реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сознание

реферат

средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством

общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют единство: в своем

существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная

действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной

деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только

выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и

языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не

разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к

понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек

фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность

подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои

мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только

испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом

единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи

отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего

языкового бытия. Через сознание язык в конечном счете выражает структуру

бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства

отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык

обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие

болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на

сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,

в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость

мышления от языка не является абсолютной.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до

завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для

исследования.

4. Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют

в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем

самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его

структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не

просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,

представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание

вещей, а также переживание. Способ, каким существует сознание, это -

знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми

знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей

имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности

понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют

ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно

включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно

благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в

фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может

человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни

человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие

собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс

познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,

интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе

как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными

на объект. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли.

Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

5.1 Сознание и мозг.

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший

нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,

включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с

ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним

миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган

сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга

зависит и уровень сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо

развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного

человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции,

представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания

от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка

формируется, как известно, в связи с развитием его мозга.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.

Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура

организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда

повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять

сложные программы поведения. При поражении затылочно-теменных отделов коры

левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование

геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир

личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек

систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,

физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют

о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,

которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,

нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание

всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует

помимо них.

5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не

означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в

нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не

холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные

предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,

идеальное. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в

человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу

человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,

идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле

этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому

нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,

реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,

индивидуальное сознание, а также весь мир духовной культуры человечества

есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя

сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а

сознание - субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.

Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.

Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего

верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

5.3. Активность сознания.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе

практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не

только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая

направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно так или иначе практически

реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи.

Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того,

что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую

реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической

деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием

внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают

характер цели.

Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность

человека. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и

поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и

эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически

человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику

сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено

целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в

соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения

целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому

совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит

неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,

необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены

общественной практикой, объективным миром.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный

мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале

нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно

изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном

пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей

возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым

шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает

чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является

необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты

и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе

сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,

воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в

идеальное.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

овладевая массами, становятся “материальной силой”.

6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам

сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае

с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и

трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,

которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически

сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

творческого преобразования его. Это неоднократно подтверждалось в истории

тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут

опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество

есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных

представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., выступает

составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного

индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама

возможность воздействия общественного сознания на общественное бытие

заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать

бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та

исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его

объективно необходимым и реально существующим элементом любого

общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и своими законами развития, общественное

сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного

для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное

сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса,

либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного

сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его

эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от

субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного

отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого

над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом

исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, которое

накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление

личности.

7.Заключение.

В заключение рассмотрения темы настоящей работы необходимо

резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,

свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

сознания.

5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

- человеческого мозга.

6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -

единое целое.

7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его

действительность. Оно активно.

Список литературы.

1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.