средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством
общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют единство: в своем
существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная
действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной
деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только
выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и
языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не
разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к
понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек
фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность
подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои
мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только
испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом
единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи
отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего
языкового бытия. Через сознание язык в конечном счете выражает структуру
бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства
отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык
обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие
болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на
сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,
в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость
мышления от языка не является абсолютной.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до
завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для
исследования.
4. Структура сознания.
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком
уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем
самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его
структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не
просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,
представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание. Способ, каким существует сознание, это -
знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми
знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей
имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности
понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют
ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно
включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно
благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в
фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и
ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное
искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может
человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни
человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие
собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),
настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс
познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,
интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе
как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными
на объект. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли.
Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их
гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.
5.1 Сознание и мозг.
Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший
нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,
включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с
ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним
миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган
сознания, а сознание - функция человеческого мозга?
Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга
зависит и уровень сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо
развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного
человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции,
представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания
от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка
формируется, как известно, в связи с развитием его мозга.
Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.
Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура
организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда
повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять
сложные программы поведения. При поражении затылочно-теменных отделов коры
левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование
геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир
личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек
систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,
физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют
о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,
которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,
нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание
всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует
помимо них.
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не
означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в
нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не
холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные
предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,
идеальное. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в
человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни
обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу
человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,
идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле
этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому
нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,
реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,
индивидуальное сознание, а также весь мир духовной культуры человечества
есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя
сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а
сознание - субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.
Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.
Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.
Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения
действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего
верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
5.3. Активность сознания.
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе
практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не
только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая
направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Содержание сознания обязательно так или иначе практически
реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи.
Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того,
что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую
реализацию.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической
деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием
внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают
характер цели.
Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность
человека. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и
поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и
эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически
человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику
сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено
целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в
соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения
целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому
совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит
неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,
необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены
общественной практикой, объективным миром.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно
существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный
мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале
нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно
изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном
пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей
возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым
шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает
чудесной способностью новаторства, творчества.
Признание активного, творческого характера сознания является
необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты
и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе
сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,
воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в
идеальное.
Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и
общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,
овладевая массами, становятся “материальной силой”.
6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов
природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для
этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной
практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,
наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам
сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.
Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае
с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и
трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,
которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически
сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с
возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не
только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-
творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может
отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-
творческого преобразования его. Это неоднократно подтверждалось в истории
тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут
опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество
есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных
представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., выступает
составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного
индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,
нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама
возможность воздействия общественного сознания на общественное бытие
заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же
процесса. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать
бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та
исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его
объективно необходимым и реально существующим элементом любого
общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни
(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и
т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-
разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена
общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая объективной природой и своими законами развития, общественное
сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного
для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное
сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса,
либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного
сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его
эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от
субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного
отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого
над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом
исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, которое
накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление
личности.
7.Заключение.
В заключение рассмотрения темы настоящей работы необходимо
резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,
свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,
логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.
Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого
сознания.
5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы
- человеческого мозга.
6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -
единое целое.
7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его
действительность. Оно активно.
Список литературы.
1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для
вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
Страницы: 1, 2
|