
Востока.
Дух Дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность
искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение
врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много
значений, но ни одно из них не определено полностью.
Дзэн-буддизм оказал значительное влияние на развитие китайской и японской
культуры. Это течение возникло как эзотерическая секта. Слово “дзэн”
(дхьяна) означает “созерцание, самопогружение”. Именно на внезапном
озарении в результате интуитивного толчка акцентирует основное внимание
дзэн-буддизм, объявляя буддийские обрядность, культы и храмы пустой тратой
времени.
Одно из положений дзэн-буддизма состоит в том, что Истина и Будда всегда
с нами, только надо уметь их найти, узнать, понять. Истина состоит в
озарении, которое возникает внезапно, как внутренний интуитивный толчок,
который нельзя выразить словами. Иррациональность дзэнского подхода состоит
в том, что человеку необходимо ждать своего часа, и после размышлений в
стремлении постичь непостижимое его вдруг осенит нечто, посетит мгновенное
озарение, и он постигнет Истину. Смысл этого состоит в раздвижении границ
мышления, в выходе за пределы чувственного эмпирического опыта.
Медитативная практика дзэна содержит множество методик перестройки
интеллектуальной, духовной и телесной структуры человека: темы для
размышления (коаны), диалоги с наставником, стимулирующие действия,
неожиданные воздействия (резкие окрики, внезапные удары и т.д.). Для
стимуляции напряжённой работы мозга, развития умственного поиска
использовалась практика загадок, подразумевавшая медитацию над специальными
формулами или двустишиями. Упражняющемуся надо было найти внутренний смысл
загадки. Другая часть подготовки – интуитивные диалоги ученика с мастером
(мондо), в которых огромный массив информации передавался ученику за
секунды. Цель мондо – вызвать в сознании ученика резонанс с сознанием
мастера, вызвать у начинающего просветление или подготовить его к озарению.
Процесс медитации осуществлялся в специальных сидячих позах (дза-дзэн).
Позвоночник при этом должен быть выпрямленным, находясь на одной линии с
головой. Одна из школ дзэн (сото), использует способ медитации сидя лицом к
стене, когда медитирующий стремится забыть всякие собственные переживания,
отделиться от самого себя. Сначала практикующий сосредотачивается на
мышечной релаксации, затем – на ритмике дыхания, наблюдая за ним.
Постепенно внимание переносится на умственную деятельность. По ходу времени
умственная деятельность теряет логическую последовательность и
ассоциативность. После систематических тренировок достигается способность
вызывать состояние, при котором сознание практикующего освобождается от
посторонних мыслей, при этом ощущается внутреннее спокойствие и
уверенность. Опираясь на это состояние, практикующий может осуществлять
сознательный психический процесс с большой глубиной концентрации на
реальных или абстрактных объектах.
Медитативные практики в христианстве
С установлением и всеобщей победой христианства в Европе основной акцент
медитативной практики сместился в сторону длительных молитв и
схоластических рассуждений. Молитвы длились иной раз несколько часов, что
представляло собой вид медитации. Более сложные медитативные практики
существовали в закрытых духовных орденах (доминиканцев, тамплиеров,
госпитальеров).
Вывод о наличии специальных упражнений можно сделать, исходя из некоторых
высказываний (например: “Ищи сокровище в сердце своём” у тамплиеров, что
полностью соответствует многим восточным учениям), существования “Логос-
медитации”, православной “Иисусовой молитвы”, иезуитских “экзерциций”. Есть
существенные совпадения между основными элементами этих упражнений и
практикой йогической медитации. То же можно сказать о продолжительных
молитвах преподобного Серафима Саровского. “Иисусова молитва” повторялась
им многократно, подобно практике беспрерывного чтения мантр в джапа-
медитации.
Многие христианские мыслители выходили за тесные рамки учения, например,
Мейстер Экхарт. По Экхарту, человек способен познать Бога благодаря тому,
что в самом человеке заложена “искорка”, единосущая Богу. Отрешаясь от
своего “Я”, соединяясь с Божественным “ничто”, душа человека является
средством порождения Богом самого себя.
К сожалению, и по сей день появляются “воинствующие” или слишком
ограниченно понимающие букву Учения – такое ощущение у меня возникло при
прочтении книги “Православие и религия будущего” иеромонаха Серафима Роуза
(1934-1982). В этом труде Серафим Роуз выступил с критикой не только
медитации, но также большинства практик личностного развития, многих
религий и конфессий (экуменизма, пятидесятников и т.д.).
Медитативные практики в исламе: суфизм
Подобно многим вероучениям, в исламе можно выделить внешнюю сторону,
рассчитанную на массы верующих, и внутреннюю, эзотерическую – суфизм.
Первые суфийские общины появились в начале VIII века в Ираке. Слово “суф”
означало грубую ткань, так как атрибутом суфизма была аскетическая
практика. Теоретические основы суфизма были заложены в IX веке.
Основные положения суфизма сводятся к следующему. Абсолютная Реальность
имеет превосходство над миром ощущений. Главная задача – найти Бога в себе,
развивать любовь к нему, превратить всё личное и социальное в инструмент
Аллаха. Единственный путь к Аллаху – медитация, интуитивные поиски,
аскетическая практика и т.д. В духовном развитии человека выделяется
несколько ступеней (от 3 до 12). Первая ступень посвящения (шариат) ставила
целью изучение норм ислама. Вторая ступень (Тарикат) означала, что ученик
вставал на правильный путь и становился мюридом. На третьей ступени
(марифат) суфий умел сливаться с Аллахом в экстатическом трансе. Четвёртая,
высшая ступень (хакикат) означала постижение истины и слияние с Богом, что
становилось доступно немногим. Путь суфия реализовывался обычно в суфийских
монастырях, каждый из которых придавал свои отличительные черты; поэтому
суфизм не являет собой единую систему практики.
В учении суфизма особую роль занимают медитативные техники. Религиозно-
философское учение о свете и мистическом озарении (ишрак) рассматривалось в
суфизме как истинный путь и спасение и восходит к зороастризму и
манихейству. Ишрак это интуитивное мышление, достигаемое аскетизмом и
медитацией, дающее полное и истинное знание.
Музыка называется у суфиев “пища души”. Суфии всегда смотрели на музыку,
как на самое излюбленное средство для достижения духовного развития.
Собрания с музыкой и танцами называются “сэма”. Суфий, находясь в состоянии
духовного экстаза, сосредоточивает внимание своего сердца на самоотреченном
вспоминании Бога.
Суфизм оказал значительное влияние на этику, литературу и искусство
Ближнего Востока, Средней Азии.
Раздел 3. Современные направления медитативной практики.
Интегральная йога Ауробиндо и Трансцендентальная Медитация Махариши
Одна из неклассических йог, возникших в XX веке, – Интегральная йога,
разработанная Шри Ауробиндо Гхошем. Её индийский синоним – Пурна-йога
(полная, совершенная). Исходный аспект в ней – самоуглубление и
сосредоточение на Безмолвии, а основными теоретическими предпосылками
служат представления о различных уровнях сознания, задача полного раскрытия
человеческого “Я” в процессе активного преобразования внутреннего и
внешнего мира.
Трансцендентальная медитация разработана индийским йогом (точнее, бывшим
физиком) Махариши Махеш Йоги. Первоначально она распространялась им в
родной Индии, но не получила коммерческого успеха. Поэтому Махариши решил
попытать счастья в штате Калифорния, США, сориентировавшись в ситуации
увлечения восточными учениями. С середины 60-ых до середины 70-ых был
период наибольшего интереса к ТМ, когда ею увлекались не только простые
американцы, но и артисты, музыканты (например, групп The Beatles, Rolling
Stones). После почти десятилетнего бума интерес к ТМ стал снижаться.
Трансцендентальная медитация – это модифицированная мантра-медитация,
приспособленная к западной культуре. Теоретической её основой является
учение адвайта веданты Шанкарачарьи, в своё время возродившее индуизм в
Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Целью исповедующего его
и вступившего на этот путь является объединение ума с бесконечным
сознанием; на начальном этапе – освобождение от двойственности сознания,
которое считается главной причиной человеческих страданий. Техника
трансцендентальной медитации – это приёмы концентрации внимания, т.е.
практика дхьяны (дхианы). Методику ТМ отличают простота и относительная
лёгкость выполнения. Для начинающего самое важное – не касаться
интеллектуальной области, не думать. Первичный курс ТМ не требует овладения
специальными позами и проводится сидя на стуле или лёжа. После
вступительных занятий желающие заниматься дальше проходят обряд
“посвящения” (фактически поклонение индуистским богам и обожествление
гуру). В последующем ТМ проводится регулярно дважды в день по 20 минут.
Ученик медитирует, непрерывно повторяя свою личную мантру, давая уму полную
свободу. При проведении ТМ рекомендуется избегать больших усилий в
концентрации внимания. При последовательной тренировке ученик выходит на
особый уровень сознания, которое в ТМ описывается как состояние полного
удовлетворения, блаженства, абсолютного осознания сущего. В последующем
ставится цель – использовать ТМ как средство управления чувствами и умом
при сохранении активного образа жизни.
В психотерапии ТМ используется в качестве одного из методов психической
саморегуляции для снятии тревоги и напряжения.
Аспекты медитативной практики в трудах Айванхова и Кришнамурти
Французский философ и духовный учитель Омраам Микаэль Айванхов
(1900–1986) родился в Болгарии и жил во Франции с 1937 года. Во всех его
произведениях поражает многообразие точек зрения, с которых он
рассматривает единственную проблему: человек и его совершенствование. Темы,
которые он затрагивает, неизменно трактуются с позиции пользы, которую
Страницы: 1, 2, 3
|