недирективная. Руководитель стремится добиться максимальной личной
ответственности и автономности членов группы. В то же время он как
единственный профессионал среди них должен гарантировать благополучие
каждого.
Основные задачи руководителя группы:
а) побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения,
реакций и к их обсуждению;
б) создание в группе условий для полного раскрытия участниками своих
проблем в атмосфере взаимного принятия и поддержки;
в) разработка и поддержание в группе определённых норм;
г) гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.
Иногда руководят психотерапевтической группой 2 руководителя. Это
позволяет каждому из них получать обратную связь относительно своего
поведения в группе, корректировать друг друга в отношении контрпереноса. Ко-
терапевтом может выступать менее опытный, начинающий групповой
психотерапевт, приобретающий таким образом опыт.
В эффективно работающей группе руководитель не единственный, кто
осуществляет её руководство; в роли лидера могут выступать и другие члены
группы, когда они влияют на партнёров или помогают осуществлению
групповых/личных целей. Лидеры появляются даже тогда, если группа
формируется без специально назначенного руководителя. Важными показателями
способности члена группы взять роль лидера являются производимое им личное
впечатление и умение вносить в развитие группы личный вклад. Среди свойств
личности руководителя называются следующие: рассудительность, зрелость,
восприимчивость, интуиция, эмпатия, склонность к рефлексии и т.д.
Выделяются три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и
попустительский, причём демократический стиль пользуется большим успехом.
Среди ролевых функций руководителя выделяются четыре: эксперта,
катализатора, аранжировщика и образцового участника. Выступая как эксперт,
руководитель комментирует протекающие в группе процессы на уровне отдельных
участников и группы в целом; его комментарии помогают членам группы понять
своё поведение и то, как оно сказывается на других, как в конечном счёте
оно влияет на их представление о себе и обстоятельства их жизни. В качестве
катализатора руководитель группы способствует развитию событий самим фактом
своего присутствия, побуждая группу к действиям, обращая внимание на
текущие ощущения, побуждая стремиться к большей близости. Аранжировщик
старается облегчить обмен вопросами, чувствами и информацией между
участниками и помочь группе в решении её проблем и в достижении целей. Без
подсказок руководителя ситуация в группе может оставаться неясной. С
помощью различных приёмов он может переключать внимание всей группы на
поведение отдельных участников или добиваться их конфронтации. Наконец,
руководитель группы может играть роль образцового участника: умение
руководителя быть понятным, открытым, заботливым и эффективным в своих
действиях способствует выработке полезных навыков у участников группы.
6. Участники групп
Участвовать в психотерапевтических группах могут как относительно
приспособленные к жизни люди, стремящиеся к самосовершенствованию, так и
лица, нуждающиеся в коррекции эмоциональных или поведенческих расстройств.
Считается, что наилучшим объектом большинства психотерапевтических влияний
являются лица, наделённые наибольшим душевным здоровьем, по причине низкого
уровня психологической защиты. Но в любом случае, критерии отбора
кандидатов в участники зависят от типа и специфических целей группы.
Минимальное количество членов жизнеспособной группы – 4 человека. В целом
по мере роста численности группы эффективность терапевтических воздействий
снижается. К. Рудестам[1] приводит для терапевтических групп ”правило
восьми”: восемь человек есть оптимальная численность для терапевтической
группы, так как небольшое количество способствует близости и налаживанию
прямых контактов и обеспечивает необходимую динамичность и разнообразие
опыта взаимодействий. Группы личностного роста могут иметь больше
участников – до 15 человек.
Что касается однородности или разнородности состава, то считается, что
группы, рассчитанные на малые сроки существования или на оказание
эмоциональной поддержки, тяготеют к большей однородности состава
участников, тогда как группы, рассчитанные на более длительные сроки или на
выработку межличностного понимания, могут выиграть от большей
разнообразности.
В литературе приводится способ определения контингента лиц, которым
группа может принести наибольшую пользу, по методу “от противного”: изучая
“отказников”, то есть преждевременно вышедших из состава группы. Как
правило, причины, по которым люди прекращают своё участие в группе, такие:
озабоченность проблемами внегруппового характера; неспособность вписаться в
группу; отстранённость, нежелание самораскрытия или нереалистичные
ожидания; боязнь “заразиться” чужими эмоциями.
Раздел II. Обзор методов групповой психотерапии.
Психокоррекционные группы можно разделить на 4 категории: группы решения
проблем; группы развития межличностных навыков; группы личностного
развития; терапевтические группы. Но обычно задачи групп перекрываются, не
ограничиваясь одним направлением. Двумя основными параметрами классификации
различных типов групп являются степень, в которой руководитель доминирует в
организации группы и управлении её работой и то значение, которое придаётся
эмоциональному стимулированию членов группы в противовес рациональному
побуждению к работе.
группы встреч
Группы встреч ориентированы на оказание психологического содействия росту
личности. Основоположником практики групп встреч явился Карл Роджерс; его
вкладом в групповое движение стала концепция “основной встречи”, связанная
с его работами в области клиент-центрированной психотерапии. Члены группы
в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства
других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во
взаимоотношениях с окружающими. Лидер занят созданием атмосферы
безопасности и доверия, поощряет выражение интимных мыслей и чувств,
избегает проведения запланированных процедур, ориентирует на безусловное
позитивное принятие другой личности для преодоления сопротивления
участников раскрытию личностных установок и включения в групповой процесс
всех членов группы.
Другая разновидность групп встреч связана с концепцией “открытой
встречи”, предложенной В. Шутцем. Центральной здесь является идея единства
тела и сознания; любое психологическое воздействие, которое игнорирует
телесные ощущения, будет неполным. Шутц выдвинул программу активных
телесных упражнений наряду с методами вербальной конфронтации для осознания
своих длительно подавляемых эмоций. Шутц так определил само понятие
“встреча”: встреча есть способ установления отношений между людьми,
основанный на открытости и честности, осознании смого себя и своего
физического Я, ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип
“здесь и сейчас”.
Существует целый спектр групп встреч, в том числе такие, в которых
преобладают невербальные процедуры (танцы, bodywork). Наряду с регулярно
функционирующими группами, существуют группы марафона, собирающиеся один
раз на длительный период с небольшими перерывами на отдых/сон.
Группы встреч обычно отличаются от традиционных психотерапевтических
групп по методам и по целям. Однако границы между психотерапевтическими
группами и группами встреч не так ясны и чётки, как может показаться на
первый взгляд. В то время, как обычные виды групповой психотерапии
направлены на помощь пациенту в общественной адаптации, в группах встреч
личность рассматривается как имеющая право и возможность искать
удовольствия и требовать удовлетворения желаний, т.е. в большей степени
актуализироваться, чем адаптироваться к обществу. Цели конкретного
участника идентифицируются в начале группового процесса. Группа встреч
организована по принципу “здесь и сейчас”, предполагающему осуществление
участниками сиюминутного выбора и их ответственность за последствия своего
выбора. Участников группы обычно просят соблюдать универсальные базовые
правила: организовать открытое и честное общение, уделять особое внимание
телесным ощущениям, больше обращать внимания на чувства, а не апеллировать
к прошлому опыту и рассудочному описанию.
В цикле существования группы прослеживаются определённые феномены,
имеющие тенденцию проявляться в следующей последовательности: участники
осматриваются; нежелание раскрыться; описание прошлых чувств; выражение
негативных эмоций; выражение и исследование личностно значимого материала;
выражение спонтанных чувств между участниками группы; развитие в группе
психотерапевтической способности; принятие себя и начало изменений;
разрушение психологических защит/масок; налаживание обратной связи между
участниками; конфронтация; взаимопомощь вне групповых сессий; “основная
встреча” (истинное общение); выражение положительных чувств и близости;
поведенческие изменения в группе.
Ведущий (фасилитатор) выступает в качестве модели самораскрывающейся
личности, способной к конфронтации (предъявлению участнику/группе
неосознаваемых/амбивалентных установок/отношений, требующих осознания и
проработки). Ведущий пытается помочь членам группы получить значимый
эмоциональный опыт, стремясь к спонтанности. Большинство приёмов и
упражнений, демонстрируемых фасилитатором, способствуют эмоциональной
оценке участниками собственной жизни или даже эмоциональному катарсису.
Выбор конкретных упражнений и техник (“микролаборатория”, встреча,
одиночество, “доверительное падение”, “последняя встреча”, общение в паре и
многие другие) зависит от уровня работоспособности группы и от стадии
процесса.
Опыт участия в группах встреч усиливает чувствительность к оттенкам
межличностных отношений, повышает самооценку; уменьшается отчуждённость,
возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.
тренинговые группы
Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и
обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и
саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и
профессиональных умений.
Тренинговыми группами называются такие группы, в которых проводятся
тренинги определённой ориентации или групповая психотерапия. Их состав,
особенности происходящих процессов, цели и методика работы зависят от
исходной теоретической позиции. Как отмечено выше, цели тренинговых групп
могут быть различными: обучение навыкам саморегуляции, развитие
коммуникативных возможностей, личностный рост участников.
Выделю основные тренинговые группы:
а) тренинги саморегуляции (аутотренинг, тренинг биологической
саморегуляции);
б) тренинги коммуникативных умений (групповые варианты поведенческого и
социально-психологического тренинга);
в) тренинговые группы, стимулирующие личностный рост (тренинги, имеющие
различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие
отдельных сторон личности участников, например, самопонимание, развитие
стратегии личностного развития и т.д.). Имеет смысл выделить тренинговые
группы этого типа динамической, гуманистической, когнитивной,
психодраматической и других ориентаций;
г) обучающие тренинги (направленность на совершенствование навыков,
необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность
общения).
При разнообразии тренинговых групп и различий в их теоретической базе
можно выделить некоторые основные приёмы: основные методы ролевой игры и
групповой дискуссии могут дополняться вариациями упражнений невербальной
коммуникации, тренингами определённых навыков и т.д.
Психодрама
1. Краткое изложение психодраматического подхода
2. Фаза разминки
3. Игровая фаза
4. Изменение отношений, существующих в группе
5. Фаза интеграции
6. Заключительные замечания
Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживание
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|