Шпоры по психологии
|30 |29 |
|Паника как массовое психологическое |Психология массовых слухов – это форма |
|явление – это стихийное поведение |искажения информации о значимом объекте, |
|большого числа людей, находящихся в |циркулирующей в больших диффузных группах|
|эмоциональном возбуждении связанное с |в условиях неопределенности и |
|чувством неконтролируемого страха. Это |социально-психологической нестабильности.|
|стихийно возникающее, неорганизованное |Это наиболее распространенное явление. |
|состояние и поведение людей. |Причины слухов: 1)возникаю в связи с |
|Факторы, влияющие на панику: 1)общая |важными для людей событиями 2)в условиях |
|психологическая атмосфера тревоги и |неопределенности (непонятная или |
|неуверенности 2)наличие возбуждающих и |противоречащая информация 3)политическая |
|стимулирующих панику слухов 3)личностные |и экономическая нестабильность в обществе|
|качества (наличие предрасположенности к |4)потребность людей в новой, необычной |
|панике) 4) при стечение частных и |информации |
|конкретных условий жизни. |Функции слухов: 1)удовлетворяют и |
|Также на панику влияют: 1)уровень |стимулируют естественную потребность |
|образования (более высокий – менее |человека в познании окружающего мира |
|подвержен) 2)имущественный статус (чем |2)снимают или снижают неопределенность |
|выше – менее подвержен) 3)семейный статус|относительно важных событий 3)помогают |
|(более подвержены матери одиночки) |сориентироваться в ситуации и регулируют |
|4)внушаемость, критичность, уровень |поведение |
|тревожности |Стратегии профилактики слухов: |
|Формы поведения при панике (исследование |1)добиваться высокой степени |
|Кэнтрила с радио): 1)испытали легкое |информированности диффузных групп |
|чувство страха, затем самостоятельно |2)снижать значимость событий вокруг, |
|проанализировав ситуацию успокоились 2) |которых назревают слухи 3)улучшение |
|испытали чувство страха, затем обсудив с |политической, экономической и |
|кем-то ситуацию успокоились 3)сильно |межнациональной обстановки |
|испугались, затем самостоятельно |4)нейтрализовать влияние |
|проанализировав ситуацию впадали в панику|распространителей слухов |
|4)сразу паниковали, не пытаясь ничего | |
|проверить | |
|Сверхпаника (люди находятся в | |
|оцепенении). | |
|Наблюдаются феномены: 1)центральности | |
|9переживает из-за того, что находится в | |
|самом центре событий 2)утрата чувства | |
|пространственной ориентировки 3) утрата | |
|границ между жизнью и смертью 4) человек | |
|переживает одиночество, даже если | |
|находится среди людей | |
|28 |27 |
|Психология толпы: характеристика, виды, |Большая социальная группа, объект |
|поведение Толпа - многочисленные |исследования |
|скопления людей. К ним относятся: |Значение исследований обусловлено тем, |
|стихийные бедствия, общественный |что человек осуществляет свою |
|транспорт, массовые зрелища, политические|жизнедеятельность как член той или иной |
|акции, места массовых празднований и |социальной группы. |
|отдыха. |Виды БСГ: Основой деления является |
|Характеристики толпы: В неограниченных |характер межгрупповых и внутригрупповых |
|пространствах толпа формируется |социальных связей. В первом случае – |
|кольцеобразно, имеет центр и периферийные|группы существуют независимо от сознания |
|слои. В ограниченных пространствах форма |и воли людей. Во втором – сознательное |
|зависит от физических ограничений. |объединение людей. По времени |
|Величина толпы определяется количеством |существования: длительно существующие |
|собравшихся людей. Плотность толпы |(нации, классы) и коротко существующие |
|определяется числом людей, приходящихся |(митинги, толпа) По хар-ру |
|на 1 кв.м. Границы толпы имеют подвижную |организованности (партии, союзы) |
|форму. Состав толпы зависит от причин, по|неорганизованности, возникающие стихийно |
|которым она возникает. |(толпа) и организованные сознательно |
|Особое поведение человека в толпе: |(партии) |
|1)нивелирование индивидуальных различий в|БСГ интегрируется по объективным |
|толпе 2)увеличение силы одного человека, |(социально-демографические показатели) |
|в составе толпы 3)снижение |субъективным (партии) |
|интеллектуальной характеристики |объективно-субъективным (комитет |
|4)снижение самоконтроля в зависимости от |солдатских матерей) основаниям |
|ситуации и вида толпы 5)в толпе |Уровни интеграции БСГ: 1)типологический |
|распределяется внимание |(домохозяйки) – нет единства по |
|6)иррациональность поведения в толпе |социально-психологическим показателям, не|
|Основные признаки толпы: |относят себя к группе 2)идентификационный|
|1)многочисленность 2)высокая контактность|(человек ассоциирует себя с той или иной |
|(люди находятся близко друг от друга) |группой) 3)установочная солидарность |
|3)эмоциональная возбужденность |(готовы действовать в совместной |
|4)неорганизованность (стихийность) |деятельности) 4)непосредственной |
|5)неустойчивость цели (бесцельность) |совместной деятельности Факторы, |
|Виды толпы: 1)по уровню активности: |определяющие уровни интеграции: 1)степени|
|пассивные (отсутствие эмоционального |однородности-разнородности (чем более |
|возбуждения, стимула, быстро собирается, |однородна, тем выше уровень интеграции) |
|и рассеиваться) активные (всякая толпа, |2)Эмпиричные характеристики БСГ |
|находящаяся в состоянии эмоционального |(позволяет отделить одну группу от |
|возбуждения): агрессивные (решает |другой) 3)внутри и межгрупповые |
|проблемы насильственным путем) |коммуникации 4)социальная мобильность БСГ|
|спасающаяся (паническая толпа) |(при высокой вероятности перехода в |
|стяжательская (стремление к грабежу, |другую группу, снижается интегрированость|
|мародерству) |БСГ |
|Толпы бывают долговременные и ситуативные|Свойства БСГ: 1)активность - пассивность |
| |БСГ 2)открытость – закрытость (для |
| |вхождения в эту группу) |
| |3)целенаправленность-бесцельность |
| |4)интегрированность – |
| |дезинтегрированность |
|16 |17 |
|Психологические механизмы социальной |Межличностные отношения – это объективно |
|перцепции. |переживаемые, в разной степени |
|Включает восприятие социальной |осознаваемые взаимосвязи между людьми. |
|действительности и человека человеком. |Межличностное общение – общение личности |
|Механизмы включают: 1)феномен первого |с личностью. Отношение к другому |
|впечатления 2)механизм проекции (человек |человеку. Общественные отношения – |
|переносит свои переживания, ощущения на |отношения между представителями больших |
|другого человека) 3)категоризация |социальных групп. |
|(отнесение человека к той или иной группе|Виды: по модальности (позитивные |
|по определенным критериям 1)число |(положительные), негативные |
|категорий (min 1-2) 2)модальность |(отрицательные), амбивалентные |
|категории (по позитивным критериям |(двойственные) нейтральные) по целям |
|(относится к группе) по негативным |(деловые, личные) по направленности |
|критериям (не относится к группе)) |(вертикальные (различные иерархические |
|4)механизм упрощения (преувеличение |уровни) горизонтальные (один уровень)) |
|негативного или позитивного восприятия |Структура: 1)когнитивный компонент |
|характеристик человека) 5)механизм |(предполагает осознание того, что |
|переноса (переносим мнение, которое мы |нравится, а что не нравится в |
|получили в другой ситуации) 6)механизм |межличностных отношениях) 2)поведенческий|
|создания «жертвы» (хочется пожалеть |компонент (реализуется в конкретных |
|человека) 7)механизм группоцентризма |действиях. Если человек нравится, |
|(человек воспринимается через призму |поведение будет доброжелательным) |
|статуса)) |3)эмоциональный компонент (переживание, |
|Факторы социально-перцептивной точности |оценка другого человека, обусловлены |
|1)характеристика субъекта восприятия |социо-культурными нормами групп)) |
|2)характеристика объекта восприятия |Функции: 1) помогают адаптироваться в |
|3)характеристика взаимоотношений между |новой среде 2)познавательная (соц. |
|объектом и субъектом 4)физические и |познание, познание другого человека) |
|социальные условия среды, в котором |3)удовлетворяют потребности человека в |
|происходит процесс восприятия 5)цели и |контакте с другими людьми |
|задачи социальной апперцепции | |
|Биологические характеристики: пол и | |
|возраст. Эти показатели влияют на | |
|восприятие другого человека. | |
|Психодинамические факторы: например | |
|тревожные люди обладают большей | |
|социальной перцепцией. | |
|Факторы профессии: лучше воспринимают те | |
|люди, чьи профессии связанны с | |
|восприятием людей | |
|Эмоциональное состояние: от него зависит,| |
|как воспримет человек другого человека | |
|18 |19 |
|Основные феномены межличностных отношений|Понимание малой группы – это небольшое по|
| |размеру объединение людей, объединенных |
|1)симпатия (избирательная |общей целью и которые могут |
|привлекательность (вызывает когнитивный,|контактировать между собой. |
|эмоциональный, поведенческий отклик), |Количественная характеристика: нижняя |
|эмоциональная привлекательность) |граница – 2-3 человека, верхняя – 20-25. |
|2)аттракция ((притяжение) понимает |Наиболее оптимальная группа 7+-2 |
|потребность одного человека быть вместе с|Качественная характеристика: контактность|
|другим, обладающим определенными |группы – способность каждого члена группы|
|особенностями) 3)антипатия 4)эмпатия |беспрепятственно контактировать друг с |
|(сопереживание, отклик одной личности на |другом целостность социальная и |
|переживание другой) 5)совместимость |психологическая общность индивидов, |
|(оптимальное сочетание психологических |входящих в группу. |
|особенностей партнеров, способствующих |В группе малой численности (3-4) быстро |
Страницы: 1, 2
|