Шпоры по психологии
|24. Направленность. – психическое свойство |7.Отечественная психология 1918-1930г.г. |
|человека, в котором выражаются ее основные |После революции первые годы отечественная|
|потребности, мотивы, цели и установки. |психология продолжала развиваться во |
|Компоненты направленности: |взаимодействии с мировой. Растет интерес |
|Мировоззрение (точка зрения) |к социально-психологическим проблемам, |
|Цель - наиболее значимые предметы, явления и |проблемам личности. Возникают новые |
|объекты, достижение и обладание, которыми |направления. В области психологии труда |
|составляет существо его жизни и деятельности.|– психотехника, в области психологии |
| |обучения – педология, общей психологии – |
|Потребности – на основе которых он ставит |реактология. |
|цель(Нужда в чем-либо). Бывают материальные |Однако в советское время произошла |
|(пища, отдых, условия жизни) и духовные |абсолютизация физиологической идеи. |
|(связаны с жизнью человека в обществе) |Согласно официальной установке, только |
|Мотивы - это те внутренние силы, которые |таким путем могло быть достигнуто истинно|
|связаны с потребностями человека и |научное психологическое знание, что |
|побуждающие его к определенным действиям, с |только так будут, обеспечены передовые |
|целью удовлетворения потребностей. |позиции советской психологии. Претворение|
|Установка - содержит в себе цель и |в жизнь официальной установки потребовало|
|соответственную настройку психических |активного применения жестких |
|процессов или личности в целом на |административных мер. |
|осуществление той или иной деятельности. |1946-1985 К концу 50-х началу 60-х годов |
|18. Речь- психический познавательный процесс-|сложилась ситуация, когда психологии была|
|это процесс индивидуального использования |отведена роль раздела в физиологии высшей|
|языка в целях общения с другими людьми. |нервной деятельности и комплекса |
|Функции: |психологических знаний в |
|Выражение-(благодаря речи может полнее |марксистско-ленинской философии. |
|передавать свои чувства, переживания, |Фактически это означало отрицании |
|отношения) выразительность речи и ее |психологии как самостоятельной науки. |
|эмоциональность значительно расширяют ее |Рубинштейн, Выготский, Леонтьев, Ананьев,|
|возможности |Лурия, Мясищев. В советский период |
|воздействие (побуждение к действию) |отечественными учеными было выработано |
|обозначение () способы человека посредством |определение психологии как науки о |
|речи давать предметам и явлениям присущие |психике, закономерностях ее проявления и |
|только им названия |развития. Определение психики опиралось |
|сообщение – обмен мыслями между людьми |на положения марксистской философии. |
|посредством слов, фраз и предложений. | |
|Виды речи: | |
|внешняя речь – практически осуществляемый | |
|обмен мыслями между людьми в процессе общения| |
| | |
|устная (произнесение вслух) | |
|монологическая | |
|диалог | |
|писменная | |
|внутренняя –не выполняет ф-ций общения, а | |
|лишь обслуживает процесс мышления | |
|активная- речь говорящего/пишущего | |
|пассивная - слушающего | |
|21. Характер - психологическое свойство |20. Темперамент- это психическое свойство|
|личности опреднл. Линию поведения и поступки |личности характеризующее динамику |
|человека и выраж. В его отношении к |протекания психических процессов. Высшая |
|окружающему миру, деятельности, дрдругим |нервная деятельность характеризуется |
|людям и самому себе. |различным соотношением двух основных |
|Виды характера: |процессов – возбуждения и торможения. |
|по отношению к окружающему миру: |Нервные процессы характеризуются силой, |
|Убежденный |уравновешенностью и подвижностью. Сила |
|Беспринципный |нервных процессов характеризует нервную |
|По отношению к деятельности |систему человека с точки зрения |
|Деятельный, |способности выдерживать влияние |
|Бездеятельный |раздражителей. Уравновешенность н. п. |
|По отношению к людям |Указывает на соотношение н. п. |
|Общительный |возбуждения и торможения. Подвижность |
|Замкнутый |определяется способностью к быстрой смене|
|По отношению к самому себе |процессов возб. И торм. |
|Альтруистический |Свойства: Сензитивность- |
|Эгоистичный |чувствительность, Реактивность- |
|1. Характер человека формируется довольно |непроизвольная реакция, Активность- |
|рано в онтогенезе и на протяжении остальной |энергичность в преодолении, Темп реакции-|
|его жизни проявляет себя как более или менее |скорость протекания рекаций и процессов, |
|устойчивый. |Пластичность – приспособление, Регидность|
|2. Те сочетания личностных черт, которые |– противопол пласт, |
|входят в характер человека, не являются |Экстраверсия-интроверсия –в данный момент|
|случайными. Они образуют четко различимые |– прошлое и будущее |
|типы, позволяющие выявлять и строить |Сангвиник: |
|типологию характеров. |Пониж сензитивность |
|3. Большая часть людей в соответствии с этой |Высокая реактивность |
|типологией может быть разделена на группы. |Высокая активность |
|Типология характеров, предложенная немецким |Уравновешенность |
|ученым К. Леонгардом: гипертимный, дистимный,|Пластичность |
|циклоидный, возбудимый, застревающий, |Экстравертированность |
|педантичный, тревожный, эмотивный, |Ускоренный темп реакции |
|демонстративный, экзальтированный, |Холерик |
|экстравертированный, интровертированный. |Пониженная сензитивность |
| |Высокая реактивность |
| |Ввысокая активность |
| |Ускоренный темп реакции |
| |Регидность |
| |Экстраверт |
| |Повышенная эмоциональная возбудимость |
| |Флегматик |
| |Пониженная сензитивность |
| |Низкая реактивность |
| |Высокая активность |
| |Регидность |
| |Интроверт |
| |Пониженная эмоциональная возбудимость |
| |Замедленный темп реакций |
| |Меланхолик: |
| |Повышенная сензитивность |
| |Невысокая реактивность и активность |
| |Регидность |
| |Интроверт |
| |Повышенная возбудимость |
| |Замедленный темп реакции |
| |Депрессивный характер эмоций |
|22.Воля относится к психическим процессам и |15. Память - это процесс запечатления , |
|выражает способность человека сознательно |сохранения и последующего воспроизведения|
|управлять своим поведением и мобилизовать |человеком своего опыта. Процессы памяти: |
|свои силы на достижение постановленной цели. |запоминание, сохранение, забывание, |
|Воля проявляется в практической деятельности |воспроизведение. |
|человека в форме волевых действий. |Виды памяти: |
|Компоненты волевого действия: |Образная память ( зрительная, звуковая, |
|Сознательность |осязательная, обонятельная, вкусовая) |
|Наличие цели |Двигательная (память на единичное |
|Наличие трудностей |движение и комплексное движение) |
|Мобилизация сил |Словесно - логическая (смысл изложенного,|
|23. Эмоции – это непосредственно форма |логику, соотношение между элементами |
|выражения чувств (одна из форм отражения |полученной информации) |
|объективного мира в сознании человека, это |Эмоциональная (память на переживания) |
|переживание человеком своего отношения ко |Кратковременная, оперативная, |
|всему тому, что он делает, познает и к тому, |долговременная |
|что его окружает). | |
|По влиянию на деятельность: | |
|Стенические (активные) |16.Мышление. – это процесс отражения |
|Астенические (понижающие активность) |существенных связей и отношений, |
|По форме протекания: |предметов и явлений. Мыслительные |
|Настроение (слабо выраженное эмоциональное |операции: анализ (разложение) – синтез |
|проявление, отличающееся значительной |(восстановление целого); сравнение |
|длительностью и слабым осознанием причин и |(сопоставление); абстрагирование |
|факторов их вызывающих) |(мысленное отвлечение); обобщение ( |
|Аффекты (переживание большой силы с коротким |объединение по признаку). |
|периодом протекания характеризуются |Формы мышления: |
|значительным изменением в сознании, |Понятие-это отражение в сознании человека|
|нарушением волевого контроля) |общих и существенных свойств предмета или|
|Страсть (сильное, глубокое, длительное и |явления. |
|устойчивое переживание с ярковыраженой |Суждение – это основная форма мышления в |
|направленностью на достижение цели) |процессе которой утверждается или |
|По сложности и содержанию: |отрицается связи между предметами или |
|Простые (низшие)-голод |явлениями. |
|Сложные (высшие) – морально – политические, |Умозаключение- это выведение из одного |
|любовь. Недоумение, значительность, ясность |или нескольких суждений нового суждения. |
|мысли. | |
|Эстетические- возникают в связи с |Виды мышления: |
Страницы: 1, 2
|