рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое,
механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте
ребенку возможность покричать на улице.
От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту,
повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от
прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим,
необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка,
нарушение сна и питания, отставание в школе.
Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в
учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то
сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной
психологической нагрузкой. Однако причиной детского стресса в любом
возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение
еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть
домашнего питомца.
Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить
это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок
находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной
стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о
том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от
ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а
также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по
утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о
разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не
приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что
родители любят его, поддерживают, гордятся им.
Дети иногда страдают. И причины своих страданий объяснить, как правило,
не умеют. Детский стресс не похож на взрослый, и распознать его гораздо
труднее. Но можно попробовать.
Стресс у маленьких
Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен
без видимых вам причин и это состояние затянулось, скорее всего он
находится в стрессе. Наиболее часто у детей до десяти лет усиливаются в
этот момент страх, агрессия, происходит так называемый регресс.
1. Регресс - это возвращение к формам поведения раннего детства: когда
восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлетний, плачет и
цепляется за юбку уходящей мамы, а семилетняя девочка просит покормить ее с
ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.
Что делать? Наиболее частая реакция родителей - раздражение, даже гнев: "И
тебе не стыдно!" Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-
то тяжелой, непонятной малышу ситуации. Мешать "регрессировать" ребенку не
надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили.
Переждите регресс - он пройдет. Вспомните, может, недавно произошла
семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова начал
сосать палец.
2. Страхи. Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку,
значит, он явно находится в стрессе. И вовсе не обязательно, что такое
состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные
катаклизмы, потеря любимой собаки, стресс у матери и т. д.
Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастных страхов. Для пяти-
восьмилетних детей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами
про них говорят или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях.
Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда
ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя
защитить: закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду
включает свет. При этом "пугала" множатся, буквально лезут из всех щелей:
он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на
лестнице, и тишины. К дневным тревогам присоединяются ночные кошмары,
регулярный плач среди ночи. И все это не проходит, а тянется без конца. В
результате ребенок практически "уходит" в свой страх, подчиняет ему всю
жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными
ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня
за руку, гладь животик и т. д.
Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не
проходит. Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование - оба эти занятия
хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки этого страха.
Подслушайте незаметно разговоры ребенка с игрушками. Если ничего не удается
сделать самим, придется обратиться за помощью к специалисту.
3. Агрессия. Заметив, что ваш прежде такой покладистый и дружелюбный
ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко,
швырять в стенку книжки, замахиваться на окружающих, имейте в виду: это
признаки стресса. Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ребенок
всегда агрессивен - это черты характера. Такой уж он у вас драчун и задира.
И другое дело, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно
бы подменили.
Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные
драки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об
активности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.
Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с
ситуацией (а вызвать агрессию может все что угодно) - хотя бы потому, что
создает ребенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается
сторицей, только усиливая его возбуждение. Кроме того, она легко
закрепляется и переносится в дальнейшую жизнь - как способ разрядки.
Сложность в том, что агрессию нельзя запретить (например, наказать ребенка
за вспышку ярости) - нельзя же лишать его совершенно естественной формы
защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы. Ну, например, учить
ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту;
анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное,
чтобы он усвоил: всегда есть выбор, есть другие способы отреагировать на
обиду, боль, несправедливость. Ребенку помладше в ответ на злобную выходку
можно сказать: пойдем поиграем, потом порисуем - и он просто переключится.
Устройте кукольную драку на худой конец. Ребенку постарше задайте вопрос:
"А как еще можно было бы поступить в такой ситуации?" Кстати, гораздо
важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы - пусть он сам ищет
выходы, иначе ничему не научится.
Ученые считают, что, если до десяти лет не научить ребенка справляться с
агрессией, потом уже трудно будет что-то исправить.
4. Наконец, у малышей лет до пяти довольно ярким признаком сильного
нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: когда утром и днем
он сонливый и вялый до удивления, а вечером, перед сном, необычайно
возбужден и активен.
Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское успокоительное - какое,
подскажет невропатолог.
5. Родителей часто сбивают с толку необъяснимые рвоты, расстройства
кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности. Это
случается на нервной почве - когда ребенок сильно переволнуется, - но
быстро проходит.
Когда тяжелее всего
Есть три ситуации, в которых дети наиболее уязвимы, то есть подвержены
стрессу. 1. Школа
Понятно, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И
название у этого стресса имеется - школьная фобия, а попросту страхи. На
первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка
убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь она
зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно "страшным" уроком у
него может все время болеть голова, подниматься давление...
В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и
издевательства сверстников.
В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может
вспыхнуть все та же агрессия, от которой родители просто теряются. Еще бы:
боится-то он учителя, а третирует близких. Обычно так реагируют дети до
десяти лет, но и со старшими это случается - чаще из-за неприятия
одноклассниками.
Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности
сосредоточиться, которая так раздражает многих родителей. Некоторые особо
чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную
перегрузку. Что делать? Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит:
усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело. С
рассеянностью тоже бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с
помощью доверительных бесед, анализа не удается вытащить ребенка из
стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу.
Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или
тех, где нет настоящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются -
"стрессодоступные". Банально, но факт: дети, окруженные любовью и
пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более защищенными. Другое
дело, что скатывание в двойки, к примеру, может быть связано не только со
школой, но и с обострением семейных проблем.
Семейные конфликты
Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного
поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные
проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на
домашние драмы явно - грубостью, двойками, непослушанием или истериками, а
другие - тихие и прилежные - ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вообще
ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и
незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие
симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и
даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость. Наконец, что печально,
дети с очевидными отклонениями в поведении - это уже результат пребывания в
длительном хроническом стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну
например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у
подружек кукол... Это называется "деструктивное поведение". Весьма
вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность.
Самое распространенное заблуждение - что, если тщательно скрывать от
ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не
заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж
страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор,
настроен на материнское биополе.
Что делать? За ответом на вопрос: "Что с ним происходит?" почаще
обращайтесь к себе: "Что со мной (в нами) происходит?" И лучше не
пренебрегать помощью специалиста.
Подростковый возраст
Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного
"я", с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это
абсолютная норма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что
они начинают осознавать трагические стороны жизни.
Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую
музыку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия - все
это в принципе тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у
подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился.
Вроде напряжение как рукой сняло. Только у "музыкальной защиты" есть и
оборотная сторона. Полный уход в музыку - это потеря контакта с родителями,
отказ озвучивать свои проблемы.
Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот
трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями. Если
семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и
не найти свое "я", например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А
если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет
страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем.
Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в
себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить
внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо
известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный
возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.
Почему нельзя не реагировать
Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз, головные
боли, гастриты, язвенные колиты, астма, нейродермит, непроизвольное
мочеиспускание и т. д. - вот неполный перечень типичных детских недугов -
болезней стресса. Длительный страх может привести к заиканию, энурезу.
Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак
невроза. В общем, лучше вовремя замечать всякие странности, не доводя до
болезней. Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни,
приводит к необратимым аномалиям поведения. Например, деструктивному.
Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и
вялый, чересчур заторможенный и т. д. - все это неспроста: значит, дети в
какой-то момент "сломались".
О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить
не приходится. Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно.
Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в командировку. А у
него, уже взрослого, началась болезнь под названием "боязнь привязаться",
из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно
и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то,
тут же его и бросает сам.
Что делать со стрессами?
Главное - их замечать. 1. Заметив у ребенка от пяти до семи-восьми лет
признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в рисование и игру. 2. С
детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении, почаще ведите
откровенные разговоры. Самое важное - не терять с ними контакт. 3. И в
случае кратковременных стрессов, и во время затянувшихся кризисов хорошо
помогают разные седативные средства. Среди современных препаратов одно из
самых действенных и одновременно мягких - "Новопассит". Он безвреден,
потому что создан на основе трав, и оказывает глубокое успокаивающее
воздействие на нервную систему.
Страницы: 1, 2, 3
|