реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Телефонное консультирование

реферат

-обсудить сферу сексуальных отношений, которые после насилие надолго

лишаются естественности и привлекательности.

Наиболее полезным в работе с жертвами сексуального насилия бывают

элементы гештальт - терапии.

При беседе с абонентом, который находится в стрессе после пережитого

насилия, стресса, т.е. находятся в посттравматическом стрессовом

расстройстве необходимо определить, сколько прошло времени с момента

травмы.

В пределах первых полутора месяцев у абонента преобладают сильные

эмоциональные нарушения. Задачи консультирования состоят в том, чтобы

стабилизировать и снизить интенсивность.

В течение полугода: основное внимание должно уделяться переживанию

травмы, исследованию и переработке травматических воспоминаний и их

интеграции. Основной задачей консультирования по истечении полугода после

травмы следует считать реинтеграцию личности с дальнейшим развитием

устойчивости к травматическим переживаниям и восстановлению связей.

Помимо обращения в службу Доверия, собеседников следует побудить к

занятиям в терапевтических группах. Они являются более эффективным

методом лечения при стрессовых расстройствах, чем индивидуальная

психотерапия.

И, наконец, я хочу уделить внимание суицидам. Пожалуй, это наиболее

тяжелая проблема, при телефонном консультировании. Суицидальное поведение

представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и

преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с

невыносимыми жизненными обстоятельствами. Для дальнейшего изложения

необходимо ввести ряд основных понятий, описывающих суицидальное

поведение.

Существуют общие черты, свойственные всем без исключения

самоубийствам. Они были впервые описаны американским суицидологом Э.

Шнейдманом28 в 1985 году.

1. Общая цель всех суицидов - поиск решения.

Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают

бессмысленно или бесцельно. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы

найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные

страдания.

2.Общей задачей суицидов является прекращение сознания.

Общая практическая задача суицида состоит в полном прекращении потока

сознания невыносимой боли, что представляется решением болезненных

жизненных проблем. Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о

возможности прекращения сознания в качестве выхода из ситуации.

3.Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая боль.

Если прекращение сознания - это то, к чему стремится суицидиент, то

невыносимая психическая боль является тем, от чего он убегает.

Психологическая боль есть, как писал Э. Шнейдман, мета-боль, боль

От осознания боли, душевное страдания или мучение личности. Когда

человек ее чувствует, его интрапсихическая реальность становится

невыносимой. В клинической суицидологии хорошо известно, что если снизить

интенсивность страдания, даже незначительно, то человек сделать выбор в

пользу жизни.

4. Общим стрессовом при суициде является фрустрированные

психологические потребности.

Суицид не следует понимать как бессмысленный и необоснованный

поступок - он кажется логичным совершающему его человеку на основании

логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на

определенном круге проблем. Суицид предпринимается, если фрустрирующие

потребности не удовлетворены.

5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность - безнадежность.

Психотерапевт или консультант в отношении пациента в этой ситуации

играет как бы роль опекуна, защищая его интересы и благосостояние. Целью

вмешательства становится снижение давления жизненных травматических

обстоятельств, вызывающих у человека эмоциональное напряжение.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.

Амбивалентность представляет собой наиболее типичное отношение к

суициду: чувствовать потребность совершить его и одновременно желать (и

даже планировать) спасение вмешательство других.

7.Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы.

Суицид не всегда бывает проявлением психоза, невроза или психопатии.

Его отличительной особенностью является преходящее сужение сознания с

ограничением использования аффективных и интеллектуальных возможностей.

8.Общим действием при суициде является бегство.

Оно отражает намерение человека уйти из зоны бедствия. Смыслом

самоубийства является радикальная и окончательная смена декораций;

действием, приводящим к этому, становится бегство.

9.Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о

намерении.

Э. Шнейдман считает, что наиболее интересным результатом

ретроспективного изучения психологических аутопсий в случае самоубийства

является обнаружение явных признаков его приближения почти в каждом

случае. Люди, намеревающиеся совершить суицид, испытывая к нему

амбивалентное отношение, тем не менее, сознательно или безотчетно подают

сигналы бедствия: жалуются на беспомощность, взывают о поддержке, ищут

возможности спасения.

10. Общей закономерностью суицида является его соответствие общему

стилю поведения в жизни.

При столкновении с самоубийством поначалу сбивает с толку то, что оно

является поступком, которому нет аналогов и прецедентов в предшествующей

жизни человека. И, тем не менее, ему можно найти глубокие соответствия в

стиле и характере поведения человека на протяжении его жизни. Необходимо

проанализировать состояния душевного волнения, способность переносить

психическую боль, тенденции к суженному или дихотомического мышлению, а

также использовавшиеся парадигмы бегства. Это позволит посмотреть на

суицидальное действие как на логическое завершение определенного

жизненного стереотипа, который может быть доступен психотерапевтической

коррекции.

Суицидальное поведение у подростков, имея сходство с действиями

взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Им характерна

повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать

и пережить, склонность к колебаниям настроения, слабость критических

способностей, эго - центрическая устремленность, импульсивность в

принятии решения. При переходе к подростковому возрасту возникает

повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего

и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду,

в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера

почти у четверти здоровых подростков. Основные мотивы суицидального

поведения у подростков:

1.Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

2.Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное

чувство и ревность.

3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей

из семьи.

4.Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

5.Боязнь позора, насмешек или унижения.

6.Страх наказания, нежелание извиниться.

7.Любовные неудачи, сексуальные экцессы, беременность.

8.Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.

9.Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать

неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

10.Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Амбрубова29 выделила особенности суицидального поведения в молодом

возрасте:

1. Недостаточно адекватная оценка аутоагрессивных действий. Понятие

"смерть" в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно,

как что-то временное, похожее на сон, но не всегда связанное с

собственной личностью. В отличие от взрослых у подростков

отсутствует четкие границы между истинной суицидальной попытки и

демонстративно - шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это

заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у

подростков рассматривать как разновидности суицидального

поведения.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения

взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства.

Этим обусловлены трудности своевременного распознания суицидальных

тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих

случаев.

3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с

отклоняющимся поведением: побегам из дома, прогулами школы. Ранним

курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями,

алкоголизации, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

4. В подростковом возрасте возникновению суицидального поведения

способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе,

чем у взрослых.

Существует модель разговора с суицидальным абонентом30. К ней

подходят и взрослые и, с учетом перечисленного выше, подростки.

1.Установление отношений.

Сформировываются отношения доверия. Имеет смысл узнать о событиях,

которые должны произойти, понять, не таят ли они в себе какую-либо

угрозу. Кризис обычно возникает из-за тех чувств или значений,

которые за собой ведут факты.

2.Идентификация проблемы.

После установления отношений доверия и получения первых сведений о

кризисной ситуации взаимная эмпатия и открытость позволяют определить

проблему, то есть установить возможность суицидального поведения.

Консультанту следует вести абонента к определению кризисной ситуации.

Обычно она скрыта, в качестве проблемы могут называться те или иные

предостерегающие признаки, на самом деле являющиеся следствием.

3.Исследование проблемы.

Оно начинается, если суицидальные угрозы становятся предметом

открытого обсуждения. Иногда возникают страх и тревога, которых не

нужно опасаться. Исследуются события и чувства абонента, что

позволяет расширить обсуждение и привести к более полному пониманию

происходящего. Начинается совместная работа, поиск иных выходов. Для

такой работы необходимо время, ибо абонент делится часто глубокими,

но не всегда ясными переживаниями. Нередко это бывает вообще первым в

жизни опытом рассказа о своих чувствах. Поэтому консультанту следует

чувствовать темп собеседника, обсуждая все значимые чувства и мысли.

Это существенно снижает эмоциональное напряжение, отодвигает сторону

мысли о конце, но при этом может возникнуть амбивалентность.

4.Оценка проблемы.

Она стоит в определении потенциальной опасности суицида и вероятности

смертельного исхода. Суициденты никогда не звонят, чтобы сказать

"Прощай"; они хотят, чтобы их остановили. Но мешает амбивалентность.

Поэтому в беседе важно оценить потенциальную опасность предполагаемых

действий, которая определяется наличием:

V Плана и метода суицидальных действий (их доступность, легкость и

степень летальности);

V Попыток самоубийства в прошлом, особенно, если не минуло еще и

трех месяцев;

V "последние капли" - события, побудившего к выбору аутоагрессивной

альтернативы;

V подготовки к концу жизни (завещаний, прощальных писем,

распоряжений)

В случае подростков, в силу их впечатлительности, имеет смысл

"поиграть" с фантазией абонента. Предложить ему представить, как это

будет выглядеть, опираясь на краски.

5.Заключение контракта.

При любой степени суицидального риска, если дело не доходит до

процедуры отслеживания, беседа продолжается в направлении выработки

альтернативного решения. Принципиальной установкой контракта является

уверенность, что собеседники преследуют одну и ту же цель. Подробнее

я писала выше в Техниках телефонного консультирования.

Используемая литература:

1. The Samaritans: Befrienders the Suicidal

2. Абрамова Г.С. Практика по психологическому консультированию

3. Абрамова Г.С. Практическая психология

4. Андреева Социальная психология

5. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование

6. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассника. М. 1981

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика

8. Офицеркина Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи к

рыночной экономики

9. Подросток на перекрестке эпох

10. Потапов С.А. Ткаченко А.А. Понятие о сексуальном злоупотреблении в

отношении детей и его психопатологические аспекты.

11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста

12. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст

13. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по психологии

14. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности

15. Э.Эриксон Детство и общество

1 см. Фельдштейн Хрестоматия по психологии

2 см. Райс Психология подросткового и юношеского возраста стр.17

3 см. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассника. М. 1981

4 см. здесь и далее Л. Хьел, Д. Зиглер Теории личности стр.483

5 см. здесь и далее Э.Эриксон Детство и общество.

( Идентичность означает сознание тождественности самой себе, непрерывности

во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие

также признают это.

6 см. Ф.Райс Психология подросткового и юношеского возраста. Стр.59; Стр.62

7 см. Л. Хьел, Д. Зиглер Теории личности стр.540

8 см. Ф.Райс Психология подросткового и юношеского возраста. Стр.222

9 см. Подросток на перекрестке эпох.

10 см. Подросток на перекрестке эпох

11 см. там же.

12 см. Ф. Райс Психология подросткового и юношеского возраста стр.238

13 см. там же, что и 12стр. 239

14 см. Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст.

15 см. Ф. Райс Психология подросткового и юношеского возраста стр. 425

16 см. Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст

17 см. Мудрик Социальная педагогика

18 см. Мудрик Социальная педагогика

19 см. Андреева Социальная психология стр.274

20 см. The Samaritans: Befrienders the Suicidal

22 см. Моховиков А.Н. телефонное консультирование стр. 86

23 Эмпатия. Вчувствоваться - означает настроиться на эмоциональные

переживания собеседника, помочь ему в определении своих чувств и работать с

ними, через них и сквозь них, улавливая и всеми силами поддерживая момент

их позитивного изменения.

24 см. Моховиков А.Н. телефонное консультирование стр.102

25 Техники, перечисленные мною далее, были изучены при обучении на

психолога консультанта Телефона Доверия в центре "Пеликан" в г. Бердске

2000 г.

26 см. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование

27 см. Потапов С.А. Ткаченко А.А. Понятие о сексуальном злоупотреблении в

отношении детей и его психопатологические аспекты.

28 см.

29 см. Амбрубова А.Г. Жезлова Л. Я. Методические рекомендации по

профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте.

30 Моховиков А.Н. Телефонное консультирование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.